Понятие человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Человеческий капитал - это запас, структура и характер знаний, интеллектуальный потенциал (опыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации, образование, жизненный и трудовой опыт, здоровье, географическая мобильность, возможность поиска и получения информации.
В отличие от вещественного человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

Содержание

Введение
1. Понятие человеческого капитала…………………………
2.Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления…
2.1 Эволюция взглядов на человеческий капитал………………………
3.Человеческий фактор как основополагающий фактор эффективного антикризисного управления…………………………………
3.1 Методы оценки человеческого капитала……………………………..
3.2 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности………….
4. Факторы накопления человеческого капитала…………………………..
4.1 Развитие здравоохранения и культуры как фактор накопления капитала………………………………………………………………………………….
4.2 Значение накопления человеческого капитала………………………………
Заключение…………………..
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

антикр управ тема человеческий фактор.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

Сама мысль оценки человеческого  капитала и измерение его стоимости  кажутся несколько некорректными. Однако необходимо признать, что существуют объективные причины необходимости  формализации человеческого капитала его измерения для последующего эффективного управления. Имеющиеся  методы измерения человеческого  капитала имеют ряд существенных недостатков.

Экспертный метод (метод  качественной оценки) является важным звеном в системе методов оценки человека, поскольку из всех существующих моделей, наиболее объективно оценивает  качественные составляющие человеческого  капитала, однако ограничение только данным методом не позволяет получить стоимостное измерение человеческого  капитала. Это очевидно, ввиду невозможности  адекватного перехода от качественных показателей к количественным. Любая формализация неизбежно субъективна и может рассматриваться только в контексте рассматриваемой компании, и соответственно исключает возможность сопоставления, что сводит данную модель исключительно к попытке обоснованного управления человеческим капиталом, но никак не оценки.

Если рассматривать недостатки затратного подхода к оценке человеческого  капитала (метод инвестиций), то на наш  взгляд, опять возникает проблема объективного расчета всех инвестиций в человеческий капитал. В данной модели нельзя отождествлять инвестиции в человека с его "справедливой стоимостью", поскольку нивелируются затраты на самообразования, играющие ключевую роль в формировании человеческого  потенциала. Если рассматривать инвестиции только на уровне компании, назначением  которых является улучшение показателей  деятельности конкретного работника, повышение его квалификации, навыков, то необходимо оценить эффективность  направленных инвестиций, что в конечном итоге должно найти адекватное отражение  в формировании финансовых результатов  деятельности компании. Объективную  сложность также представляет собой  попытка определения удельного  веса эффективности конкретного  работника в общем финансовом результате компании. Таким образом, при данном подходе нельзя пренебречь влиянием внешних факторов, которые могут оказывать существенное влияние на формирование финансовых результатов компании. Кроме того, определенные сложности возникают с бухгалтерским и налоговым учетом инвестиций в человеческий капитал и измерением получаемых результатов. Затраты на обучение персонала и повышение его квалификации по правилам финансового учета следует относить к расходам, а не к инвестициям.

При анализе метода оценки человеческого капитала по аналогии с физическим (основным) капиталом  вызывает сложность объективная  оценка первоначальной стоимости, определения  срока работы конкретного сотрудника в компании (то есть выбор рационального  способа начисления коэффициента устаревания  и забывания), а также сложность  ведения учета, громоздкость оценки, которая в большей степени  удобная для крупных компаний.

Конечно, можно попробовать  провести сочетание указанных методов  оценки и применять их в рамках конкретной компании, однако на наш  взгляд, указанные недостатки таким  образом можно минимизировать, но нельзя избежать.

Объективная и достоверная  оценка человеческого капитала, на наш взгляд, обречена на неудачу, поскольку  на результаты деятельности человека оказывают влияние огромное количество разнообразных факторов, не поддающихся  количественной оценке. Кроме того, сочетание данных факторов может  приводить к непредсказуемым  последствиям поведения человека в  различных обстоятельствах в  течение определенного промежутка времени.

Факторы, оказывающие влияние  на поведение человека и как следствие  на результаты его деятельности можно  условно разделить на следующие  группы: биологические, физиологические, социальные, психологические. На наш  взгляд, одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на эффективность  деятельности конкретного работника, является мотивация. Очевидно, что результаты труда зависят от природных способностей и приобретенных навыков, но именно мотивация является источник трудовой активности личности.

Результаты анализа сводятся к тому, что объективной, единой методики оценки человеческого капитала не существует и вряд ли она возможна. Означает ли это, что нужно отказаться от попытки формализации и измерения стоимости человека? Конечно нет. Однако необходимо признать, что данные модели рассматриваются в большей степени как качественные характеристики оценки человеческого капитала, они необходимы, но в большей степени предназначены для внутреннего менеджмента.

В то же время очевиден вывод  невозможности оценки отдельных  составляющих интеллектуальных активов, в том числе фундамента капитала знаний компании - человеческого капитала, в связи с чем оценка капитала знаний должна носить комплексный характер и ориентирована она должна быть в первую очередь на формирование справедливой стоимости компании.

 

4. Факторы накопления человеческого капитала

4.1 Развитие здравоохранения и культуры как фактор накопления капитала

Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к  болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому  человеку, в любой сфере профессиональной деятельности. Мы осознаем огромное, капитальное  значение здоровья человека и нации  от противного, при потерях здоровья и увеличении смертности населения.

Здоровье и долголетие - не только следствие, но и важнейшие  предпосылки развития человеческого  потенциала. Наличие двусторонних связям можно сформулировать следующим образом.

С одной стороны, увеличение продолжительности жизни, улучшение  здоровья являются: следствием индустриального  развития; прогрессу науки (в том  числе медицины. Повышение гигиенической культуры населения и образовательного уровня вообще; ликвидации априорной, внешней неравенства.

С другой стороны, увеличение продолжительности жизни, улучшения  здоровья являются: необходимым условием трудовой реализации, повышения эффективности  труда, прогресса экономики; повышения  уровня образования, прогресса науки  вообще (обучаемость, связи между  поколениями, накопление знаний); начальной  равенства людей вообще и равенства  мужчин и женщин, в частности; реального  права выбора.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого  капитала, В течение всей жизни  индивидуума происходит износ этого  капитала, все более и более  ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда  здоровья), инвестиции в человеческий капитал выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного  периода жизни. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг  здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его  пенсионного возраста. Инвестиции в  здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение здоровья, заболеваемость, инвалидность выражаются в нетрудоспособности. Поток  услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к "свободному от болезней времени". Большинство  западных исследователей полагают, что  лица с лучшей образовательной подготовкой  более эффективны в производстве и использовании своего "капитала здоровья": ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем  не такие вредные и опасные  профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения  страны и отдача от капиталовложений в здравоохранение.

Расходы на здравоохранение, складываются из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение  жилищных условий.

Очевидная связь здоровья со способностью к эффективному труду  и повышения личного и общественного  благосостояния. Низкий уровень здоровья населения препятствует развитию экономики  страны.

Целенаправленная деятельность учреждений культуры и искусства  по сохранению, созданию, распространению  и освоению культурных ценностей  способна удовлетворять социальные, интеллектуальные и материальные потребности  людей, устанавливать социальную стабильность в обществе, при этом, эффективно формируя, сохраняя и развивая человеческий капитал общества.

На современных предприятиях формируемая организационная

культура. Она должна ориентировать  персонал на постоянное обучение, ротацию, внесение рационализаторских предложений, повышение квалификации, что обуславливается высокой скоростью научно-технического прогресса, изменений рыночных условий и т.п.

Эффективная организационная  культура - это культура,

способствующая росту прибыли организации, ее капитализации, рыночной стоимости. Организационная культура - это потенциал организации, который проявляется в конкретных экономических и финансовых показателях в будущем.

 

4.2 Значение накопления человеческого капитала

Человеческий капитал  признан самым ценным ресурсом, более  важным, чем природные ресурсы  или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Теория человеческого  капитала научными методами доказывает эффективность, экономическую целесообразность инвестиций в развитие человека. Именно поэтому на научной базе теории человеческого  капитала появилась и получила бурное развитие в глобальном масштабе концепция  человеческого развития.

Теория человеческого  капитала стала в развитых странах  поворотным пунктом в мотивации  человеческого развития, в тенденциях отношения к отраслям социальной сферы, обеспечивающих это развитие, - образования, здравоохранения, культуры и др., в частности в аспекте  ресурсного их обеспечения. Доведение  доходности инвестиций в человеческий капитал, в частности, расходов на образование, способствовало признанию ее правящими  кругами многих стран важным фактором экономического развития, а руководителями предприятий - фактором роста производительности труда и эффективности производства. В значительной мере благодаря теории человеческого капитала общественное признание получила неформальное образование, образование взрослых, бурного развития приобрели образовательно-профессиональные программы предприятий. В развитых странах, и в большей степени - в странах, стремящимся к быстрому и успешному развитию, образование культивируется как экономически рациональная деятельность человека не только в ее молодом возрасте, но и в течение всей жизни. Пожизненное или непрерывное образование стало концептуальным воплощением этой идеи. Это повлияло и на ресурсное обеспечение образования, причем важно не только увеличение бюджетных ассигнований, но и диверсификация источников финансирования.

Ярким подтверждением рождения концепции человеческого капитала и человеческого развития в общественной практике является опыт социально-экономического роста стран, не имеющих существенных природных богатств, а также стран  с разрушенной в ходе второй мировой  войны экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия развития их строилась  в расчете на человеческий фактор - важнейшую составляющую научно-технического прогресса и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая  стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и впечатляющие его социальные результаты. Еще одним  подтверждением большого значения и  жизненности теории человеческого  капитала является тот факт, что  в развитых странах вложения в  человека (в ее развитие и социальную защиту) с 50-х гг ХХ века все более существенное превышают размеры материального накопления.

Производственные инвестиции, при их бесспорно важном значении, все более существенно уступают инвестициям в развитие человека, и важнейшие изменения в воспроизводственном процессе развитых стран происходят вне сферы материального производства. Человеческий капитал представляет собой ценный ресурс, гораздо важнее, чем природные ресурсы или физический капитал. По данным Всемирного банка, в структуре национального богатства исследованных 92 стран человеческий капитал составил в 1994 году у 2/3, в том числе в высшее развитых странах - около 3/4. Это не единственное подтверждение тезиса о том, что в конце ХХ века главным фактором экономического развития и конкурентоспособности на всех уровнях становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умений, здоровья, мотивации и других продуктивных характеристик людей, приобретаются в процессе человеческого развития. В конце ХХ века идеи о том, что люди и их развитие является важнейшей целью общественного прогресса, приобретают все более широкой поддержки как в научных экономических исследованиях, так и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества. Существенное влияние теории человеческого капитала, получают новые научные подтверждения относительно постиндустриального общества, усиливая взгляды о решающей роли человека в экономической динамике, повышения эффективности человеческой деятельности на всех уровнях. Влияние человеческого капитала, в первую очередь повышение уровня образованности работников, на экономический рост рассматривается не только непосредственно, через повышение производительности труда вышепредставленных людей, но и опосредованно, через повышение эффективности и ускорение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и массовое внедрение их во все сферы человеческой жизнедеятельности (что также требует надлежащего уровня образования масс населения.

Специфика человеческого  капитала и инвестиций в него проявляется прежде всего в том, что он не может формироваться без прямой непосредственном участии (расходов времени и сил) его будущего владельца. В этой связи частное инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым условием его наращивания на любом уровне. Образование или профессиональная подготовка, которая финансируется за счет государства или предприятия, то есть абсолютно бесплатная для потребителя, однако требует от него затрат времени и труда. Чаще наращивания человеческого капитала сопровождается и материальными затратами лица или семьи (потерянные заработки, частичная оплата обучения, расходы на канцтовары и многое другое. Поэтому необходимым условием эффективности инвестирования в человеческий капитал на уровне государства, регионов и предприятий является рациональное понимание и благосклонное отношение к наращиванию человеческого капитала со стороны его будущих владельцев. В этой связи особое значение приобретает необходимость создания в обществе положительного имиджа образованности, профессионализма, высокой квалификации. Особенно это важно для Украины на современном переходном этапе, поскольку на всех уровнях управления в нашем обществе все еще не состоялась переориентация от материально-вещественных к человеческому фактору экономического роста. Одним из перспективных направлений решения этой задачи является распространение в обществе идей концепции человеческого капитала и человеческого развития.

Информация о работе Понятие человеческого капитала