Шпаргалка по дисциплине "Экономический анализ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономический анализ".

Вложенные файлы: 1 файл

AKhD_shpory.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования. Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.  

Основными этапами проведения экономического анализа рентабельности являются:

  • Подготовительный - на данном этапе составляется программы анализа, осуществляется подбор информации, определяется методика проведения и способы оформления результатов.
  • Аналитический - на данном этапе определяются  отклонения фактических показателей от плановых,  проводится динамический анализ рентабельности, а также определяется влияние на данный показатель факторов с использованием различных методик факторного анализа.  
  • Заключительный этап характеризуется обобщением результатов, составлением  выводов и заключений путем синтеза отдельных фактов в единое целое.

Информационной базой анализа рентабельности предприятия является:

1. Первичные документы: накладные, калькуляционные карточки, ПКО, РКО

2.Данные счетов бухгалтерского учета 44,70,90,23,91,92,93,94,40,41,42,10,20 и др.

3. Учетные регистры журнал-ордер №5 «Расходы», ЖО №6 «Доходы и результаты деятельности»

4. Финансовая отчетность форма №1 «Баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах», форма №3 «Отчет о движении денежных средств», форма №4 «Отчет о собственном капитале», форма №5 «Примечания к годовой финансовой отчетности».  

5. Статистическая отчетность Ф.1- Предпринимательство «Отчет об основных показателях деятельности предприятия», Ф.1П-НПП «Отчет о производстве промышленной продукции», Ф.N1-пром.продукция «Отчет объемах реализованной промышленной продукции», Форма N1-цiнн(пром) (мiсячна) «Отчет про цены производителей промышленной продукции».

В процессе анализа рентабельности

  • дается оценка выполнения принятых планов
  • изучается динамика показателей
  • определяется влияние факторов на изменение их уровня
  • осуществляется сравнительный многовариантный анализ
  • определяются резервы роста рентабельности
  • разрабатываются проектные мероприятия по оптимизации показателей рентабельности

Рентабельность оценивают с разной целью в  зависимости от потребности (внешней или внутренней). Чаще всего оценивают рентабельность предприятий потенциальные инвесторы с целью целесообразности инвестирования средств. Для государственных предприятий такая оценка может осуществляться на государственном уровне с целью выявления возможностей повышения рентабельности при наличии негативных тенденций в государственном секторе. На негосударственных предприятиях владельцы и исполнительные директора предприятия проводят оценку рентабельности с целью принятия необходимых управленческих решений, направленных на поддержание или повышение уровня рентабельности.  
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность  продаж;

3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

58. Роль финансового анализа  в современных условиях  хозяйствования

Особое значение в современных условиях хозяйствования приобретает своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия за существование различных форм собственности, поскольку ни один владелец не должен пренебрегать потенциальными возможностями увеличения прибыли (дохода) фирмы, которые можно обнаружить только благодаря своевременному и объективному анализу финансового состояния предприятий.

Систематический анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости необходим еще и потому, что доходность любого предприятия и размер его прибыли во многом зависят от его платежеспособности.

Учитывают финансовое состояние предприятия также банки при определении кредитоспособности заемщика.

Финансовый анализ является основой для управления финансами предприятия. В обобщенном виде он включает в себя три главные элементы: 1) оценка финансовых потребностей предприятия, 2) распределение потоков денежных средств в зависимости от конкретных планов предприятия, определение дополнительных объемов привлечения финансовых ресурсов и каналов их получения - кредиты, поиск внутренних резервов , дополнительный выпуск акций, облигаций при, 3) обеспечение системы финансовой отчетности, которая бы объективно отражала процессы и обеспечивала контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовый анализ способствует решению вопроса текущего движения финансовых ресурсов, их формирования и использования, текущего и долгосрочного планирования деятельности. Он является средством объединения финансового и общего менеджмента в части анализа, а также финансового обеспечения стратегии предприятия.

Без финансового анализа невозможны планирование, прогнозирование, бюджетирование, эффективное размещение финансовых ресурсов, аудит. При рыночной экономике меняется само представление о бизнесе.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения финансовой информации с использованием аналитических инструментов и методов для определения существенных связей и характеристик, необходимых для принятия управленческих решений.

Целью финансового анализа - является получение наиболее информативных, ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.

Цель финансового анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:

- оценивает структуру  имущества и источников их  формирования;

- выявляет степень сбалансированности  между движением материальных  и финансовых ресурсов;

- оценивает структуру  и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;

- оценивает правильное  использование денежных средств  для поддержания эффективной структуры капитала;

- оценивает влияние факторов  на финансовые результаты деятельности  и эффективность использования  активов;

- осуществляет контроль  за движением финансовых потоков, соблюдением нормативов расходования  финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

Финансовый анализ имеет важное значение в эконом.деятельности пред-я, поскольку позволяет:

1) изыскивать  резервы улучшения финансового  состояния предприятия,

2) объективно  оценивать рациональность использования всех видов финансовых ресурсов,

3) своевременно  принимать меры, направленные на  повышение платежеспособности , ликвидности  и финансовой устойчивости предприятия,

4) обеспечивать  оптимальный производственный и  социальное развитие коллектива  за счет использования выявленных  в результате анализа резервов;

5) обеспечить  разработку плана финансового  оздоровления предприятия.

57.  аналіз резервов  увеличения прибыли

Для обеспечения роста прибыли нужно отыскать неиспользованные возможности его увеличения, т.е. резервы роста. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике разработки мер по их мобилизации.

В процессе выявления резервов выделяют три этапа:

1) аналитический, на котором выявляют  и количественно оценивают резервы,

2) организационный, когда разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мер, направленных на обеспечение использования выявленных резервов,

3) функциональный, когда практически  реализуют мероприятия и контролируют  их выполнение.

Увеличение прибыли возможно за счет:

• увеличения объема выпуска продукции (работ, услуг);

• снижение затрат на производство и реализацию продукции;

• экономии и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих;

• внедрения достижений научно-технического прогресса, в результате чего растет производительность труда.

Резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывают по формуле: 

де — плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции; ∆Р — дополнительно реализована продукция, тыс. грн. Если прибыль рассчитан на 1 грн продукции, то сумму резерва его роста в результате увеличения объема реализации рассчитывают по формуле: ,

де Рф — фактический объем реализации; ∆Р(р.з) — резерв увеличения реализации продукции.

Другим важным направлением поиска резервов увеличения прибыли является снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Для поиска и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости анализируют отчетные данные по расходам на производство по калькуляциям, пользуясь методом сравнения фактического уровня затрат с прогрессивными научно обоснованными нормами и нормативами по видам затрат (сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов), нормативами использования производственных мощностей, оборудования, нормами косвенных материальных затрат, капитальных вложений и т.д.

Величину резервов определяют сравнением достигнутого уровня с нормативной величиной

∑С(р.з) = Сlі – Сні,

де ∑С(р.з) — резерв снижения себ-ти продукции за счет i-го вида ресурсов; Сlі — фактическая величина использованного i-го вида ресурса; Сні — нормативная величина использованного i-го вида ресурса.

Тогда общую величину выявленных резервов снижения себестоимости продукции определим по формуле: .

Резервы снижения себестоимости продукции будут одновременно резервом увеличения прибыли, а следовательно, расчеты резерва роста прибыли осуществляют по формуле  ∑РЗпс = См (Рl + Pп),

де ∑РЗпс — резерв роста прибыли; См — возможно снижение затрат на 1 грн продукции; Рl — реализованная продукция по отчету; Pп - возможен рост объема реализации. 

Подсчет роста прибыли за счет выявленных резервов снижения себестоимости можно проводить по следующим направлениям:

1. Внедрением организационно-технических мероприятий можно получить экономию в течение 12 мес. с момента их полного внедрения ∑РЗс = (Сl – С2) ВП,

де ∑РЗс — экономия от внедрения организационно-технических мероприятий, грн; Сl – С2 — себестоимость единицы продукции соответственно до и после осуществления такого организационно-технического мероприятия, грн; ВП — годовой объем выпуска продукции после осуществления организационно-технического мероприятия, грн;

2. Уменьшение численности  работников - мероприятие, которое может обеспечить экономию по многим направлениям за того, что он предусматривает: • увеличение производительности труда, а следовательно, увеличение объема производства с меньшей численностью работников; • изменение трудоемкости продукции; • более полное использование фонда рабочего времени. Для всех этих направлений можно использовать формулу

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономический анализ"