Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 07:07, лекция

Краткое описание

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанных на разделении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимости.
Цель экономического анализа определяет его основные задачи, среди которых можно выделить:
• изучение и выявление причин, полученных экономических результатов;
• выявление резервов повышения эффективности предприятия.
• предоставление информации для целей планирования и прогнозирования;
• создание условий для повышения уровней управления предприятием.

Вложенные файлы: 1 файл

ахд.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)
  •  
    разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

  •  
    оценка эффективности производства и сбыта продукции.

 
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

Основная цель маркетингового анализа — изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то, соответственно, уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Анализ и оценка жизненного цикла товара.

При проведении маркетингового анализа необходимо учитывать - на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка.

Различают следующие стадии жизненного цикла:

а) нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;

б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке.

Прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства идут на амортизацию исследований, продвижение товара на рынок;

в) вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;

г) третья стадия (зрелость) - товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его "известности";

д) четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж существенно не изменяется, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам (товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять). Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим.

Результаты анализа жизненного цикла продукции должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

Анализ цен, конкурентоспособности продукции и товаров.

Одним из наиболее существенных направлений маркетингового анализа является анализ ценовой политики предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены, изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).

В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию предприятия важными вопросами являются следующие:

  •  
    установление того, насколько цены отражают уровень издержек;

  •  
    какова вероятная реакция покупателей на изменение цен (эластичность спроса);

  •  
    используется ли политика стимулирующих цен;

  •  
    привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;

  •  
    чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой политики конкурентов;

  •  
    как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;

  •  
    какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары.

 
Ценовая политика предприятия должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров. На стадии проникновения товара на рынок обычно применяют политику "снятия сливок". На стадии роста политика ценообразования должна ориентироваться на долгосрочную перспективу. На стадии зрелости ценовая политика, как правило, нацелена на получение краткосрочной прибыли, а на стадии спада следует применять скидки, пока не появится новый товар.

На ценовую политику оказывает влияние конкурентоспособность продукции.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.

Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

  •  
    техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

  •  
    эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

  •  
    эстетическим (внешний вид товара);

  •  
    нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

  •  
    экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

 
Задачи анализа конкурентоспособности продукции: 

  •  
    оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

  •  
    изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

  •  
    разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

 
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия, товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты.

С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра товара-конкурента.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определенных экспертным путем.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот.

Оценка методов стимулирования продаж.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности и т.д.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль.

Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность, прослеживается ли связь между активностью рекламы, уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

 
Содержание, цели и задачи анализа.

Многие показатели, характеризующие доходность предприятия, связаны с формированием объема продаж и находятся под его влиянием. Большая часть объема продаж предприятия планируется самостоятельно на основе заключенных договоров, поэтому по продукции, которая должна быть выпущена и реализована предприятием, проводятся маркетинговые исследования, то есть определяется спрос на продукцию, предложения конкурентов на рынке и изучается конкурентоспособность продукции.

Целью анализа выпуска и продажи продукции является нахождение путей увеличения объемов продаж продукции, по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.

Основные задачи:

  •  
    оценка степени выполнения плана и динамики производства и продажи продукции,

  •  
    определение влияния факторов на изменение величины этих показателей,

  •  
    выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции,

  •  
    разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 
Основные направления: 

  •  
    оценка динамики производства и продажи,

  •  
    анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту,

  •  
    анализ влияния факторов на объем продукции,

  •  
    анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции,

  •  
    анализ ритмичности работы предприятия,

  •  
    анализ качества продукции.

 
Объекты анализа: 

  •  
    объем производства, продаж продукции в целом и по ассортименту,

  •  
    качество продукции,

  •  
    структура производства и продаж продукции,

  •  
    ритмичность производства и продаж продукции.

 
Источники информации: 

  •  
    бизнес-план предприятия,

  •  
    оперативные планы-графики,

  •  
    отчет по продукции,

  •  
    отчетность предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте,

Информация о работе Экономический анализ