Стратегия развития АПК Динского района, выводы и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.
На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.

Содержание

Введение………………………………………………….…………...............3
1. Теоретические основы развития АПК………………………………….…..4
2. Характеристика развития АПК в Динском районе в 2006-2007 года….....14
2.1 Местоположение, ресурсно-сырьевой потенциал и экологическая
ситуация………………………………………………………………….14
2.2 Растениеводство………………………………………………………...18
2.3 Животноводство………………………………………………………...25
2.4 Промышленность……………………………………………………….28
2.5 Финансовое состояние с/х предприятий………………………………29
2.6 Деятельность СПК «Колос» за 2005-2007 годы………………………33
3. Стратегия развития АПК Динского района, выводы и
предложения………………………………………………………………...45
4. Список используемой литературы………………………………………....51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
 

   Введение………………………………………………….…………...............3

1. Теоретические  основы развития  АПК………………………………….…..4

2. Характеристика  развития АПК в Динском районе  в 2006-2007 года….....14

    2.1 Местоположение, ресурсно-сырьевой потенциал и экологическая

    ситуация………………………………………………………………….14

    2.2 Растениеводство………………………………………………………...18

    2.3 Животноводство………………………………………………………...25

    2.4 Промышленность……………………………………………………….28

    2.5 Финансовое  состояние с/х предприятий………………………………29

    2.6 Деятельность  СПК «Колос» за 2005-2007 годы………………………33

3. Стратегия развития АПК Динского района, выводы и

    предложения………………………………………………………………...45

4. Список  используемой литературы………………………………………....51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Развитие  агропромышленной интеграции в России началось в конце 1920-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, производящих, перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию. Однако слабая материально-экономическая база, неблагоприятная экологическая ситуация не способствовали дальнейшему развитию интеграции, которая лишь в начале 70-х годов получила новый импульс.

      За 1960-1980-е годы материально-техническая база сельского хозяйства получила значительное развитие. В мае 1982 года была принята Продовольственная программа СССР до 1990 года. С 1985 года началась перестройка народного хозяйства, была сделана попытка ускорить научно-технический прогресс, в аграрном секторе производился поиск новых форм организации производства и оплаты труда в колхозах и совхозах.

      Агропромышленный  комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.

      На  долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.

      От  того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни  населения страны. Однако аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере. 
 

      1 Теоретические основы  развития АПК

      В АПК входят региональные комплексы (республиканские, краевые, областные и д.р.) и микрокомплексы, агропромышленные формирования (агрохолдинги, агрофирмы, агропромышленные предприятия и т. д.). Производственно-экономическая система АПК подразделяется на три основных сфер:

  • Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и  сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, ремонт оборудования и техники, сельскохозяйственное строительство. Эта сфера, по существу, определяет индустриализацию и интенсификацию производство, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На её долю приходится около 15% основных производственных фондов, 20%численности работников.
  • Вторая сфера представлена сельским хозяйством и является центральным звеном АПК. Сельское хозяйство  получает производственные ресурсы от 80 отраслей и поставляет продукцию в 60 отраслей. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость ещё пяти человек. В данной сфере производится почти 50% конечного продукта, сосредоточенно около 65% основных производственных фондов и 60% численности работников АПК.
  • Третья сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечной продукции. Она охватывает пищевую (пищевкусовую, молочную и мясную) и комбикормовую промышленности. На долю этой сферы приходится 40% общего объема конечной продукции, 20% всех основных производственных и численности работников АПК.

      Одно  из главных условий динамичного  развития АПК - пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. По вкладу стоимость конечного продукта создается в третьей сфере (например, в США она дает до 80% различной стоимости продукции).

      Наибольшая  доля конечной продукции создается  в продовольственном комплексе АПК, состоящем из 8 подкомплексов: зернопродуктовый, картофельнопродуктовый, свеклосахарный, мясной, молочный, масложировой. Ведущие - зернопродуктовый, мясной и молочный, на их долю приходится более 75% производства всей продукции сельского хозяйства, около 85% основных производственных работников.

      Сельское  хозяйство.

      Сельское  хозяйство призвано удовлетворять потребности населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. Его важнейшая особенность в том, что ведение сельскохозяйственного производства связано с использованием земли и природной сферы; земля - главное средство производства.  Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов - растений и животных. Ритм производства во многом регулируется естественно-биологическими законами. Природно-экономические условия по зонам страны имеют значительные различия, велика территориальная рассредоточенность производства. В сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, фонды воспроизводства формируются за счет собственной продукции (семена, корма).

      В качестве сырья: легкая, пищевая, комбикормовая  и другие отрасли используют более 50% производимых сельским хозяйством продукций. В свою очередь доля потребления промышленной продукции в структуре затрат сельского хозяйства достигает 40%.

      Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.

      Аграрное  преобразование в стране проходило  по следующим направлениям и дало следующие результаты:

      а) Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию.

      В результате в стране формируются  новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение.

      б) Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.

      В результате резко сократились закупки  сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки.

      в) Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению.

      г) Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве.

      Стабилизация  и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства  и поддержки этой отрасли.

      Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства, и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

  • ускорение социального развития села;
  • стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;
  • стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
  • создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;
  • усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
  • создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;
  • содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;
  • расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.

      Особое  внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

      В процессе вступления России во Всемирную  Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.

      Таким образом, присоединение России к  ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.

      Стратегический  план интеграции России в мировое  хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

      Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.

      Основными задачами российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла. Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.

  • поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
  • антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
  • содействие развитию рыночной инфраструктуры;
  • поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции;
  • регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;
  • проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.

      Необходимо  подчеркнуть, что до сих пор в  России применяли лишь отдельные  элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется.

Информация о работе Стратегия развития АПК Динского района, выводы и предложения