Оценка эффективности оборотных активов хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 07:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение организации, состава оборотных средств и эффективность их использования на предприятии.
В курсовой работе основной задачей является ознакомление и закрепление знаний по теоретическому вопросу организация, состав оборотных средств и эффективность их использования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ . 5
1.1. Оборотный капитал предприятия ……………………………….. 5
1.2. Сущность и структура оборотного капитала ………………….... 10
1.3. Определение потребности в оборотных средствах …………...... 12
1.4. Основные принципы организации оборотных средств ………... 22
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ …………… 24
2.1. Организационная и экономическая характеристика предприятия ООО «Боника-трикотаж» ………………………………
24
2.2. Анализ эффективности использования оборотных средств …… 27
2.3. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств ………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка эффективности оборотных активов хозяйствующего субъекта ... 2013.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Конкретные условия работы каждого  предприятия существенно влияют на размер норм оборотных средств. К  таким условиям можно отнести:

- длительность производственного цикла;

- периодичность запуска материалов в производство;

- время подготовки материалов для производственного потребления;

- отдаленность поставщиков от потребителей.

Норма оборотных средств есть не что иное, как количество дней, в течение которых оборотные средства отвлечены в материальные запасы, начиная с оплаты счета за материалы и кончая моментом их передачи в производство. Она включает в себя:

- транспортный запас, который определяется как разность между временем грузооборота и временем документооборота. (Документооборот - время на высылку расчетных документов и сдачу их в банк, время на обработку документов в банке, время почтового пробега документов.) На практике его величина определяется на основе фактических данных за предшествующий год;

- время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется по факту;

- время на лабораторный анализ материалов берется на основе хронометража;

- время на подготовку материалов к производству. Это относится к тем материалам, которые не могут сразу идти в производство (древесина - сушка, зерно - обработка и т.п.);

- текущий складской запас. Он нужен для обеспечения непрерывности производственного процесса между двумя смежными поставками материалов;

- гарантированный (страховой) запас, необходимый на случай непредвиденных обстоятельств. Он устанавливается, как правило, в размере 50% текущего складского запаса.

Норма оборотных средств  по каждому виду материалов получается сложением рассчитанных выше дней запаса. Но мы имеем только количество дней, на которое отвлекаются денежные средства. Поэтому чтобы получить норматив оборотных средств в деньгах, необходимо умножить полученную норму на среднесуточный расход данного вида материалов в рублях. Затем эти частные нормативы складываются. Полученный общий норматив делится на суммарный среднесуточный расход. В результате этого действия определяется средняя норма оборотных средств по материалам. Аналогично нормируются оборотные средства, вложенные во вспомогательные материалы и топливо.

Норма оборотных средств  по таре определяется раздельно по таре разовой и оборотной, покупной и собственного производства. Средняя норма устанавливается в рублях на 1000 руб. товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Далее рассчитываются нормы  оборотных средств, вложенных в  запасные части для ремонта, в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нормативы по незавершенному производству и по расходам будущих периодов (освоение новой техники, продукции).

При определении нормы оборотных средств на готовую продукцию на складе учитывается время на подборку и подсортировку изделий по заказам, упаковку и маркировку продукции, накопление продукции до размера партии отгрузки, доставку на станцию.

Норматив оборотных средств исчисляется как произведение нормы оборотных средств в днях на среднесуточный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости. Определяются также норма и норматив оборотных средств по товарам уже отгруженным, но документы по которым еще не сданы в банк.

После всех произведенных  выше расчетов исчисляется общий  норматив оборотных средств по предприятию, представляющий собой сумму нормативов по отдельным (частным) элементам оборотных средств. По большинству элементов оборотных средств частный норматив определяется:

где Н – норматив оборотных средств по конкретному элементу;

Р – однодневный расход. Он равен частному от деления соответствующих квартальных затрат на производство на 90 дней;

Д – норма запаса в днях для данного элемента оборотных средств.

Средняя норма оборотных  средств по предприятию определяется делением общего норматива на однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости.

Различия в длительности производства продукции и обеспечении соответствующими материалами, задержки в оплате при ее продаже определяют неравномерность в использовании оборотных средств предприятия в части их величины. Это предъявляет особые требования к источникам их формирования. Ими являются собственные и заемные средства.

Объем собственных  средств отражается в уставном фонде предприятия. При установлении их размера исходят из минимальной потребности в них для выполнения плана производства, реализации продукции и осуществления всех расчетов в установленные сроки. Собственные средства, например, в пищевой промышленности составляют пятую часть стоимости всех оборотных средств. В процессе хозяйственной деятельности предприятий образуются еще некоторые другие постоянные источники. Это переходящая задолженность по заработной плате и отчисления на социальное страхование (вследствие разрыва в сроках начисления и выплаты), предстоящие платежи поставщикам материальных ресурсов, отчисления из прибыли и т.п.

Привлеченные  средства – это средства, которые находятся во временном пользовании у данного предприятия. Основную часть этих средств составляют кредиты банков, которые называются заемными средствами. К привлеченным средствам относится также кредиторская задолженность. В состав прочих источников оборотных средств входят различные специальные фонды, образуемые на предприятии, которые до их расходования могут находиться в обороте предприятия и являются внутренними финансовыми ресурсами.

Поскольку оборотные  средства представляют собой значительную величину, то рациональное их ведение является, как и в случае с основными фондами, важным требованием успешного ведения экономики предприятия. Рациональное ведение оборотных средств прежде всего находит свое проявление в ускорении их оборачиваемости: чем скорее совершается кругооборот, тем меньшая сумма товарно-материальных ценностей и денежных средств обслуживает процесс производства.

 

1.4. Основные принципы организации оборотных средств

 

Один из основных принципов  организации оборотных средств  является нормирование. Реализация этого принципа позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер собственных оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления ими производственной и платежно-расчетной функций. Ошибочная практика нашего времени - отказ от нормирования оборотных средств - является одной из причин кризисного состояния платежно-расчетной дисциплины.

Важнейшим принципом  правильной организации оборотных  средств является использование их строго по целевому назначению. Нарушение этого принципа путем отвлечения из производственного оборота авансированных оборотных средств на покрытие убытков, всякого рода потерь по бесхозяйственности, на оплату завышенных банковских процентов по ссудам, на взносы в бюджет налоговых платежей весьма отрицательно сказалось на производственной деятельности многих предприятий, привело к кризису платежно-расчетную дисциплину, росту огромной задолженности поставщикам за поставляемое сырье и готовую продукцию, рабочим и служащим - по заработной плате, бюджету – по налоговым платежам.

Введение нового правила  о составе затрат на себестоимость  продукции и услуг, предусматривающего отнесение на себестоимость процентов  за банковские и коммерческие кредиты, ранее уплачиваемые предприятиями из прибыли, уплату в бюджет налога за землю, налога с транспортных средств, налога на пользователей автомобильных дорог и т.д., значительно повысило потребность предприятий в оборотных средствах для авансированного финансирования этих дополнительных затрат, непосредственно не связанных с процессом производства, поскольку в период наделения предприятий собственными оборотными средствами и дальнейшего их планирования и нормирования эти затраты не учитывались.

Большое отвлечение оборотных  средств из хозяйственного оборота  предприятий произошло в связи с введением с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, взимаемого сверх отпускной (продажной) цены на все виды сырья, полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые для изготовления готовой продукции и оказания услуг. Согласно Положению об этом налоге предприятия, уплачивающие данный налог поставщикам сырья, материалов, комплектующих изделий, не относят его на себестоимость продукции, а возмещают в последующем путем удержания из общей суммы налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость готовой продукции, изготовленной и реализуемой из этих видов сырья. Следовательно, на период длительности, равной времени с момента оплаты поступившего на предприятие сырья до момента изготовления из этого сырья готовой продукции и ее реализации, предприятие отвлекает из хозяйственного оборота оборотные средства на покрытие этих налоговых платежей, учитываемых в активе баланса предприятия по статье "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Важным принципом организации оборотных средств является обеспечение их сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ использования оборотных

средств предприятия

2.1. Организационная и экономическая характеристика

предприятия ООО «Боника-трикотаж»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Боника-трикотаж»  зарегистрировано в ИФНС по г.Биробиджану Еврейской АО 29.04.2007 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Боника-трикотаж» образовано в городе Биробиджане, так как в городе Хабаровске очень мало специалистов легкой промышленности. Главное предприятие ООО «Боника» осуществляет реализацию продукции по Дальнему Востоку, которое находится по адресу: 680013, РФ, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Батумская д.4. ООО «Боника».

Юридический адрес: Еврейская АО, 679000, г. Биробиджан, ул. Миллера 8.

Основной вид деятельности общества является производство изделий:

- бельевого трикотажа  из хлопчатобумажной, синтетической,  полушерстяной пряжи для детей  и взрослых;

-  изделия верхнего  трикотажа из хлопчатобумажной, синтетической, полушерстяной пряжи для детей и взрослых.

Численность подразделения  ООО «Боника-трикотаж» 25 человек.

Предприятие реализует  свою продукцию по ценам, установленным  предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях предусмотренных законодательно по государственным ценам. 

Прибыль (доход), оставшаяся  у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в бюджет, во внебюджетные фонды, поступает в  полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно.

 

 

 

Внешняя структура предприятия  представлена на рисунке 2.1.    

                                                           


Рис. 2.1 – Внешняя структура ООО «Боника-трикотаж»                                                                 

 

Внутренняя производственная структура ООО «Боника-трикотаж» представлена на рисунке 2.2.                                                                

Рис. 2.2 – Внутренняя структура ООО «Боника-трикотаж»

 

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Боника-трикотаж» (форма 2 «Отчет о прибылях и убытках») в динамике за последние 3 года (2010 - 2012 гг.) отражены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели о прибылях и убытках за 2010 - 2012 гг. 

№ п/п

Показатели

2010

год

2011

год

2012

год

В % к 2011 году

В % к 2010 году

1.

Выручка от реализации

5253000

9613000

12836000

33.5

144.4

 

в том числе:

         
 

выполненных работ 

5253000

9473000

12677000

33.8

141.3

 

продажи строительных материалов

0

140000

159000

13.6

2.

Себестоимость

5121000

9402000

12639000

34.4

146.8

3.

Прибыль от реализации

132000

211000

197000

-6.6

49.2

4.

Проценты к уплате

0

0

3

5.

Операционные доходы

23000

220000

121000

-45

426.1

6.

Операционные расходы

95000

219000

119000

-45.7

25.3

7.

Внереализационные доходы

0

0

3

8.

Внереализационные расходы 

0

176000

101000

-42.6

9.

Прибыль до налогообложения 

60000

36000

98000

172.2

63.3

10.

Налог на прибыль 

38000

29000

57000

96.6

50

11.

Чистая прибыль

22000

7000

41000

485.7

86.4


 

Как видно из таблицы 2.1, предприятие развивается достаточно динамично, о чем свидетельствует  рост показателей. Видно, что прибыль  отчетного года по сравнению с  предыдущим увеличился на 33,5%, а с  базисным – почти в 1,5 раза. Однако следует заметить, что прибыль от реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 6,6 %, что является причиной повышения себестоимости выполненных работ и оказанных услуг, повышение которой составило почти 35%. В то же время, значительно уменьшенные операционные и внереализационные расходы (на 45 и 43 % соответственно) позволили увеличить прибыль почти в 5 раз.

Показатели общей рентабельности предприятия отражены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Основные показатели рентабельности ООО «Боника-трикотаж»

п/п

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

1.

Выручка от реализации

5253000

9613000

12836000

2.

Чистая прибыль 

22000

7000

41000

3.

Общая рентабельность

0.42

0.07

0.32


 

Из таблицы 2.2 видно, что рентабельность отчетного года по сравнению с прошлым возросла на 25%, но по сравнению с базисным уменьшилась на 10%. Причинами таких изменений очевидно стала увеличенная себестоимость в отчетном году по сравнению с базисным на 150%, а так же резко возросшие внереализационные расходы.

В целом на сегодняшний  день ООО «Боника-трикотаж» является достаточно развивающимся предприятием, которое использует различные методы для повышения показателей результатов своей деятельности.

 

2.2. Анализ эффективности использования

оборотных средств

 

Эффективность использования  оборотных средств определяется скоростью их движения – скоростью оборота, или оборачиваемостью. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется предприятию для успешного выполнения производственной программы.

Структура источников формирования оборотного капитала охватывает:

- собственные источники; 

- заемные источники; 

- дополнительно привлеченные  источники. 

Информация о работе Оценка эффективности оборотных активов хозяйствующего субъекта