Контрольная работа по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Клетка – структурная единица живого организма. Химический состав, строение.
Гигиенические требования к режиму дня в дошкольном учреждении. Особенности построения режима дня в разных возрастных группах.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по анатомии.docx

— 116.17 Кб (Скачать файл)

Аппарат Гольджи. Основные функции: модификация белков синтезированных в ЭПС; упаковка секретируемых продуктов в гранулы; синтез некоторых полисахаридов; формирование клеточной мембраны; образование лизосом; у простейших участвует в образовании сократительной вакуоли; формирует акросому сперматозоидов.

Лизосомы. Образуются в аппарате Гольджи. Только что отделившаяся от аппарата Гольджи лизосома называется первичной. Первичные лизосомы могут выполнять различные функции. В зависимости от тог, какую функцию выполняют первичные лизосомы, выделяют пищеварительные лизосомы, осуществляют внутриклеточное пищеварение; аутолитические лизосомы – осуществляют переваривание частей самой клетки – автолиз, могут участвовать в удалении целых клеток и межклеточного вещества (исчезновение хвоста у головастика, образование кости на месте хряща); транспортные лизосомы – выводят непереваренные продукты и продукты метаболизма из клетки.

Пищеварительные, аутолитические и транспортные лизосомы иногда называют вторичными лизосомами, подчёркивая тот факт, что первичная лизосома уже выполняет какую-то функцию.

Вакуоли. У простейших организмов выполняют функции пищеварения, осморегуляции и выделения; в растительной клетке отвечают за регуляцию вводно-солевого обмена, поддержание тургорного давления, накопление низкомолекулярных водорастворимых метаболитов, запасных веществ и выведение из обмена токсичных веществ.

Двумембранные органоиды. Ядро является главным органоидом клетки. В ядре находятся хромосомы, в которых записана генетическая информация. В связи с этим ядро осуществляет контроль за всеми физиологическими процессами внутри клетки – если удалить ядро, то клетка погибает. Очень часто в ядре имеется ядрышко – структура, образованная ядрышковыми организаторами некоторых хромосом, отвечает за синтез различных видов РНК и сборку субъединиц рибосом.

Внутреннее пространство ядра, или кариоплазму, отделяет от цитоплазмы ядерная оболочка, или кариолема. Ядерная оболочка состоит из двух двулипидно-белковых мембран, практически непроницаемых. Транспорт веществ в ядро из цитоплазмы и обратно осуществляется через комплекс ядерных пор.

Митохондрии. Основная функция: образование энергии в результате окислительных процессов; осуществляют аэробное дыхание.

Пластиды. Хлоропласты осуществляют фотосинтез; лейкопласты осуществляют синтез и гидролиз запасных веществ (амилопласты – синтез и запас крахмала, элайопласты – масла, протеопласты – белков); хромопласты придают окраску плодам и листьям.

Немембранные органоиды. Рибосомы. Основные органоиды клеток, осуществляют синтез белка. Состоят из двух субъединиц, каждая из которых состоит из рРНК и рибосомных белков. Рибосомы прокариот и эукариот отличаются количеством рРНК и молекул белка.

Микротрубочки. Участвуют в образовании веретена деления и, следовательно, в расхождении хромосом при митозе и мейозе; входят в состав ресничек и жгутиков, базальных телец и центриолей; участвуют в поддержании формы клетки (образуют цитоскелет), перемещении органоидов, секреции, формировании клеточной стенки.

Микрофиламенты. Являются сократимыми элементами цитоскелета и непосредственно участвуют в изменении формы клетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите правильные ответы:

  1. Назовите основные органоиды клетки: I, II, III, IV, V.
    • Ядро
    • Митохондрия
    • Комплекс Гольджи
    • Клеточная мембрана
    • Рибосомы
  1. Вещества – катализаторы реакций в клетке: XII.
    • Ферменты
  1. Органоид, обеспечивающий синтез белка: V.
    • Рибосомы
  1. Органоид, вырабатывающий энергию в клетке: II.
    • Митохондрия
  1. Основные жизненные процессы в клетке: IX, X, XI.
    • Дыхание
    • Питание
    • Размножение
  1. Органоид, участвующий в процессе деления клетки: VI.
    • Клеточный центр
  1. Органоид, обеспечивающий связь с внешней средой: VIII.
    • Цитоплазма
  1. Органоиды, временно присутствующие в клетке: VII.
    • Включения
  1. Органоид – место локализации генов: I.
    • Ядро

 

I. Ядро; II. Митохондрия; III. Комплекс Гольджи; IV. Клеточная мембрана; V. Рибосомы; VI. Клеточный центр; VII. Включение; VIII. Цитоплазма; IX. Дыхание; X. Питание; XI. Размножение; XII. Ферменты.

 

Литература

Лебедев А.Г. Биология: учеб.-справ. пособие / А.Г. Лебедев. – Москва: Астрель, АСТ. – 2004. – 287 с. – (Справочник школьника).

 

 

  1. Гигиенические требования к режиму дня в дошкольном учреждении. Особенности построения режима дня в разных возрастных группах.

 

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  • режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания);
  • время пребывания на воздухе в течение дня;
  • продолжительность и кратность сна;
  • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребёнка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребёнка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребёнка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создаёт ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребёнка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый – адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребёнка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребёнка.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч. на сон, из них 2 ч. на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч. (10 ч. ночью и 1,5 ч. днём).

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5-6 ч. в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинён основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учётом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все ещё лёгкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определённой неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 года, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет.

Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

  • в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 мин.;
  • в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин.;
  • в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 мин.;
  • в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин., в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приёма пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 ч., а летом – весь день.

В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается, и характер их несколько усложняется. С детьми старшей группы ежедневно проводится 2-3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и, особенно во второй половине дня после дневного сна – отводится для игр, то есть деятельности, присущей психофизиологической природе ребёнка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"