Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии. Стратификация — одна из основных тем в социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и функции социальной стратификации………………..5
Модели социальной стратификации……………………………………5
Системы социальной стратификации ………………………….……….7
Теории социального неравенства……………………………………....16

Глава II. Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций.…………………………………………………………….....22

Заключение…………………………….……………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_SMK_3_kurs (5).docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит  за рамки кастовой системы. Члены  касты хариджан, а также некоторые  подкасты шудра составляют группу индийских  “неприкасаемых”. Их прикосновение  к представителю высшей касты  делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии  объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система  продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые  человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются  кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать  кастовые разграничения в переполненном  незнакомыми людьми городе.

Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.

Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Кланы

Клановая система типична для  аграрных обществ. В подобной системе  каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников  – кланом. Клан представляет собой  нечто вроде очень разветвленной  семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому  члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого  его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в  отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

Клан эмира Кувейта состоит  примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов в  Кувейте. В период оккупации Кувейта  Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили  все имеющиеся в их распоряжении средства для выживания. Так, члены  клана, занимавшиеся сбытом бытовых  приборов, осуществляли подкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными  комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами; те, кто работал в гостиничном  бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потом делились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили  освобождение из тюрьмы одного из членов клана и сумели тайно переправить  его в Саудовскую Аравию.

Классы

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что  не оставляют людям возможности  для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более  открыта, поскольку базируется в  первую очередь на деньгах или  материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при  рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его  жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой  этой системы социальной стратификации  является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет  возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального  положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих  людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно  невыгодные условия, которые не оставят  ему шансов подняться в жизни  слишком высоко, и обеспечить ребенку  такие привилегии, что для него окажется практически невозможным  “скатиться вниз” по классовой  лестнице.

Гендерное неравенство и социальная стратификация 

В любом обществе тендерный признак  составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором  основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой  системе социальной стратификации  – будь то рабство, касты, кланы или  классы. По гендерному признаку члены  любого общества делятся на категории  и получают неодинаковый доступ к  тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

1.3. Теории социального неравенства

Функционалистская теория стратификации

Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии. На него есть два разительно расходящихся ответа. Первый дали консерваторы, которые  утверждали, что неравное распределение  социальных благ служит инструментом для решения главных задач  общества. Сторонники радикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что  социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой  за ценимые и дефицитные товары и  услуги. Современные теории неравенства  в широком смысле принадлежат  или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.

Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация  существует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром, позднее ее модифицировали и усовершенствовали другие социологи. Дейвис и Мур утверждают, что социальная стратификация  не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением. В связи с этим общество должно мотивировать людей на двух уровнях:

    1. оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности, поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаково полезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживания и требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь была иной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблема социального статуса была бы значительно меньшей;
    2. когда эти должности будут заняты, общество должно пробуждать в людях желание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многими должностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и при отсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями.5

Эти социальные реальности привели  Дейвиса и Мура к мнению, что  общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые  могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих  членов, во-вторых, способом распределения  этих благ среди различных статусов. Неравенство – это тот эмоциональный  стимул, который общество создало  для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить  их обладателей исполнять наилучшим  образом соответствующие роли. Поскольку  эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию  можно считать структурной особенностью всех обществ.

На основе экономической модели спроса и предложения Дейвис и  Мур сделали вывод, что самыми высокооплачиваемыми должностями  являются: те, которые занимают наиболее талантливые или квалифицированные  работники (предложение); те, которые  функционально наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь достаточно врачей, общество должно гарантировать им высокую  заработную плату и престиж. Если этого не будет, то, по мнению Дейвиса  и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет проходить сложный и дорогостоящий курс обучения медицине. Итак, работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется.

Этот структурно-функциональный подход к стратификации подвергался  серьезной критике. В частности, критики утверждают, что человек  от рождения занимает привилегированное  или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной мере зависит от того, в какой  семье он родился. Так, почти две  трети управляющих в 243 крупных  американских компаниях выросли  в семьях верхушки среднего класса или высшего слоя общества. Основываясь  на этих и аналогичных данных, сторонники теории конфликта утверждают, что  общество организовано таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который  определяется рождением и не зависит  от их способностей.

Кроме того, критики отмечают, что  многие самые ответственные должности  в США – в правительстве, науке, технике и образовании – оплачиваются не очень высоко. Так, служащие крупных  корпораций зарабатывают гораздо больше, чем Президент Соединенных Штатов, члены кабинета министров и судьи  Верховного Суда. Возникает еще один вопрос: не являются ли мусорщики, несмотря на низкий уровень оплаты их труда  и непрестижность профессии, более  важными для жизни Соединенных  Штатов, чем известные спортсмены, которые имеют доход, выражаемый семизначными цифрами.

Конфликтологическая теория стратификации

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам  и группам, обладающим властью над  другими. Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, конфликтологи  фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.

Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Он утверждал, что для понимания любого общества необходим исторический подход, т.е. для постижения механизма конкретной экономической системы надо знать, что предшествовало этой системе, а  также процессы, способствовавшие ее развитию. По Марксу, уровень техники  и метод организации производства детерминируют эволюцию общества. На каждом этапе истории эти факторы  определяют группу, которая будет  господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.6

Стремление капиталиста получить прибавочную стоимость является основной причиной классовой борьбы – непримиримого столкновения интересов  рабочих и капиталистов. Прибавочную  стоимость Маркс определял как  разницу между стоимостью, создаваемой  рабочими (что выражается в рабочем  времени, воплощенном в товаре, который  они производят), и стоимостью, которую  они получают (что выражается в  прожиточном минимуме, обеспечиваемом заработной платой). Капиталисты не создают прибавочную стоимость; они присваивают ее, эксплуатируя рабочих. Следовательно, по Марксу, капиталисты  – воры, крадущие плоды труда  рабочих. Накопление капитала (богатства) происходит из прибавочной стоимости  и является ключом – и даже стимулом – к развитию современного капитализма. В конечном итоге классовая борьба завершится тем, что рабочие свергнут класс капиталистов и установят  новый, справедливый общественный порядок.

Ни один класс не существует изолированно и независимо от других классов, которым  он противостоит. В результате борьбы с капиталистами “объективные” классовые интересы рабочих переходят в субъективное осознание “реальных” обстоятельств, и они приобретают классовое сознание. Следовательно, по марксистской теории, для того чтобы рабочий класс смог выступать в исторической роли ниспровергателя капитализма, он должен стать классом “не только антикапиталистическим”, но и классом “для себя”, т.е. классовая борьба должна быть поднята с уровня экономической необходимости на уровень сознательной цели и эффективного классового сознания.

Информация о работе Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций