Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 13:30, реферат

Краткое описание

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Теория высшей нервной деятельности строится на следующей базовой основе:
на концепциях рефлекторной теории,
на теории отражения,
на теории системной деятельности мозга. .

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

                                                          Реферат:

 

                                                           на  тему

 

 Высшая нервная деятельность и ее  

 

              возрастные особенности.

 

 

 

 

 

                                               Подготовила:Лахтина.Е.П.

 

 

 

 

                         2014г.     

 

 

 

                        

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Теория высшей нервной деятельности строится на следующей базовой основе:

на концепциях рефлекторной теории,

на теории отражения,

на теории системной деятельности мозга. .

 

 Условное торможение, виды, значение. Возрастные особенности внутреннего  торможения 

 

Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

 

Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.

 

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.

 

Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.

 

Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

 

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.

 

Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!

 

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель— сигнал (например, звонок), а через 1—5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2—3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2—3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

 

Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире.

 

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

 

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм.

 

Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

 

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

 

Физиологической основой процессов высшей нервной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий мозга.

 

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в ее способности разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, то есть их дифференцировать.

 

Синтетическая деятельность коры больших полушарий проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникающего в различных ее участках от действия всевозможных раздражителей.

 

 Анализ и синтез конкретных  сигналов составляют первую сигнальную  систему человека и животных. Вторая сигнальная система – это нервные процессы, возникающие в полушариях большого мозга человека в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений. Вторая сигнальная система является основой человеческого мышления, она социальна обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается. Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они функционируют совместно и обуславливают единство высшей нервной деятельности человека.

 

Метод условных рефлексов.

 

Электроэнцефалография – регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы. На ЭЭГ регистрируются 4 основных физиологических ритма: ά-, β-, θ- и δ– ритмы.

 

Метод вызванных потенциалов – регистрация колебания электрической активности на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов.

 

Компьютерная томография – рентгенографическое изображение каждого участка мозга с различных точек.

 

Ядерный магнитный резонанс – регистрация появления и затухания электромагнитного резонансного излучения ядер атомов водорода.

 

Магнитоэнцефалография – регистрация напряжения магнитных полей.

 

Реоэнцефалография – регистрация изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения.

 

Кожно-гальваническая реакция – измерение изменения сопротивления кожи при действии раздражителя.

 

^ Поведенческие реакции человека. Формы поведения человеческого  организма принято подразделять  на врожденные и приобретенные  в процессе онтогенеза. В основе  врожденных форм поведения лежат  безусловные рефлексы и инстинкты.

 

Инстинкты – это генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Инстинктивная деятельность человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой больших полушарий.

 

Безусловный рефлекс – это врожденная ответная реакция организма, возникающая постоянно у особей данного вида и возраста при адекватном воздействии жизненно важных раздражителей на определенные рецепторы. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. К безусловным рефлексам относятся

 

пищевые рефлексы (жевание, глотание, сосание, отделение слюны, желудочного сока);

 

оборонительные рефлексы (кашель, чихание, мигание при попадании инородного предмета в глаз, отдергивание руки от горячего предмета);

 

половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством);

 

рефлексы терморегуляции;рефлексы дыхания;сердечные рефлексы;

сосудистые рефлексы;рефлексы гомеостаза.

 

 В основе приобретенных  форм поведения лежат условно-рефлекторные  реакции.

 

Условный рефлекс – это ответная реакция организма, приобретенная в течение жизни в результате сочетания безразличного (индифферентного) раздражителя с безусловным.

 

^ Индифферентный раздражитель (сигнал) – это тот раздражитель, который не вызывает в организме каких-либо изменений.

 

Безусловный раздражитель (сигнал) – это раздражитель, который представляет собой биологически значимые сигналы. При их наличии возникает безусловный рефлекс.

 

 Условные рефлексы обеспечивают  совершенное приспособление организма  к меняющимся условиям жизни  и делают поведение пластичным. При действии условного сигнала (сигнал, вызывающий соответствующий условный рефлекс) кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие.

 

^ Основные отличия условных рефлексов от безусловных

 

Условные рефлексы (УР)

                                                                          Безусловные рефлексы (БР)

Приобретенные 

                                                                                       Врожденные

Непостоянные 

                                                                                           Постоянные

Индивидуальные 

                                                                                                Видовые

 

Любой раздражитель на любое рецепторное поле 

Специфический раздражитель на определенное рецепторное поле

Осуществляются на уровне коры больших полушарий  

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола, подкорковых ядер

 

Образуются на основе БР или УР низшего порядка 

Для формирования условного рефлекса необходимы следующие условия

индифферентный сигнал (раздражитель) должен предшествовать безусловному,

 

сила индифферентного раздражителя должна быть средней силы (при малой и большой силе рефлекс может не выработаться),должна быть достаточная большая сила безусловного раздражителя,должна быть достаточная возбудимость клеток коры большого мозга,необходимо отсутствие посторонних раздражителей во время выработки рефлекса.

 

Механизм образования условного рефлекса связан с установлением временной связи между двумя или несколькими возбужденными очагами в коре головного мозга;между центром условного раздражения в подкорковых структурах мозга и центром безусловного раздражения в коре;

между корковым центром безусловного раздражения и подкорковым условного раздражения и на уровне подкорковых образований.

 

 В формировании условного  рефлекса различают три стадии: стадия прегенерализации – характеризуется  концентрацией возбуждения в  проекционных зонах коры условного  и безусловного раздражителей  и отсутствием условных поведенческих реакций;

 

стадию генерализации – в основе этой стадии лежит процесс иррадиации возбуждения;стадия специализации условного рефлекса – характеризуется

угасанием межсигнальных реакций и возникновением условного ответа на сигнальные раздражители.

 

 Необходимой предпосылкой образования  условного рефлекса является  возникновение ориентировочного  рефлекса.

 

 ^ Ориентировочный рефлекс – это, безусловно-рефлекторное, непроизвольное сенсорное внимание, вызванное неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочная реакция предшествует образованию условного рефлекса и состоит из трех основных фаз

 

первой – фазы превентивного торможения, которая заключается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы;

второй – фазы общей активации, которая проявляется в форме поликомпонентной реакции, включающей поворот головы и глаз в направлении стимула;

третьей – фазы анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма.

 

Значение условного рефлекса:условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения;на основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, основой его профессиональных навыков;условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает более высокий уровень приспособительного поведения.

 

 Функционирование условно-рефлекторного механизма основывается на двух нервных процессах: возбуждении и торможении.

 

Торможение – это активизация тормозных нейронов, которая приводит к снижению возбуждения в центрах уже выработанного условного рефлекса. Торможение условно-рефлекторной деятельности проявляется в форме внешнего, или безусловного, торможения и в форме внутреннего, или условного, торможения.

 

Внешнее безусловное торможение условных рефлексов – это врожденное генетически запрограммированное торможение одного условного рефлекса другими условными или безусловными. Различают два вида внешнего торможения: запредельное и индукционное.

 

Запредельное торможение УР развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

 

Индукционное торможение УР наблюдается в случае применения нового раздражителя после выработки УР или вместе с известным раздражителем.

 

Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм задерживает свою реакцию на второстепенных событиях и сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных в данный момент.

 

Внутреннее, или условное, торможение – это торможение, которое возникает внутри рефлекторной дуги в случае неподкрепления условного рефлекса. Биологическое значение внутреннего торможения состоит в том, что если условно-рефлекторные реакции на выработанные сигналы не могут обеспечить приспособительное поведение, необходимое в данной обстановке, особенно когда обстановка меняется, то такие сигналы постепенно отменяются при сохранении тех, которые оказываются более ценными.

 

 Различают три вида внутреннего торможения условного рефлекса: дифференцировочное, угасательное и запаздывающее торможение.

 

Информация о работе Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности