Анатомия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:48, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на основные вопросы.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры нейро.docx

— 150.88 Кб (Скачать файл)

У ребенка 2-х  лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов, которые отличаются особой прочностью, и большинство из них сохраняет свое значение в течение всей последующей жизни человека. Су ществует мнение, что в этот период происходит, так называемое, первичное обучение, т.е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

В ясельный период (от 1 года до 3 лет) условно-рефлекторная деятельность характеризуется формированием динамических стереотипов. В этом возрасте ребенок, как правило, общителен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, редко испытывает чувство страха. Ведущая роль в поведении ребенка принадлежит руке. Ребенок тянется к каждому предмету и старается его ощупать, толкает и пробует его поднять- Такая активность рук и мышц является предпосылкой активизации корковых центров. Если действия ребенка с предметами ограничить, то его познавательная деятельность оказывается обедненной и при этом может задерживаться в своем развитии в дальнейшем и мышление.

В возрасте 3-5 лет  совершенствование условно-рефлекторной деятельности ребенка выражается в увеличении числа динамических стереотипов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта.

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что  существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Дети уже способны управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции. Они могут удерживать программу действия, состоящую из ряда двигательных операций. Именно к 7-ми летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий.

У ребенка 7-8 лет  хорошо уже развита моторика и  речь, он умеет анализировать ситуацию. В то же время у него нет еще  достаточного самоконтроля и не выработана способность к длительному сосредоточению. В этом возрасте основные нервные процессы обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов.

В подростковом периоде (11-15 лет для девочек и 13-17 лет для мальчиков) поведение  характеризуется явным преобладанием  возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям и сопровождаются избыточными дополнительными движениями рук, ног, туловища. Условное торможение, особенно диф-ференцировочное, ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС, ослабление процесса торможения и как следствие, иррадиацией возбуждения. Скорость образования условных: рефлексов возрастает на зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Но в то же время образование условных рефлексов на словесные сигналы затрудняется, т.е. ослабевает значение второй сигнальной системы. Речь в подростковом возрасте затрудняется, становится очень лаконичной, запас слов как бы обедняется. В этот период соматическое развитие несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

К 17 годам постелен по улучшаются условия деятельности ЦНС: нейроны становятся более зрелыми, увеличивается синтез нуклеиновых  кислот и метаболизм клеток, возрастает роль лобных отделов коры больших  полушарий, завершается специалшация различных отделов коры и как следствие всего — оптимизируется ВИД ребенка — уменьшаются латентные периоды реакций ка словесные раздражители, усиливается внутреннее торможение, улучшается память.

В возрасте 17-18 лет  организм считается созревшим.

Память

Накопление, хранение и воспроизведение  информации — общее свойство нейронных сетей- память. Без способности к научению и памяти невозможна адаптация к окружающей среде, невозможно планировать успешные действия.

Память бывает генотипическая ('врожденная, которая обуславливает сохранение инстинктов) и фенотипическая, которая обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемую в процессе индивидуального развития.

По формам восприятия информации память различают — логически-смысловая  и чувственно-образная. Последняя подразделяется на модально-специфические виды (зрительная, слуховая, моторная).

По  длительности хранения информации выделяют несколько вариантов памяти:

Мгновенная  память — след внешнего воздействия на организм. Длительность сохранения информации в мгновенной памяти составляет 0,1-0,5 с, этот интервал сопоставим с продолжительностью следовых процессов в анализаторах, обусловленных переключениями в синаптических контактах от рецепторов до коры головного мозга. Мгновенная память не зависит от воли человека, она связана только с ощущениями, которые возникают в результате раздражения рецепторов {сенсорная память). Рецепторами за-печатлястся все, что действует на организм, поэтому особенностью мгновенной памяти является ее неограниченная емкость.

Кратковременная память — этот вид памяти формируется на основе непосредственного сенсорного воздействия. Длительность хранения информации в кратковременной памяти — секунды, минуты. Запоминание любой информации начинается с электрофизиологических процессов в нейронных сетях головного мозга (возникновение ВПСП, ПД, выделение различных медиаторов в синапсах). Поэтому в основе кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов и циркуля ция возбуждения по нейронным цепям {электрофизиологическая память). Консолидация памяти, т.е. упрочение, укрепление, объединение начинается обычно через несколько минут, иногда через несколько десятков минут. Циркуляция возбуждения (реверберация) по замкнутым цепочкам нейронов длится минутами, сохраняя информацию в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону. Пока циркуляция продолжается, сохраняется нейронный след о воздействии того или иного раздражителя на организм в прошлом.

Промежуточная память — это процесс перевода кратковременной памяти в долговременную, который продолжается несколько  часов. Следы кратковременной памяти становятся устойчивыми через 4 часа. На данном этапе электрофизиологичсские процессы запускают биохимические реакции, активируется синтез медиаторов, рецепторные ионные канальцы. Поэтому данный период переработки поступающей информации называется нейрохимической памятью.

Долговременная  память -— формируется с помощью кратковременной и промежуточной и при этом важную роль играют процессы в синапсах.

Синоптические процессы. Под влияние обучения в ЦНС образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры, увеличивается количество медиаторов. В результате различных метаболических 'внутриклеточных процессов синтезируются специальные белковые молекулы, которые в свою очередь стабилизируют изменения клеточных мембран. Многочисленные исследования показали, что связывание индифферентного сигнала с безусловным при выработке условных рефлексов может быть результатом синаптического облегчения реакций нейрона на индифферентный стимул. После предъявления идиффирентного сигнала один или два раза происходит усиление амплитуды постсинаптического потенциала (ВПСП) и возникает ПД аналогичный тому, который возникал в ответ на безусловный стимул.

В результате непрерывного поступления к нейрону сигнальной информации в протоплазме нейрона усиливается синтез специфических белков-антигенов, характерных для данного нейрона. Эти белки являются компонентами синаптических мембран и синтезируются в количестве, достаточных только для их обновления. В период повторной им-пульсации при выработке ассоциативной связи, происходит усиление синтеза белков-антигенов.

Таким образом, в ходе формирования памяти происходя  структурные изменения нейрона, где ключевую роль играет синтез белка, а именно, его роль огромна в консолидации памяти, т.е. в переводе информации из кратковременной памяти в долговременную. Изменения белкового обмена в нейронах — это обязательное условие запоминания (консолидации памяти). Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий отпечаток изменений молекул РНК. Именно биохимические процессы, протекающие на уровне протоплазмы нервной клетки, формируют динамические изменения генома нейрона, вызывая перестройку кода РНК. А это в свою очередь приводит к синтезу адекватных для данной ситуации новых молекул белка, являющихся хранителем информации.

Синтез белка  ведет к формированию энграмм долговременной памяти. В результате активации генома и синтеза специфических белков, в первую очередь в мембранах нервных клеток, в процессе обучения формируется структурно-функциональное объединение нейронов различных структур мозга, представляющее энграмму памяти. Энграмма — это ансамбль ней-рональных и глиалъягых клеток, объединенных сшгаптическими механизмами. Энграммы —- молекулярные основы нейронной памяти.

Память обусловлена  деятельностью большого числа объединенных в структурно-функциональные ансамбли нейронов мозга, расположенных, как в коре, особенно в лимбических структурах мозга, так и в подкорковых образованиях.

Процессы сохранения памяти в значительной степени связаны  с функциями гиппокампа, амигдалы и височной коры.

Височная кора участвует в запечатлении и хранении образной информации. Больные с поражением височной коры утрачивают способность запомнить новую информацию, однако старую помнят.

Гиппокамп, с одной стороны, играет роль селективного входного фильтра, выделяя стимулы, подлежащие хранению в долговременной памяти, и, устраняя реакции на посторонние для данного времени стимулы. С другой стороны, гиппокамп извлекает из памяти следы под влиянием мотивациейного возбуждения.

Больные, у которых  повреждены гиппокамп и височная кора забывают приобретенные навыки очень быстро.

Разрушение амигдалы (миндалины) само по себе не нарушает процессов запоминания. Однако если нарушение амигдалы добавляется к повреждению гиппокампа, то нарушается кратковременная память. И это нарушение более выражено, чем при разрушении только одного гинпокамтга.

Ретикулярная  формация, которая оказывает активизирующее влияние, также непосредственно включается в процессы формирования энграмм. Угнетение РФ различными средствами сопровождается нарушением процесса консолидации.

При нарушении  лобных областей коры больших полушарий  отмечаются затруднения в организации действий, склонность к повторным стереотипным реакциям. Некоторые авторы считают, что важная роль в долговременной памяти принадлежит активности глиальных клеток. Эти клетки синтезируют специальные вещества, которые облегчают синаптическую передачу, а также изменяют возбудимость соответствующих нейронов. При обучении в глиальных клетках увеличивается содержание РНК.

Таким образом, в основе механизмов памяти лежат  пластические процессы (длительное изменение  свойств нейрона) в синаптическом аппарате и в самой соме нейрона.

Типы  высшей нервной деятельности

Тип ВИД —  это совокупность врожденных и приобретенных  свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно учения И.П.Павлова, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Под силой нервных  процессов понимают работоспособность  корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающаяся в процессах возбуждения и торможения. Существует два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении.

Под уравновешегаюстыо нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по силе. Уравновешенность нервных процессов у человека можно определять по методике РДО (реакция на движущийся объект).

Подвижность нервных  процессов — это способность  корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро «уступать место», давать преимущество одному процессу перед другим. Для определения подвижности нервных процессов чаще применяется способ двусторонней переделки, когда прекращают подкреплять положительный условный сигнал и одновременно подкрепляют условный тормоз.

Различные комбинации трех основных свойств нервной системы  позволили выделить четыре типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к различным факторам:

1) сильный, уравновешенный, подвижный;

2) сильный, уравновешенный, инертный;

3) сильный, неуравновешенный;

4) слабый.

У детей с  помощью различных психологических  методов (наблюдение за поведением, индивидуальные беседы, вопросники) описывают типологические варианты личности, В свете учения о типах ВИД стала понятной научная основа о темлера-ме)ггах: сангвиник — человек решительный, энергичный, подвижный, с ярким выражением эмоций, которые легко меняются; флегматик — спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой; холерик — это вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный человек, с сильными быстро возникающими эмоциями, быстрая речь, мимика и жесты; меланхо-лыу — имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, ранимый, мнительный, склонный к мрачным мыслям, замкнут.

Информация о работе Анатомия. Ответы