Особенности потребительского кредитования в россии на примере ВТБ 24

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:21, дипломная работа

Краткое описание

Кредит играет важную роль в рыночной экономике. Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через кредитную систему проходит банковский объем денежных расчетов и платежей, при помощи кредита мобилизуются свободные денежные средства населения, предприятий, государства и перераспределяются в качестве кредитов и ссуд населению, предприятиям, нуждающимся в них.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1. Понятие и сущность потребительского кредита.
1.2. Виды банковского потребительского кредитования.
1.3. Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ.
Глава 2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24"
2.1. Кредитная политика банка в области потребительского кредитования.
2.2. Анализ кредитного портфеля банка.
2.3. Анализ эффективности потребительского кредитования.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России
3.1. Основные проблемы потребительского кредитования в России.
3.2. Новые направления развития потребительского кредитования в российских банках.
3.3. Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "ВТБ24".
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ВТБ 24.docx

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования

1.1. Понятие и сущность  потребительского кредита.

1.2. Виды банковского потребительского  кредитования.

1.3. Законодательная и  нормативная база, регулирующая  потребительское кредитование в  РФ.

Глава 2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24"

2.1. Кредитная политика  банка в области потребительского  кредитования.

2.2. Анализ кредитного  портфеля банка.

2.3. Анализ эффективности  потребительского кредитования.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

3.1. Основные проблемы  потребительского кредитования  в России.

3.2. Новые направления  развития потребительского кредитования  в российских банках.

3.3. Совершенствование потребительского  кредитования в ЗАО "ВТБ24".

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Кредит играет важную роль в рыночной экономике. Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через кредитную систему проходит банковский объем денежных расчетов и платежей, при помощи кредита мобилизуются свободные денежные средства населения, предприятий, государства и перераспределяются в качестве кредитов и ссуд населению, предприятиям, нуждающимся в них.

По экономическому содержанию кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процентов. Кредитные отношения выражают экономические отношения между кредитором и заемщиком. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа.

Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Однако "вещное" толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует рассматривать как определенный вид общественных отношений. Однако кредит – не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.

В настоящее время в России в современных условиях потребительское кредитование осуществляют все коммерческие банки.

Потребительский кредит занимает особое место в общей банковской системе и играет немаловажную роль в современной рыночной экономике. Он служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения и способствует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов.

По моему мнению, актуальность данной темы заключается в том, что кредитование населения является одной из перспективных в сфере предоставляемых банком услуг, которая с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие. Виды кредита тесно связаны с его структурой, рассмотрим более подробно структуру.

Целью данного исследования является рассмотрение кредитования коммерческим банком потребительских нужд населения, выявление соответствующих проблем и подходов к их решению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность потребительского  кредитования;

- рассмотреть виды потребительского  кредитования;

- раскрыть технологию  и схему предоставления потребительского  кредита, а также порядок его  погашения;

- изучить особенности  организации потребительского кредитования  в РФ;

- провести анализ кредитного  портфеля коммерческого банка;

- выявить проблемы и  перспективы развития системы  потребительского кредитования;

- разработать предложения  для совершенствования организации  потребительского кредитования.

Объектом исследования выбран коммерческий банк ЗАО "ВТБ 24"

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе потребительского кредитования.

В первой главе изучается сущность потребительского кредита, приводится классификация потребительских кредитов, рассматривается законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ. В аналитической части работы рассматриваются кредитная политика банка в области потребительского кредитования, дается анализ кредитного портфеля банка и эффективности потребительского кредитования.

В заключительной главе дипломной работы рассмотрены проблемы и перспективы развития потребительского кредита в России.

В качестве информационной базы использовались статистические и аналитические материалы Правительства РФ, Центрального Банка РФ, Министерства финансов РФ. Для решения поставленных задач применялись методы системного, факторного, анализа, методы классификации, группировки, статистического анализа.

С целью подробного изложения данной темы мною, кроме банковских материалов была использована научная и периодическая литература различных авторов, публикующие свои статьи в книгах, журналах, учебных пособиях, отражающая суть исследования данной проблемы на современном уровне.

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредита

1.1. Понятие  и сущность потребительского  кредита.

Потребительский кредит – кредит, предоставляемый населению. Другими словами это сумма денежных средств, переданных кредитной организацией (как правило, банком) на определенных условиях физическому лицу для приобретения тех или иных товаров или услуг. Иными словами, это заем, ссуда, одолжение или аванс. Основными отличительными чертами отечественного потребительского кредита являются:

- договорный режим отношений  между кредитором и заемщиком;

- платность;

- срочность;

- целевой характер.

При этом:

- договорный режим отношений  между кредитором и заемщиком  обеспечивается посредством заключения  между ними особого соглашения  – кредитного договора;

- платность потребительского  кредита обеспечивается установлением  и последующим взиманием с  заемщика процентной ставки по  кредиту;

- срочность потребительского  кредита обеспечивается установлением  и последующим соблюдением заемщиком  срока пользования кредитом (срока  погашения кредиторской задолженности);

- наконец, целевое использование  потребительского кредита обеспечивается  систематическим контролем кредитора  за операциями, совершаемыми заемщиками  с кредитными средствами.

Потребительский кредит, как форма кредитных отношений является относительно самостоятельной экономической категорией с направленностью на инвестирование в человеческий капитал, на удовлетворение социальных потребностей. К последним относятся потребности:

- в собственном жилье (доме, квартире, комнате) и других  объектах недвижимости (даче, коттедже, приусадебном участке и т.д.);

- в приобретении товаров  длительного пользования (мебели, электронно-бытовой  техники, автомобилей и т.п.), предметов  роскоши;

- в образовании, отдыхе, туризме, лечении.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – физические лица. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 90% всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с рассрочкой платежа. В качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть потребительского кредита банковские учреждения. При получении потребительского кредита еще есть, как правило, посредник или посредствующее звено между кредитором и заемщиком, например, таким звеном являются торговые организации, продающие товары в кредит. Они кредитуют население (потребительский кредит в товарной форме), но сами пользуются кредитами банка, как для приобретения товаров, так и для последующего кредитования населения. Посредствующим звеном при предоставлении потребительского кредита выступает предприятие или организация, где работает заемщик. В данном случае субъекты хозяйствования могут брать на себя обязательства по регулярному взысканию задолженности по потребительскому кредиту и возврату его банку, а также оказывать содействие своим работникам – получателям потребительского кредита в оформлении необходимой документации для его получения (в конкретных случаях). Организации имеют также право предоставлять материальную помощь отдельным категориям работников при выплате задолженности по потребительскому кредиту.

Потребительский кредит помогает стимулировать эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается сохранить свое рабочее место, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей.

Обычно потребительскому кредиту сопутствуют дополнительные комиссии и сборы, которые увеличивают реальную стоимость кредита и формируют так называемую скрытую процентную ставку. Поэтому выбор кредита в том или другом банке, исходя из объявленной процентной ставки по кредиту, может быть не всегда наилучшим. Ввиду вступившего в силу Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" все банки в РФ должны раскрывать эффективные ставки по кредитам. Другими словами, банки должны раскрывать полную стоимость своих кредитов с учётом всех дополнительных платежей и комиссий. Несомненно, этот факт защищает интересы заемщиков. Перед тем, как заключить договор, клиент имеет полную информацию обо всех платежах по кредитному договору, о размерах комиссий и сроках уплаты, что позволяет рассчитать свои финансовые возможности для грамотного приобретения товара в кредит.

К потребительскому кредиту не относятся ссуды, которые предоставляются гражданам – индивидуальным предпринимателям на производственные цели, т.е. для производства и реализации продукции с целью получения дохода, поскольку в данном случае кредит теряет главный отличительный признак потребительского кредита – удовлетворение личных потребностей ссудозаемщиков.

Потребительский кредит выступает в 2-х формах: денежной и товарной. Товарная форма имеет кредит, предоставляемый населению торгующими организациями под товары длительного пользования с рассрочкой платежа; кредит, предоставленный строительными компаниями на покупку квартиры с рассрочкой платежа, а также кредит в виде проката предметов потребления, предоставляемый отдельными компаниями. Денежная форма – это когда заключается договор между банком и заемщиком. В такой форме выдаются кредиты на строительство и капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, квартир, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, на неотложные нужды, а также на лечение, образование, приобретение туристических путевок и др.

Тем не менее, в соответствии со сложившейся практикой потребительские кредиты следует различать по функциям и соответствующим функциональным группам.

1 группа – ипотечные  кредиты, т. е. кредиты, предоставляемые  гражданам под залог приобретаемой  на кредитуемые средства недвижимости  – квартиры, загородного дома, дачи, гаража, земельного участка и  т. п.

2 группа – автокредиты, т. е. кредиты, предоставляемые гражданам на приобретение авто – и мототехники, а также вспомогательного оборудования к ней. Чаще всего, правда, на автокредит все же приобретают именно легковые автомобили, но по согласованию с кредитором предоставленные средства, в принципе, можно использовать на покупку мотоцикла, маунтин-байка или, скажем, трейлера (домика-прицепа).

Информация о работе Особенности потребительского кредитования в россии на примере ВТБ 24