Предмет, содержание и принципы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов

Вложенные файлы: 1 файл

АХТ.docx

— 141.51 Кб (Скачать файл)

1.2 Задачи, последовательность проведения и порядок оформления результатов экономического анализа.

     Наиболее  полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому  перед внутренним анализом стоят  гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом. 

     Основными задачами внутреннего анализа деятельности организации следует считать:

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

     Из  перечисленных задач внутреннего  экономического анализа главной  задачей является выявление резервов в данной организации.

     Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидностиорганизации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

     Результаты  проведенного анализа являются основой  для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

     В процессе проведения экономического анализа  используются методы индукции и дедукции.

     Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторовна обобщающие экономические показатели.

     Важнейшим при проведении экономического анализа  является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

     Когда проводится экономический анализ, все  стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в  их взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимообусловленности. Такое  исследование представляет собой узловой  момент проведения анализа. Оно носит  названиефакторного анализа.

     После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные  записки к годовым отчетам, а  также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

     Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

     В них должен быть отражен уровень  развития организации, условия, в которых  протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

     Затем должны быть представлены за несколько  периодов данные об основных экономических  показателях.

     Должны  быть указаны те факторы, которые  оказали влияние на дятельность  организации и ее результаты. следует  также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности  этой деятельности.

     Справки, а также заключения по результатам  проведенного экономического анализа  могут иметь более детальное  содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки  и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и  условий её функционирования. Основой  упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

     Результаты  проведенного могут быть оформлены  также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических  документах имеется лишь набор аналитических  таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную  деятельность организации. Эта форма  оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее  время применяется все шире.

     Кроме рассмотренных форм оформления результатов  анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

     Таковы  основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в  пояснительных записках, а также  в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с  аналитическими таблицами. 

1.3 Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией.

     Финансовый  и управленческий экономический  анализ

     Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с  определенными признаками.

     Прежде  всего экономический анализ принято  подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

     Финансовый  анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

     Управленческий  анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

     Виды  экономического анализа в зависимости  от функций и задач анализа.

     В зависимости от содержания, функций  и задач анализа, выделяют также  следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

     Социально-экономический  анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

     Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

     Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

     Инвестиционный  анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

     Функционально-стоимостной  анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

     В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

     Первый  вид анализа изучает влияние  экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

     Технико-экономический  анализ исследует влияние на экономические  показатели факторов техники, технологии и организации производства.

     В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два  вида анализа хозяйственной деятельности:полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

     Макроэкономический  он может быть отраслевым, то есть изучать  функционирование определенной отрасли  экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует  экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим  функционирование экономики в целом.

     Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

     Субъекты  экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

     Экономический анализ в зависимости от времени  проведения

     В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности  его осуществления) различают:предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Информация о работе Предмет, содержание и принципы экономического анализа