Руководитель социальной службы как организатор и администратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Одним из главных механизмов социальной поддержки и обеспечения населения является социальная работа. В современных условиях социальные службы являются конечным звеном в системе социального обеспечения, и именно они взаимодействуют с людьми, а также предоставляют социальные услуги. В связи с этим проблема повышения эффективности работы социальных учреждений имеет огромное значение. Важнейшим фактором в работе социальной службы является деятельность ее руководителя, так как именно он определяет эффективность социальной службы по оказанию услуг определенным категориям клиентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РУКОВОДИТЕЛЮ-ПРОФЕССИОНАЛУ ……………………………………………………………. 6
1.1.Компетентность руководителя ……………………………………………... 6
1.2.Организаторские способности ……………………………………………... 8
1.3.Качества хорошего администратора ……………………………………….. 9
1.4.Руководитель – социальный лидер ……………………………………….. 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ …………………………………………………………………………………… 14
2.1.Профессиональная характеристика руководителя ………………………. 14
2.2.Личностные модели руководителя ……………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….... 26

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсяк.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 Высокая вариативность  развития современного общества  требует выработки умения управления  изменениями: изменение устоявшихся, привычных форм и методов работы, анализ необходимых изменений, разработка стратегии и тактики проведения изменений  [8, с. 85].

 Технология  проведения изменений следующая. Осознание руководством необходимости  определенных изменений. Диагностика предстоящих изменений, требуемых ресурсов, последовательности проведения, последствий изменений. Выбор участников изменений. Формирование структуры, обеспечивающей проведение изменений. Предложения, мнения, уточнения сторонников изменений, сотрудников, поддерживающих изменения. Реклама. Распространение подобной позиции на колеблющихся. Преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Периодические «замеры» отношения к изменениям. Отслеживание реакции противников. Оценка полученных результатов по проведению изменений [7, с. 53].

 Не последнюю  роль в этой работе играет  менеджер изменений – «чейнджер» . В его обязанности входит  информационно-аналитическая и организационная  деятельность, ответственность за  качество проводимых изменений, анализ рисков. Психологические проблемы изменений могут быть связаны с консервативным отношением подчиненных, индивидуальными схемами адаптации к новому. Важно анализировать изменения по ходу изменений (ликвидация подразделений, кадровые перемещения), учитывать интересы людей, убеждать, раскрывать положительные стороны изменений [10, с. 132].

 Эффективность  социальной работы определяется  соотношением между достигнутыми  результатами (эффектами) и затратами, их обеспечивающими. Важны количественные  и качественные измерения результатов, анализ «предельных результатов», лимитации факторов. Различают предполагаемую (расчетная, планируемая) и фактическую (достигнутая) эффективность .

 Особое значение  имеет выбор предметов, методов  и методик оценки эффективности. Алгоритм таков. Фиксируется оценочная база. Круг оценок дан ниже. Деятельность учреждений социальной защиты (методики оценки эффективности форм и методов управления, выполнения целевых программ). Качество организации труда персонала (методики оценки ресурсного обеспечения, мотивационной системы, средств мотивации). Уровень квалификации персонала (методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала). Качество и уровень социального обслуживания различных категорий населения (методики оценки видов, форм, методов, технологий, результатов социального обслуживания).

 В последнее  время широкое распространение  получил параметрический метод. Алгоритм таков. Разработка таких  параметров, как промежуточные и  итоговые (например, параметры состояния ребенка при приеме в социальный центр и при завершении социальной терапии). Для полноты картины изучается реабилитационный эффект. Проводятся опросы клиентов. Вместе с тем используется и нормативный метод, так как комбинирование методов повышает результативность исследования [12, с. 10]

Совокупность знаний, умений и навыков, личных качеств, необходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной (причем, первая основывается на задатках, способностях, физических и психических свойствах человека, а вторая складывается постепенно, в результате освоения им новых знаний и навыков). Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, то есть степень профессиональной подготовки, необходимой для выполнения данных трудовых функций. Таким образом, рациональное сочетание способностей работника и степени квалификации, позволяющей ему качественно и с минимальными ошибками выполнять свои функции (как в нормальных, так и в экстремальных условиях), успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, образуют компетентность [14, с. 63].

Исследователями в данной области выделяются следующие виды компетентности:

- профессиональная  – характеризуется профессиональными  знаниями и умениями их реализовать  на достаточно высоком уровне  в конкретном трудовом процессе, способностью проектировать свое  дальнейшее профессиональное развитие ;

-  интеллектуальная  – выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, владении приемами личностного самовыражения и саморазвития;

- ситуативная  – означает умение действовать  в соответствии с конкретной  ситуацией;

-  социальная – предполагает способности к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, руководству людьми;

- индивидуальная  – подразумевает владение приемами  самореализации и развития индивидуальности  в рамках профессии, готовность  к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил [18, с. 44].

К названным видам компетенции добавим еще один – методологическую компетентность, присущую, как правило, работникам, занимающим руководящие посты. Данный вид характеризуетсяспособностью к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, концептуализации деятельности, системному мышлению [21, с. 74].

Таким образом, выделенные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности, профессиональном общении, становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Далее, на основе вышеизложенного, обозначим некоторые необходимые составляющие компетентности управляющего работника социальной службы [19, с. 81].

Для качественного выполнения работы руководителю социальной службы необходимо иметь знания и представления: о ресурсах и услугах, предоставляемых обществом; о программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне; об организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения; о расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах); о результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе; о концепциях и методах социального прогнозирования; о теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой; о теории и практике управления персоналом; о социальных, психологических, статистических, исследовательских методах и методиках; о теории и концепции управления службами социальной защиты населения; о постановлениях на местном, федеральном уровнях различных видов социальных услуг и т.д . [22, с. 16]

При разработке личностной модели руководителя социальной службы необходимо выделить такие профессионально значимые качества, как: коммуникабельность, эмпатичность, навыки саморегуляции (самоконтроль, объективная оценка своих действий), стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями), а также:

- гибкость –  критерий творческого подхода  к решению социальных проблем. Планирование и осуществление способов решения проблем требуют от руководителя способности взглянуть на проблему с различных точек зрения, с позиции всех лиц, участвующих в этом процессе;

- здравое суждение. Характер работы служб социальной  помощи и уникальность человеческих ситуаций требуют от управляющего работника заключений, касающихся оценки ситуации, принятия альтернативных решений, плана и методов работы, а также сроков начала и завершения работы. Безусловно, принятие решения должно основываться не только на профессиональных знаниях, но и на здравом смысле .

- толерантность  к моральным и политическим  вкусам и мнениям других людей; вежливость и уважительность, внимание и интерес, активное слушание [20, с. 86]

Блок требований к качествам личности руководителя социальной службы логично увязать с этическими свойствами этой профессии. Нужно полагать, что профессиональная подготовка и этика специалиста социальной работы выступают как органически единое целое. Без профессиональных знаний, умений и навыков он не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, не может стать профессионалом.

Таким образом, рассмотрев лишь некоторые составляющие компетентности управляющего социальным учреждением и описав необходимые требования к его личности, становится понятно, что быть руководителем подобной организации очень непросто. При этом, учитывая трудности и всевозможные ограничения, создающие дополнительные сложности в развитии и совершенствовании системы социального обслуживания населения, крайне остро стоит вопрос о необходимости обеспечения всех социальных учреждений профессионально подготовленными кадрами, и в первую очередь управленческого звена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время решение проблем управления связано со значительными трудностями, так как наряду с процессами, которые поддаются количественным измерениям, есть и такие, которым довольно сложно дать объективную оценку. К таким проблемам можно отнести, например, эффективность действующих методов управления, воздействие на персонал организации (и, следовательно, на производительность труда) моральных стимулов и системы мотиваций, поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д., то есть все вопросы, напрямую затрагивающие человеческий фактор. Особенно подобные проблемы актуальны и важны для руководителей социальных служб и учреждений.

По данным социологических исследований, рост численности организаций социального обслуживания, в настоящее время, значительно превышает количество подготовленных кадров, поэтому пристальное внимание общества к социальной работе входит в число факторов, заставляющих специалистов в этой сфере постоянно работать над повышением своей квалификации. Объектом исследования все чаще становятся этика социальной работы, профессиональная компетентность, личностные профессионально-значимые качества руководителей и персонала социальных служб, которые являются необходимым условием успешной деятельности.

Действительно, жизнь и функционирование любой организации во многом предопределяется тем, кто ее возглавляет и как он использует делегированные ему властные полномочия . Не нужно забывать и о специфике управленческого труда, которая предъявляет различные требования к качествам профессиональной подготовки руководителя. В связи с этим зададимся следующими вопросами: Кто сегодня управляет социальными службами? Насколько компетентны руководители социальных учреждений в своей работе? Каким образом можно повысить эффективность деятельности социальных служб?

Поскольку подразумевается, что управляющий работник социальной службы – это, прежде всего, опытный и квалифицированный специалист в области социальной работы, мы пришли к выводу, что и требования к нему ничем не должны отличаться от тех, которые предъявляются к специалистам социальных учреждений. Кроме того, портрет подобного рода руководителя целесообразно составлять на основе таких понятий как «профессионализм», «квалификация», «компетентность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка  управленческих кадров. -М.: Дашков  и Ко, 2010.-376с

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное  пособие. -М.: ГАРДАРИКИ, 2007. -415с.

3. Гладких В.А. Актуальные проблемы экономической  и социальной политики. -М.: Компания Спутник+, 2006.-290с

4. Глазунова  Н.И. Система государственного и  муниципального управления: Учебник  для вузов. -М.: ТК Велби, Проспект, 2006.-340с

5. Кермалли С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и  концепций современного менеджмента: Пер. с англ. -М.: Добрая книга, 2012.-290с

6. Кищенко И.Н. Адресная социальная поддержка  молодой семьи в РФ: Монография. -Белгород: БелГУ, 2006.-354с

7. Коныгина М.Н. Антология социальной работы  в России: документы и практикумы.-М.,2009, -356с.

8. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной  работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ  века): Учебное пособие. -М.: Академический  проект, 2007.-514с

9. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной  работой в России: Учеб. пос. для вузов.- М., 2012.-340с

10. Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров  системы социальной защиты населения  РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. -М., 2005. -С. 15–21.

11. Менеджмент  социальной работы: Учеб. пособие  для студ. вузов/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. -М.: ВЛАДОС, 2011.-567с

12. Социальный  менеджмент: Учебник для вузов/ Под  ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. -М.: Высшая  школа, 2008. -640с

13. Старшинов  А.Н. Институциализация социальной  защиты населения России: Автореф. дисс канд.полит.наук. -Казань, 2007.-340с

14. Социальная  работа как профессия. -Нижний  Новгород, 2012.-294с

15. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. -М., 2008.-420с

16. Чичканов А.В. Социальные отношения в современном  российском обществе. -М.: Изд-во РАГС, 2008.-430с

17. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: Учебник для вузов. -М.: Высшая  школа. 2010.-370с

18. Российский  статистический ежегодник. 2011: Стат. сб./ Росстат.- М., 2011. -С. 376

19. Бабосов, Е. М. Социальное управление [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 432 с..

20. Веснин, В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах [Текст]: пособие для изучения и подготовки к экзаменам и зачетам / В. Р. Веснин. – М. : Элит , 2009. – 320 с.           

21. Зайцев, Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе [Текст]: учеб. пособие / Д. В. Зайцев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 264 с.       22. Кондратьева, Е. Л. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Кондратьева. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2009. – 92 с.         

 


Информация о работе Руководитель социальной службы как организатор и администратор