Cтратегии инновационного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

Содержание

Введение…………………………………………………………...
1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….
Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
Основные направления инновационной политики России…………………………………………………

2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….

2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….
2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….

3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации…………………………………………………………

3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….
3.2 Центры трансфера технологий …………………….
Заключение ……………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Автосохраненный).doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Недостаточность денежных средств – 40%;

Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;

Недостаток финансовой поддержки  государства – 17%;

Высокая стоимость технологических  инноваций – 16%

 

Анализ динамики основных экономических показателей по четырем агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты:

1. Средняя рентабельность промышленности  снижалась, но на начальных  этапах технологических процессов она была выше, чем на завершающих, в то время как в развитых странах при возрастании степени технологической обработки продукта наблюдается рост рентабельности производства и валовой добавленной стоимости.

2. Наименьшее снижение объема  выпуска и инвестиций приходится на комплекс "ресурсы, энергоносители и энергия", наибольшее - на инвестиционный комплекс, комплекс конечной продукции и производственной инфраструктуры. Во многих отраслях не осуществляется даже простое воспроизводство, углубляется разрыв кооперационных связей, технологические цепочки укорачиваются и упрощаются.

3. Положительное сальдо внешнеторгового  баланса формируется за счет  экспорта сырья и энергоносителей.  В структуре экспорта и в  общем объеме промышленного производства  значительно возрастает доля первичных ресурсов и продукции с низким уровнем переработки. В структуре импорта более 80% составляет продукция машиностроения, продовольствие и ТНП.

4. Сохраняется резкое снижение  инновационной активности промышленных  предприятий - до 3-5%. В таких условиях необходим поиск новой последовательности локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая бы обеспечила:

- устойчивый и быстрый экономический  рост;

- уменьшение структурно-технологических  диспропорций в производственно-технологической структуре экономики и, как следствие, повышение качества экономического роста;

- гарантирование национальной  независимости в обеспечении  страны важнейшими продуктами (стратегическими  ресурсами, продовольствием, товарами  народного потребления и т.д.);

- повышение уровня и качества  жизни населения;

- воссоздание механизмов ориентации  и воспроизводства качественной  рабочей силы.

 

2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде

 

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме продвижения инновационной модели развития с точки зрения специфической системы управления инновационным процессом и комплекса гуманитарных технологий, обеспечивающих этот тип управления специфическими методами и средствами управленческой и проектной работы.

Инновации в обществе всегда идут неким "пакетом", который включает как технические, так и культурные нововведения. Одно без другого не реализуется. На 90 процентов распространение  и использование каких-то технических  и технологических решений - это результат изменения менталитета общества.

Инновационный процесс не является и не может рассматриваться исключительно  в категориях научного поиска, и, тем  более, в рамках понятия инженерного  изобретения. Появление любого нововведения изменяет принятые способы думать и делать и, как следствие, меняет сознание и самоопределение больших масс людей.

Изменение сознания людей и, тем  более, изменение привычных и  устоявшихся десятилетиями (а иногда и столетиями) способов делать - чрезвычайно  инерционный и, в силу этого, длительный процесс. Если технико-технологическая часть инновационного процесса занимает от двенадцати до двадцати лет, то изменения в сознании, перестройка систем обучения и подготовки кадров, социальных систем, политических институтов, культурных норм могут растягиваться на тридцать-пятьдесят, а иногда и сто лет. Управление инновационным процессом в этом масштабе предполагает наличие комплекса гуманитарных технологий, без которых и вне которых само по себе научное открытие или техническое (инженерное) изобретение не обеспечивает ни создания, ни внедрения нововведения.

Утверждая, что в конце  ХХ века возникла новая сфера деятельности - сфера производства инноваций, мы одновременно утверждаем, что сложился комплекс профессий и специальностей, обслуживающих разные стадии инновационного процесса. Одновременно возникла система кооперации и разделения труда внутри самой сферы, сложилась специфическая система управления инновационным процессом и комплекс гуманитарных технологий, обеспечивающих этот тип управления специфическими методами и средствами управленческой и проектной работы.

Однако, необходимо констатировать, что бурно развиваясь, эта сфера  мыследеятельности уже столкнулась  с феноменом «перепроизводства» инноваций, который вызван неспособностью отдельных людей, групп и коллективов (команд) быстро и эффективно перестраивать свои установки, навыки и способности в соответствии с появлением и распространением инновационных волн. Грубо говоря, если «нового» в обществе становится слишком много, возникает установка на его ограничение. Формируются институциональные барьеры, препятствующие его появлению и распространению, которые в основе своей носят ментальный характер. Возникает феномен страха перед будущим, который Э.Тоффлер назвал «футурошоком». Идея развития все чаще подвергается публичной проблематизации и общественной критике.

Другими словами, на рубеже ХХI века на повестку дня всех гуманитарных дисциплин и гуманитарно-технологической  сферы в целом выходит вопрос о простейшей «клеточке» общественных изменений.

Обсуждение «человеческого»  и «социального» капитала, человеческого  фактора в макромасштабе –  в горизонте анализа изменений  системы образования, политики или  культуры в целом замещается напряженным  исследованием и проектированием  микропроцессов – на уровне кампаний, фирм, коллективов и команд.

На большом социо-культурном материале – в различных регионах мира и при решении самых разнообразных  задач развития - выявляется ключевая роль «ментальных барьеров» на пути смены установок, правил и рамок  мышления и деятельности, построения позитивных моделей коммуникации и взаимодействия. В экспертных кругах ширится понимание того, что именно ареалы распространения ментальных моделей, ориентированных на идеи конкурентоспосбности, а не пресловутые геополитические и геоэкономические преимущества, лежат в основе пресловутого «богатства народов».

В управленческой практике все большее значение уделяется  феномену «пронизывающей (интегрирующей) квалификации» - роли совокупности знаний и навыков, принятых всеми работниками  корпорации или фирмы без исключения, для осуществления проектов и достижения целей. Анализ опыта успешной деятельности в любой сфере показывает, что ему во всех случаях предшествовало полное или частичное изменение рамок мышления и деятельности - представлений о мире, в котором мы живем и о роли (месте) человека в этом мире.

Основная идея в том, что у психологического профессионального  сообщества в новом веке существует чрезвычайно значимая миссия. Эта  миссия состоит в продвижении  инновационной модели развития в целом и ее отдельных составляющих в самые различные отрасли и сферы деятельности. От того, как будет происходить подобное продвижение зависит и место России в мире, и конкурентоспособность отдельных экономических и социокультурных проектов и, что важно,- адаптационные возможности отдельного человека. Таким образом, принятие этой миссии позволит психологии реализовать свою систему ценностей и свой гуманитарно-технологический потенциал.

Реализация названной  миссии без сомнения будет зависеть от того, как будет артикулирован в новых условиях философско-антропологический идеал, новый образ человека.

Следует отметить, что  во многих областях и сферах деятельности происходят значимые трансформации. На основе анализа можно выделить ряд  важных тенденций:

    1. Быстро перестраиваются традиционные системы воспроизводства – и, прежде всего сфера обучения, образования и подготовки кадров, складывается реальность индивидуальных образовательных программ.
    2. Растет социальная и культурная – в том числе межстрановая и межрегиональная мобильность; возникают новые глобальные антропотоки.
    3. Большую роль начинают играть семиотические системы, определяющие индивидуальную и групповую идентичность – профессиональную, этническую, конфессиональную, гражданскую.
    4. Повышается роль сетевых форм организации групп и сообществ. Продолжает быстро расти инфраструктура глобальных коммуникаций; сфера обобщения и переноса опыта; исследования действием и консультирования – в том числе и прежде всего обучающего.
    5. Формируется новый инструментарий локального и регионального экономического и социо-культурного развития – в том числе, комплексного проектирования среды обитания человека и трансферта технологий.
    6. Возникают новые инфраструктуры, призванные обеспечить доступ человека к ресурсам глобального развития.
    7. Меняется роль государства в обеспечении качества жизни, поддержке инфраструктур и инновационных форм мышления и деятельности.
    8. Меняются требования к процессам принятия решения и системам управления, обеспечивающим принятие решений в условиях неполной информации и коллективного действия.
    9. Значимые сдвиги происходят в сфере культурной и социальной политики – от концепции «социальной защиты» последняя все более и более переходит к стратегиям активной социальной политики – своего рода «социального наступления», втягивая в себя инновационный и инвестиционный подход.

От того, как ответит  психологическое знание и психологическое  сообщество на вызовы времени, зависит  следующий шаг его возможной  профессионализации. А значит –  роль и место как сообщества в  целом, так и его отдельных представителей в современных процессах социальных и культурных трансформаций.

И понимание необходимости  перестроения государственной политики и общественного мнения постепенно начинает приходить к высшим руководителям  регионов и компаний. С каждым днем вопросы поддержки инновационного бизнеса ставятся все чаще и на все более высоком уровне. Постепенно начали прорабатываться вопросы реформирования российской науки, создаются целевые программы по поддержке сохранения и развития технического и научного потенциала, переосмысливаются задачи государственного и частного секторов науки, ищутся новые источники финансирования и снижения расходов на научную деятельность, определяются приоритетные направления исследования и развития, а также, наиболее стратегически важные отрасли экономики, которые послужат стартовым базисом для дальнейшего развития инновационной деятельности в России.

В целом, можно сказать, для России наступил переломный момент, время выбора пути. И от этого  выбора зависит будущее страны. Будут ли сохранены наука, культура, образование, будет ли конкурентоспособной наша промышленность, будут ли благополучие и достаток, или наша родина превратится в сырьевой придаток развитого мира, не имеющий никаких перспектив быть независимой, мощной, экономически, научно-, социально- и политически развитой державой.

 

 

 

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения

 

Поддержка инновационной деятельности, осуществляемой группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур, институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система.

Создание технологий, обеспечивающих усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках.

Предполагается, что проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.

Под важнейшим инновационным проектом государственного значения (мегапроект) понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, для реализации которого концентрируются ресурсы и обеспечивается государственной поддержкой. [12]

Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.

Информация о работе Cтратегии инновационного развития России