Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия (на материалах ОАО «Гомельское ПО «Кристалл»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является поиск направлений улучшения финансовых результатов промышленной организации.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи: - рассмотрено экономическое содержание прибыли как финансового результата деятельности организации; - рассмотрена рентабельность как оценка эффективности деятельности предприятия - рассмотрены факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия; - рассмотрены методические подходы к проведению оценки финансовых результатов; - дана технико-экономическая характеристика объекта исследования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО
РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическое содержание прибыли как финансового результата
деятельности организации……………………………………………………...
6
1.2 Рентабельность как оценка эффективности деятельности предприятия.. 9
1.3 Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности
предприятия……………………………………………………………………... 11
1.4 Методические подходы к проведению оценки финансовых результатов. 11
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ГОМЕЛЬСКОЕ ПО «КРИСТАЛЛ»
2.1 Технико-экономическая характеристика объекта исследования….… 16
2.2 Оценка состава и динамики прибыли отчетного периода
ОАО «Гомельское ПО «Кристалл»…………………………………………….
26
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….…. 27
2.4 Анализ формирования и использования прибыли предприятия………… 29
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Гомельское ПО «Кристалл»……………………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………..….………….…… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……….. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Прибыль ОАО Кристалл.docx

— 134.74 Кб (Скачать файл)

5.2. экономическая  прибыль () – разница между суммой доходов организации и суммой внешних (явных) и внутренних (неявных) текущих затрат:

 

                                                   .                                                    (7)

 

6. По характеру  использования:

6.1. капитализируемая  прибыль – прибыль, которая  направляется на финансирование прироста активов организации;

6.2. потребленная  прибыль – прибыль, которая  направляется на финансирование мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации.

7. По характеру  инфляционной очистки:

7.1. номинальная  прибыль;

7.2. реальная  прибыль, т. е. прибыль, скорректированная  в соответствии с темпом инфляции  в анализируемый период.

8. По степени  использования:

8.1. нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) –  сумма прибыли (убытка), которая образовалась в прошлые отчетные периоды. Сумма непокрытого убытка показывается со знаком минус;

8.2. прибыль  к распределению – прибыль,  сформированная и распределенная на конкретную дату, но не использованная в процессе хозяйственной деятельности.

9. По  достаточности уровня формирования:

9.1. минимальная прибыль обеспечивает организации минимальный уровень дохода на вложенный капитал. Минимальный уровень дохода не должен быть меньше средней процентной ставки по депозитам за анализируемый период;

9.2. нормальная  прибыль соответствует финансовому  результату, который необходим, чтобы организация удержалась в определенной отрасли;

9.3. максимальная  прибыль определяет целевую установку  при планировании деятельности организации. Достижение максимальной прибыли предпо-

лагает минимизацию  затрат на производство и реализацию продукции.

Формирование  прибыли связано с определением прибыли отчетного периода, которая в дальнейшем распределяется на налогооблагаемую и чистую прибыль. Значимость прибыли для круга заинтересованных лиц изменяется на этапах ее формирования и распределения.

Собственник организации заинтересован в  увеличении чистой прибыли, направляемой на накопление или потребление. Государственные  интересы сосредоточены на налогооблагаемой прибыли, которая является источником налогов и обязательных платежей.

 

 

1.2 Рентабельность как оценка  эффективности деятельности 

предприятия

 

В условиях рыночных отношений приходится постоянно  принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового состояния организации. В связи с чем для оценки эффективности работы организации только показателя прибыли недостаточно. Например, две организации получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных средств, т. е. основных производственных средств и нормируемых оборотных средств. Более эффективно работает та организация, у которой стоимость производственных средств меньше.

Рентабельность  – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности организации, отражающий конечные результаты ее хозяйственной деятельности.

В деятельности промышленных организаций основным показателем, характеризующим относительный уровень прибыльности является уровень рентабельности реализованной продукции. Его применяют при сравнении результатов хозяйственной деятельности организаций. Он характеризует размер прибыли, полученной на каждые сто рублей понесенных расходов на изготовление продукции.

Уровень рентабельности реализованной продукции () согласно методике Национального статистического комитета Республики Беларусь определяется следующим образом [32, с. 530]:

 

                                                                                               (8)

 

Также Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь определена и методика расчета  уровня рентабельности активов (), который определяется следующим образом:

                                                                                              (9)

 

где – стоимость активов организации.

 

В практике работы организаций применяется  ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: стоимости основных средств, оборотных средств и т. д. К таким показателям рентабельности относятся: рентабельность экономических ресурсов (суммы основных и оборотных средств и расходов на оплату труда), рентабельность функционирующего капитала (суммы основных и оборотных средств), фондорентабельность, рентабельность оборотных средств, рентабельность расходов на оплату труда и др.

В таблице 1.1 представим показатели прибыли и  рентабельности в промышленности Республики Беларусь за 2008-2010 гг.

 

Таблица 1.1 – Показатели прибыли и рентабельности в промышленности Республики Беларусь за 2008-2010 гг.

 

Показатели

Годы

Темп изменения, % или  изменение (+/-)

2008

2009

2010

2009 г. к (от) 2008 г.

2010 г. к (от) 2009 г.

1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), млрд. р.

13 482

8 515

11 762

63,16

138,13

2. Чистая прибыль, млрд. р.

8 417

4 960

6 919

58,93

139,50

3. Рентабельность реализованной продукции, %

15,3

9,9

9,9

-5,4

0,0

4. Рентабельность активов, %

9,0

4,4

5,0

-4,6

0,6


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных                                 Национального статистического комитета Республики Беларусь [12; 32, с. 527, 534, 535]

 

Данные  таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что размеры показателей прибыли и рентабельности в промышленности республики за период исследования (2008-2010 гг.) не имеют устойчивой тенденции изменения. Так, прибыль от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 36,84 % и возросла на 38,13 % в 2010 г. по сравнению с 2009 г., не достигнув размера 2008 г. Чистая прибыль в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 41,07 % и возросла на 39,90 % в 2010 г. по сравнению с 2009 г., не достигнув размера 2008 г. Рентабельность реализованной продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 5,4 % и не изменилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Рентабельность активов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 4,6 % и возросла на 0,6 % в 2010 г. по сравнению с 2009 г., не достигнув уровня 2008 г.

1.3 Факторы, влияющие на финансовые  результаты деятельности предприятия

 

Факторы, влияющие на пропорции распределения  прибыли, подразделяются на внешние и внутренние [7, с. 144].

К внешним  факторам относятся:

- ставки  налогов на прибыль, процентные  отчисления в резервные фонды  и др.;

- система  налоговых льгот при реинвестировании  прибыли;

- рыночная  норма прибыли на инвестируемый  капитал, повышение которой сопровождается тенденцией к увеличению доли капитализированной части, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой части;

- стоимость  внешних источников формирования  инвестиционных ресурсов.

К внутренним факторам, которые оказывают влияние  на пропорции в распределении  прибыли, относятся:

- уровень  рентабельности организации, при  низком значении которого и  соответственно при небольшой  сумме распределенной прибыли  большая часть ее идет на  создание обязательных фондов  и резервов, на выплату дивидендов  по привилегированным акциям  и т. д.;

- наличие  амортизационного фонда, выручки  вследствие реализации основных средств и финансовых активов;

- текущая  платежеспособность организации,  при низком уровне которой  необходимо сокращать потребляемую  часть прибыли;

- наличие  у организации высокодоходных  инвестиционных проектов, которые могут обеспечить высокие доходы в перспективе;

- необходимость  завершения начатых инвестиционных  проектов;

- уровень  коэффициента финансового левериджа  (соотношение заемного и собственного  капитала), который является одним  из индикаторов финансового риска, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов.

 

 

1.4 Методические подходы к проведению  оценки финансовых 

результатов

 

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами организации отводится экономическому анализу прибыли.

Согласно  методике белорусского экономиста Савицкой Г. В. основными задачами являются следующие:

- систематический  контроль за формированием прибыли;

- определение  влияния как объективных, так  и субъективных факторов на  прибыль;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и прогнозирование ее величины;

- оценка  работы организации по использованию возможностей увеличения прибыли;

- разработка  мероприятий по освоению выявленных  резервов [26, с. 253].

В процессе анализа используются следующие  вышерассмотренные показатели прибыли: маржинальная прибыль, прибыль от реализации продукции, брутто-прибыль, чистая прибыль, капитализированная прибыль, потребляемая прибыль.

Использование того или иного показателя прибыли  зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации, для оценки доходности уровня производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста организации – капитализированная (реинвестированная) прибыль и т. д.

Нужно учитывать  также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников организаций важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

Основные  источники информации:

- данные аналитического бухгалтерского учета по счету прибыль;

- форма  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма  № 3 «Отчет об изменении капитала»;

- соответствующие  таблицы бизнес-плана развития  организации.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию организации в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период [27, с. 388].

Следует основательно изучить факторы изменения  каждой составляющей общей суммы  брутто-прибыли (рисунок 1).

 




 
















 

 

Рисунок 1 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных                                 литературного источника [27, с. 391, рисунок 17.2]

 

Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой в  анализируемой организации. Закон  о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют  право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые  методы учета, способные существенно  повлиять на формирование прибыли [27, с. 390].

Действующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.

2. Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества, сумма амортизационных отчислений и как результат – величина прибыли и собственного капитала организации.

Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия (на материалах ОАО «Гомельское ПО «Кристалл»)