Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно ОАО «Хлебозавод №7». Данная организация занимается производством хлебобулочных изделий. Информационной базой послужили отчётные данные за период с 1 января по 30 июня 2009г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………………………….…………………..….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк Альбины.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

(по данным формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»)

 

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Изменение (+, -)

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

(гр.1-гр.3)

пункты,

(гр.2- гр.4)

А

1

2

3

4

5

6

Выручка (нетто) от продажи продукции, товаров (работ, услуг)

107 704

99,58

105 429

99,61

2275

- 0,03

Проценты к получению 

14

0,02

1

0,01

13

+ 0,01

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

-

-

Прочие доходы

426

0,39

397

0,38

29

+ 0,02

Всего доходов организации 

108 144

100

105 827

100

+ 2317

-


 

Анализ информационных сведений о расходах проведем по данным табл. 1.2.

Расходы организации (табл. 1.2.) увеличились на 1907 тыс. руб. Так, себестоимость проданных товаров и продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в 2008 г. составила 84,62% от общей суммы расходов; коммерческие расходы – 13,6%; прочие расходы – 1,09%, а в 2009 г. соответственно 84,3, 13,64 и 0,77%, что свидетельствует об увеличении доли коммерческих расходов (+ 0,04 пункта) и сокращении себестоимости (- 0,32 пункта) и прочих расходов (-0,32 пункта).

 

Таблица 1.2

Анализ состава, структуры  и динамики расходов организации

(по данным формы  № 2 «Отчета о прибылях и убытках»)

 

 

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Изменение (+, -)

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

(гр.1-гр.3)

пункты,

(гр.2- гр.4)

А

1

2

3

4

5

6

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)

87 873

84,3

86 582

84,62

1291

- 0,32

Окончание табл. 1.2

 

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Изменение (+, -)

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

(гр.1-гр.3)

пункты,

(гр.2- гр.4)

А

1

2

3

4

5

6

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

Прочие расходы

801

0,77

1113

1,09

-312

- 0,32

Текущий налог на прибыль

1331

1,28

712

0,69

619

+ 0,59

Всего расходов организации 

104 217

100

102 321

100

1896

-


 

Используя данные формы  №2, можно оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты деятельности организации.

Таблица 1.3

Исходные данные формы  №2 «Отчет о прибылях и убытках»                       для анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации.

п/п

Показатель

2009г.

2008г.

Изменение

(+, -)

(гр.1 - гр.2)

Темп роста, %

(гр.1 : гр.2 х 100)

А

Б

1

2

3

4

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

107 704

105 429

+ 2275

102,16

2

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)

87 873

86 582

+ 1291

101,49

3

Валовая прибыль 

19 831

18 847

+ 984

105,22

4

Коммерческие расходы

14 212

13 914

+ 298

102,14

5

Управленческие расходы

-

-

-

-

6

Прибыль (убыток) от продаж

5619

4933

+ 686

113,91

7

Проценты к получению

14

1

+ 13

1400

8

Проценты к уплате

-

-

-

-

9

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

10

Прочие доходы

426

397

+ 29

107,3

11

Прочие расходы

801

1113

-312

71,97

12

Прибыль (убыток) до налогообложения

5258

4218

+ 1040

124,66

13

Текущий налог на прибыль

1331

712

+ 619

186,94

14

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

3927

3596

+ 421

112, 01

15

Чистая прибыль (убыток)

9185

7724

+ 1461

118,92


Данные табл. 1.3. позволяют  сказать, что в отчетном году по сравнению  с предыдущим произошло увеличение прибыли от продаж на 686 тыс. руб., прибыли до налогообложения – на 1040 тыс. руб., чистой прибыли на 1461тыс. руб. Положительная динамика результата от обычных видов деятельности сложилась вследствие опережения роста выручки (на 2,16 пункта) по сравнению коммерческими расходами (их прирост составил 2,14 пункта).

Также, положительным  моментом является рост прочих доходов  на 29 тыс. руб. Одновременно наблюдается  сокращение прочих расходов на 312 тыс. руб. При этом прочие расходы превышают  соответствующие доходы.

Обращает на себя внимание тот факт, что темп прироста прибыли до налогообложения составляет 24,66 пункта, а чистой прибыли – 18,92 пункта. Это означает, что в отчетном году налоговое бремя по уплате налога на прибыль стало больше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, рост чистой прибыли сдерживает снижение прочих доходов, увеличение прочих расходов, а также факторы, связанные с налогообложением прибыли.

 

2.2. Анализ прибыли  от продаж

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью [12].

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема  продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции.  Увеличение доли более рентабельных  видов продукции в общем объеме  реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и  наоборот, ее рост влияет на  снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе табл. 1.4.

Таблица 1.4

Исходные данные для  факторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатели

За предыдущий год

За отчетный год

Абсолютный прирост

В % к предыдущему году

А

1

2

3

4

1. Выручка от продажи продукции, работ, услуг

105 429

107 704

+ 2275

+ 2,16

2. Себестоимость продукции

86 582

87 873

+ 1291

+ 1,49

3. Коммерческие расходы

13 914

14 212

+ 298

+ 2,14

4. Управленческие расходы

-

-

-

-

5. Прибыль от продаж продукции,  работ, услуг

4933

5619

+ 686

+ 13,91

6. Индекс изменения цен

1,0

1,15

+ 0,15

+ 15

7. Объем реализации в сопоставимых  ценах

105 429

93 656

- 11773

- 11,17


 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема проданной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев проданная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы продаж, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема продаж отчетного периода на индекс изменения цены продажи. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на проданную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем примере объем продаж за отчетный период в ценах базисного периода составил 93656 тыс. руб. (107704/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 88,83% (93656/105429 х 100%), т.е. произошло снижение объема проданной продукции на 11,17%.

За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг  снизилась:

4933 х (-0,1117) = - 551 тыс. руб.

2. Влияние структуры  ассортимента проданной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема продаж.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи  отчетного периода в ценах базисного периода 93656;

- фактически проданная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (86582 х 0,8883) = 76911;

- коммерческие расходы базисного периода 13914;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной  себестоимости и базисным ценам  (93656–76911–13914) = 2831.

Таким образом, влияние  сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

2831 – (4933 х 0,8883) = -1551 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе проданной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения  себестоимости проданной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость проданной продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

87873 – (86582 х 0,8883)=10962 тыс. руб.

Себестоимость проданной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения  коммерческих расходов на прибыль  определим путем сопоставления  их величины в отчетном и  базисном периодах. За счет снижения  размера коммерческих расходов прибыль выросла на 298 тыс. руб. (14212 – 13914).

5. Для определения  влияния цены продаж продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

Информация о работе Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)