Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 13:30, реферат

Краткое описание

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Теория высшей нервной деятельности строится на следующей базовой основе:
на концепциях рефлекторной теории,
на теории отражения,
на теории системной деятельности мозга. .

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

В результате дифференцировочного торможения человек начинает различать раздражители, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые.

 

Угасательное торможение- возникает тогда, когда при выработанном условном рефлексе воздействие на организм условного раздражителя не подкрепляется воздействием раздражителя безусловного. Благодаря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Угасание помогает освободиться от ненужных лишних движений.

 

Запаздывающее торможение- возникает, если выработанный условный рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусловного раздражителя. Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Запаздывание - основа выдержки, силы воли, умения сдерживать свои желания.

 

Динамический стереотип является высшим проявлением аналитико-синтетической деятельности коры полушарий большого мозга. Динамический стереотип – это система условно-рефлекторных актов, в которой каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего рефлекса. Он является основой привычек человека, основой его профессиональных навыков.

 

^ Безусловные рефлексы относительно  постоянны, проявляются в ответ  на адекватное раздражение и  служат основой для формирования  многочисленных условных рефлексов. Безусловные рефлексы обеспечивают  координированную деятельность, направленную на поддержание внутренней среды и взаимодействие организма с внешней средой.

 

 Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Прежде всего, они делятся на простые и сложные. Особой группой были выделены сложнейшие безусловные рефлексы к числу которых были отнесены индивидуальные (пищевой, оборонительный, исследовательский и др.) и видовые (половой и родительский).

 

 Особое место среди безусловных  рефлексов занимает ориентировочный рефлекс или рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды и выражается внешне в настораживании, прислушивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя и т.п. Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро ослабевает - угасает при повторных – применениях одного и того же раздражителя.

 

 Таким образом, безусловный рефлекс - это реакция организма на непосредственно действующие раздражители, способствующая взаимодействию организма с окружающей средой и имеющая адаптивное значение для него.

 

Условные рефлексы - реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Носят приспособительный характер, что делает поведение наиболее пластичным, приспособленным к конкретным условиям среды. Любые условные рефлексы требуют для своего участия высших отделов головного мозга, приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи, имеют сигнальный характер, т.е. предупреждают последующее возникновение безусловного рефлекса, подготавливая к нему организм.

 

 Условные рефлексы, различающиеся  по особенностям безусловного  Для выработки условного рефлекса  необходимы условия:

 

Условный раздражитель должен предшествовать безусловному,

значимость безусловного раздражителя должна быть больше условного,

 нормальное функционирование  головного мозга.

 

В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делятся на положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее.

 

 Если условный рефлекс выработан  на базе безусловного, то он является рефлексом первого порядка. Если же на базе ранее выработанного условного рефлекса, то его именуют условным рефлексом второго порядка. Соответственно возможны условные рефлексы более высоких порядков. У детей описаны рефлексы 6-го порядка. У взрослых людей формируются условные рефлексы 2-20-го порядка.

 

^ Различия безусловных  и условных рефлексов. Безусловные  рефлексы являются видовыми, т.е. свойственными всем представителям  данного вида. Условные рефлексы  индивидуальны: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют.

 

 Безусловные рефлексы  относительно постоянны; условные  непостоянны и в зависимости  от определенных условий могут  вырабатываться, закрепиться или  исчезнуть.

 

 Осуществляются безусловные рефлексы в ответ на адекватные раздражения, приложенные к определенному рецептивному полю. Условные рефлексы могут образовываться на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля.

 

 Условные рефлексы  вырабатываются на базе безусловных. Они являются преимущественно функцией коры большого мозга. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.

 

Типичным примером приспособительного значения торможения запаздывания может служить условное выделение желудочного сока. Благодаря торможению запаздывания избегается бесполезное и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком, сок вовремя встречает поступающую в желудок пищу, обеспечивая полноценное ее переваривание.

Развитие условных рефлексов. Ребенок рождается с определенным набором врожденных, безусловно-рефлекторных, реакций. Со второго дня жизни, у него начинают вырабатываться условные связи. Например, на 2-5-е сутки формируется реакция на положение для кормления, возникает ориентировочный рефлекс. С 6-го дня появляется лейкоцитарная условно-рефлекторная реакция на прием пищи. На 7-15 день жизни ребенка появляются условные рефлексы на звуковые и вестибулярные раздражители. В 2 месяца могут быть выработаны рефлексы с любого анализатора. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов. В процессе формирования условного рефлекса выделяют четыре стадии:

стадию неспецифической реакции, которая характеризуется возникновением ориентировочной реакции на раздражитель;

стадию торможения, при которой происходит торможение деятельности ребенка при действии условного сигнала;

стадию неустойчивого условного рефлекса, когда условные раздражители не всегда вызывают ответную реакцию;

стадию устойчивого условного рефлекса.

 

^ Возрастные особенности условных  рефлексов. Условные рефлексы в  период новорожденности носят  очень ограниченный характер. Уже  в первые дни жизни ребенка  можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. При строгом режиме кормления на 6-7 день у младенцев происходит условно-рефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 минут до кормления, и повышается газообмен перед приемом пищи.

 

 С середины первого месяца  жизни возникают условные рефлексы  на различные первосигнальные  стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения. Скорость образования условных  рефлексов на первом месяце  жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом.

 

^ Динамический стереотип. В раннем  детском возрасте стереотипы  имеют особое значение. Они облегчают  приспособление детей к окружающей  среде, являются основой формирования  привычек и навыков. У детей  до трех лет стереотипы вырабатываются легко и помогают ребенку выработать с их помощью необходимые для жизни условные рефлексы.

 

 У детей дошкольного возраста  значительно возрастает роль  подражательного и игрового рефлекса. Так играя в куклы, дети точно  копируют жесты, слова, манеры, воспитателей, родителей и т.д.

 

 Скорость образования условных  рефлексов у детей старше 10 лет  и у взрослых практически не  отличается. В подростковом периоде  затрудняется образование временных  связей, а также уменьшается скорость  образования условных рефлексов. Поэтому особенности высшей нервной деятельности требует внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

 

 Взаимодействие процессов возбуждения  и торможения в центральной  нервной системе обеспечивает точность и гибкость высшей нервной деятельности. По своему внешнему проявлению торможение противоположно возбуждению.

 

 Различают безусловное и условное торможение.

- появляется у ребенка с первых дней жизни. Ребенок не ест, плачет, если у него что-то болит. В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети грудного возраста легко впадают в запредельное торможение и сон. В возрасте от 3 до 5 лет внешнее торможение перерастает играть такую большую роль, как это было ранее. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность получаемого тормозного эффекта все еще невелика.

 

 В 6-7 лет значение внешнего  торможения для высшей нервной  деятельности снижается и возрастет  роль внутреннего торможения. Безусловное  торможение называют внешним или индукционным и оно свойственно всем элементам нервной системы и является врожденным. Этот вид торможения представляет собой процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.

 

 Внешнее торможение часто  встречается в условиях повседневной  жизни человека. Это постоянно  наблюдаемое снижение активности, нерешительность действий в новой, необычной обстановке, снижение  эффекта той или иной деятельности при действии каких-либо необычных посторонних раздражителей. Например, болевое раздражение или сигнал о нем резко тормозит пищевые условные рефлексы.

 

 В школьной практике условные  рефлексы детей, связанные, например, с письмом, тормозятся, если на учащихся действует какой-либо достаточно сильный посторонний раздражитель. Таким раздражителем может быть, например, удар грома, громкий окрик учителя, чувство голода, духота и т. п.

 

 Внешнее торможение  включает в себя гаснущий и  постоянный тормоз, а так же запредельное торможение.

 

^ Гаснущий тормоз. Всякий неожиданный посторонний раздражитель содержит новую для организма информацию и для ее более полного восприятия выполняется ориентировочный рефлекс. В момент возникновения этого рефлекса возникает торможение двух рефлексов. Неоднократное повторное раздражение вызывает ориентировочный рефлекс меньшей интенсивности, который затем в силу привыкания к этому раздражению пропадает.

 

^ Постоянный тормоз - отличается постоянством своего эффекта на тот или иной тормозной рефлекс. К таковым относятся оборонительные безусловные рефлексы на разные вредящие раздражения, включая болевые. В естественных условиях обитания в определенные периоды жизни половое поведение оказывается более сильным и тормозит другие вид рефлексов (весной студенты учатся хуже, чем осенью, что объясняется проявляемой половой доминанты).

 

^ Запредельное (охранительное) торможение. Если увеличить интенсивность какого-либо раздражения, то вызываемый им эффект увеличивается. Однако дальнейшее усиление раздражения приведет к падению или полному исчезновению эффекта. В основе этого результата лежит не утомление, а запредельное торможение. Запредельное торможение развивается также при одновременном действии нескольких несильных раздражителей, когда суммарный эффект раздражителей начинает превышать предел работоспособности корковых клеток.

 

Внутреннее торможение появляется у ребенка примерно с 20-ого дня после рождения в виде примитивной формы дифференцировочного торможения. Угасательное торможение появляется в 2-2,5 месяца, условное торможение наблюдается в 2,5-3 месяца, а запаздывающее торможение – с 5-ти месяцев Внутреннее торможение. Является приобретенным и проявляется в форме задержки, угасания, устранения условных реакций. Условное торможение свойственно, главным образом, высшим отделам нервной системы. Оно возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название - внутреннее (т.е. не наведенное извне).

 

 Условное торможение зависит  от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал, развивается при неподкреплении раздражителей. Заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться и это важно при воспитании в раннем возрасте.

 

 Известно 4 вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, торможение запаздывания.

 

^ Угасательное торможение- возникает тогда, когда условный раздражитель предъявляется несколько раз без подкрепления. Оно представляет собой очень распространённое явление и имеет большое биологическое значение, т.к. помогает человеку избавиться от выработанной привычки. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, непрочность знаний учебного материала, если он не закрепляется повторением.

 

^ Дифференцировочное торможение -развивается при неподкреплении раздражителей, близких по свойствам к подкрепляемому сигналу. Оно ведет к различию положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательного (дифференцированного). В этом случае работа внутреннего торможения направлено на то, чтобы «не путать» сходные раздражители.

 Дифференцировочное  торможение- служит основой анализа действующих на организм раздражителей, различения предметов и явлений окружающей действительности. Процесс обучения и воспитания опирается на выработку дифференцировочного торможения: чрезвычайно важное его значение при изучении букв и звуков родного и иностранного языков, на уроках математики, пения и др.Время начала различения раздражителей у детей бывает разным. Оно зависит от «возрастной зрелости» мозговой коры, предыдущей подготовки, степени утомления организма.

Информация о работе Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности