Теоретические основы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировав финансовые результаты организации за предыдущий и отчетный периоды, разработать оптимальные управленческие решения урегулирования прибыли предприятия.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность туристской фирмы "Викинг"
Предметом исследования является анализ методов управления организацией, прогнозирование прибыли и определение факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия, оценка их места и роли в повышении прибыли и при принятии управленческого решения.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 7
1.2 Характеристика прибыли как объекта управления 13
1.3. Система управления прибылью 17
1.3. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта 23
1.4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 31
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО "Викинг" 31
2.2. Анализ прибыли и рентабельности т/ф "Викинг" 39
2.3. Анализ сезонности продаж т/ф "Викинг" 46
ГЛАВА 3 ПРОЭКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 51
3.1 Увеличение товарооборота за счет роста мотивации персонала. 52
3.2 Увеличение товарооборота за счет привлечения туристов 57
3.3 Сглаживание фактора сезонности в туризме 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение 75

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы управления прибылью предприятия 6.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 6.

Объемы продаж туров в Египет за три года.

 

2008 (шт)

2009 (шт)

2010 (шт)

1

4

4

3

2

0

3

4

3

5

3

3

4

2

3

5

5

6

7

9

6

10

12

15

7

10

13

16

8

12

12

15

9

7

5

6

10

0

2

4

11

2

0

2

12

0

3

0


 

далее определим уровни одноименных внутригодовых периодов уi:

январь: у=(4+4+3)/3=3,67

февраль: у=(0+3+4)/3=2,33

март: у=(5+3+3)/3=3,67

апрель: у=(2+3+5)/3=3,33

май: у=(6+7+9)/3=7,33

июнь: у=(10+12+15)/3=12,33

июль: у=(10+13+16)/3=13,00

август: у=(12+12+15)/3=13,00

сентябрь: у=(7+5+6)/3=6,00

октябрь: у=(0+2+4)/3=2,00

ноябрь: у=(2+0+2)/3= 1,33

декабрь: у=(0+3+0)/3=0,67

 Затем определяем  общий средний уровень как среднюю арифметическую:

у=(3,67+2,33+3,67+3,33+7,33+12,33+13+13+6+2+1,33+0,67)/12=5,72

и наконец рассчитываем индексы сезонности по месяцам:

январь: is=(3.67/5.72)*100=64.077

февраль: is=(2.33/5.72)*100=40.77

март: is=(3.67/5.72)*100=64.08

апрель: is=(3,33/5.72)*100=58.25

май: is=(7,33/5.72)*100=128.15

июнь: is=(12,33/5.72)*100=215.53

июль: is=(13,00/5.72)*100=227.18

август: is=(13,00/5.72)*100=227.18

сентябрь: is=(6,00/5.72)*100=104.85

октябрь: is=(2,00/5.72)*100=34.95

ноябрь: is=(1,33/5.72)*100=23.3

декабрь:is=(0,67/5.72)*100=11.65

Данный тур имеет  явно выраженную сезонность. ее можно  отразить на графике:

Рис 8. График сезонности на примере тура в Египет.

 

Вывод по главе 2:

В результате изучения динамики и факторного анализа прибыли турфирмы "Викинг" выяснилось, что прибыль от реализации в отчетном 2010 году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 95,8 тыс. руб. или на 32,8%.

Для оценки эффективности  работы "Викинг" автором был также проведен анализ рентабельности, который позволяет судить о доходности предприятия. Результаты расчетов показали значительное увеличение рентабельности.

Анализ же товарооборота  показал, что товарооборот в отчетном 2010 году по сравнению с прошлым  годом увеличился на 30,6%

Но при расчете тех, же самых показателей в сопоставимых ценах выяснилось, что товарооборот увеличился на 1,06% , а прибыль на 3,01% что говорит о том, что увеличение этих показателей произошло исключительно за счет роста цен.

Анализ сезонности продаж показал яркую выраженность продаж в летний период, в то время как в зимний период резко снижаются. Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.

Проведя анализ финансово-хозяйственных результатов предприятия ООО «Викинг» можно предложить следующие мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности:

  1. сокращение издержек производства и увеличение мотивации труда персонала за счет изменения формы оплаты труда
  2. увеличение товарооборота за счет привлечения большего количества туристов.
  3. проведение мероприятий по сглаживанию сезонности продаж

 

 

 

 

Глава 3 Проектирование управленческих решений по повышению прибыли турфирмы "Викинг"

Резервы увеличения прибыли турфирмы"Викинг" и

их эффективность

Прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Предприятия реализуют  свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата следует сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, т. е. с себестоимостью продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли (предприниматель всегда ставит своей целью получить прибыль, но не всегда ее получает).

Получение прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции. Именно поэтому очень важно своевременно и точно определять пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Что касается исследуемого предприятия «Викинг», то проведенный финансовый анализ показал, что на данном предприятии имеются резервы увеличения товарооборота и роста прибыли.

Рассмотрим  некоторые  из них и определим их эффективность.

Поскольку прибыль предприятия  представляет собой разность между  валовыми доходами (за минусом отчислений от валового дохода) и текущими затратами (издержками производства и обращения), основным источником повышения прибыли является увеличение размера валового дохода и уменьшение издержек предприятия.

Основным источником валового дохода турфирмы является комиссионное вознаграждение туроператора. Определим факторы роста валового дохода для т/ф "Викинг":

- увеличение объема  товарооборота;

- сглаживание сезонности рынка

3.1 Увеличение товарооборота за счет роста мотивации персонала.

Известно, что оплата за труд является одним из важнейших  стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Основным источником выплат заработной платы является запланированный фонд оплаты труда, который формируется за счет себестоимости реализуемой продукции. Это означает, что увеличение заработной платы путем увеличения размера вышеуказанного фонда будет приводить к увеличению себестоимости и, соответственно, к уменьшению конкурентоспособности реализуемой продукции. В то время как изменение оплаты труда является важным аспектом стимулирования труда.

Сущность материального  стимулирования наемных работников заключается в следующем :

1) это стимулирование  высоких трудовых показателей  наемного работника;

2) это формирование  определенной линии трудового  поведения работника, направленной  на процветание организации;

3) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.

Поэтому стимулирование направлено на мотивацию наемного работника  к эффективному и качественному  труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. В туризме постоянная часть зарплаты (оклад) и процент от проданных им туров . Как правило, оклад изменяется достаточно редко. Обычно это случается в результате достижения сотрудником каких-либо новых уровней квалификации, переоценке работодателем вклада сотрудника в общее дело или перехода на новую должность. Оклад призван защитить интересы работника, безотносительно к производительности его труда в данный момент. Поэтому роль оклада в мотивации труда чаще всего минимальна. Обычно она сводится только к стимулированию карьерного роста. Тем не менее, слишком низкий уровень окладов отпугивает потенциальных работников. С другой стороны, неоправданно высокий уровень окладов вызывает рискованный рост постоянных затрат турфирмы, снижая её финансовую устойчивость и поднимая точку безубыточности. Т.е. для работодателя гораздо выгоднее вообще не иметь в составе оплаты труда сотрудников постоянной части, а только переменную. Однако среди самих работников найдётся очень мало людей, согласных на такие условия сотрудничества.

Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности. Основную роль в материальном стимулировании труда играет переменная часть зарплаты. Она складывается из премий, штрафов и вычетов, имеющих целью обеспечить качественное выполнение сотрудниками возложенных на них задач, поддержать их разумную инициативу и воспрепятствовать злоупотреблениям. В туризме, для сотрудников центров прибыли, центров выручки и центров маржи (т.е. для тех людей, чьи действия непосредственно влияют на доход турфирмы) переменная часть оплаты труда должна составлять не менее 40% их зарплаты. Т.е. доля переменной части в общей зарплате должна быть чувствительной для сотрудников. В противном случае она не будет являться эффективным стимулом труда. При правильном же подборе данного мотивирующего фактора увеличивается производительность труда от 3% до 20% процентов в зависимости от сезона и популярности распространяемого туристского направления. Однако нужно учесть, как отразится изменение системы оплаты труда на получение чистой прибыли предприятия.

Рассмотрим ранее применяемую  в фирме простую повременную систему оплаты труда. При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). Под тарифной ставкой понимается размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц). При простой повременной оплате труда в основу расчета размера оплаты труда работника берется тарифная ставка или должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени. Если в течение месяца работник отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу, если же отработано не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время. Рассмотрим выписку из штатного расписания т/ф "Викинг" представленную на таблице 7

Таблица 7 .

Выписка из штатного расписания турфирмы "Викинг"

Структурное подразделение

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория)

Кол-во штат. ед

Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.

Всего, руб.

(гр.5 +гр.6+гр.7+гр.8) х гр.4

наименование

код

1

2

3

4

5

9

Турфирма "Викинг"

 

Директор

0,2

22500

4500

Турфирма "Викинг"

 

Бухгалтер

0,2

17500

3500

Турфирма "Викинг"

 

Менеджер по турпродуктам

2

16000

32000

Итого

2,4

56000

40000


 

Из данной выписки  видно, что так как директор и бухгалтер фирмы работают по совместительству основную часть фонда оплаты труда составляет  оплата труда менеджеров по турпродуктам. Так же изменение системы оплаты труда бухгалтера и директора не нуждается в мотивации ввиду отсутствия влияния их деятельности на изменение товарооборота. Исходя из этого, объектом изменения системы оплаты труда автор предлагает избрать фонд оплаты труда менеджеров по турпродуктам.

Информация о работе Теоретические основы управления предприятием