Анализ оборотного капитала (на примере ООО Юбилейная)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи анализа оборотного капитала предприятия;
2. Изучить методику анализа оборотного капитала предприятия;
3. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Юбилейная»;

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
1. Сущность и значение оборотного капитала……..……………………………5
2. Методики анализа оборотного капитала предприятия……………………..10
3. Организационно-экономическая характеристика ООО
«Юбилейная»………………………………………………….……………..…..14
4. Анализ основных финансово-экономических показателей ООО «Юбилейная»………...…………………………………………..………………19
5. Анализ эффективности использования оборотных средств ООО «Юбилейная»……………...…………………….……………………………….27
6. Совершенствование системы управления оборотным капиталом ООО «Юбилейная»……………...……………………………………………………..34
Заключение…..……………………………………………………………….…39
Список использованных источников.……………………………………….…41
Приложения……………………………...…………………………………..….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсач исп.docx

— 111.76 Кб (Скачать файл)

Наличие у предприятия достаточного оборотного капитала оптимальной структуры - необходимая предпосылка для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Поэтому на предприятии должно проводиться постоянное нормирование оборотного капитала, чьей задачей является создание условий, обеспечивающих бесперебойность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, оборотный капитал на предприятии имеют широчайшее применение в первую очередь в качестве средств, вложенных в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные. Кроме того, оборотный капитал позволяет предприятиям производить расчеты.

 

 

2. Методики анализа оборотного  капитала предприятия

 

Применяются следующие основные методы анализа оборотного капитала: прямого счета, аналитический, коэффициентный.

Метод прямого  счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотного капитала с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод, будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятий (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии). Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотном капитале.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде  не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотного капитала осуществляется укрупненно, учитывая соотношение между темпами роста объема производства и размером нормируемого оборотного капитала в предшествующем периоде. При анализе имеющегося оборотного капитала их фактические запасы корректируются, излишние исключаются.

Для оценки эффективности использования  оборотного капитала в производственной деятельности используются показатели оборачиваемости. Оборачиваемость оборотного капитала характеризует периодичность, с какой средства, вложенные в оперативную деятельность, возвращаются вновь на предприятие.

Для оценки скорости оборота оборотного капитала в целом рассчитывают коэффициент оборачиваемости (Ко) - отношение выручки от продажи без НДС и акцизов (В) к средней величине оборотного капитала (ОБС ) за период:

                      (1)

где ОБС, ОБСн, ОБСк - соответственно средняя величина оборотного капитала за период на начало л конец периода.

Значение коэффициента оборачиваемости  характеризует эффективность использования  оборотных средств, увеличение показателя в динамике свидетельствует об улучшении  использования оборотных активов  в целом.

Для оценки продолжительности одного оборота в днях рассчитывают показатель - продолжительность одного оборота  оборотного капитала по формуле:

То = 360 : Ко или То = 365 : Ко             (2)

Значение показывает, через сколько дней средства, авансируемые в оборотные активы или их составляющие, снова принимают денежную форму.

Уменьшение этого показателя в  динамике является положительным фактором.

Для оценки уровня использования запасов  в основной деятельности используют коэффициент оборачиваемости запасов, он характеризует эффективность  использования запасов, показывает скорость списания запасов в связи  с продажей товаров, продукции, услуг. Расчет осуществляется по формулам:

Ко(ЗАП) = В : ЗАП     (3)

Увеличение значения показателя в  динамике свидетельствует об улучшении  организации запасов на предприятии, повышении спроса на продукцию предприятия, снижении затоваренности и т. п. Снижение оборачиваемости запасов является основанием для проведения тщательного  анализа организации производственно-хозяйственных процессов, организации маркетинговой деятельности и т. д.

Для поддержания непрерывности  производственного процесса по всем стадиям производства необходим  оборотный капитал или оборотные  средства, которые полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию. Обоснование потребности в основном капитале для финансирования текущей деятельности должно быть основано на учете продолжительности операционного цикла организации, который состоит из совокупности этапов:

1) приобретение сырья и материалов за наличные средства и безналичную оплату счетов поставщиков;

2) производственную обработку сырья и материалов, выплату заработной платы;

3) переход продукции в процессе производства из категории «незавершенное производство» в категорию «готовая продукция»;

4) реализация готовой продукции и выставление счетов покупателям;

5) поступление наличных денег от покупателей.

Такой цикл за отчетный период многократно  повторяется, так как элементы оборотного капитала являются непрерывной частью потока хозяйственных операций. Все  этапы цикла тесно связаны  между собой, изменение на одном  этапе ведет к изменениям на каждом последующем этапе. Покупка сырья  и материалов ведет к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет  к росту готовой продукции, а  реализация продукции, в том числе  в кредит, ведет к росту дебиторской  задолженности и денежных средств  на расчетном счете [14, с. 34].

Продолжительность производственного цикла определяется с момента поступления материалов на склад организации, а заканчивается в момент отгрузки покупателю продукции, которая была изготовлена из данных материалов:

Т(ПРЦ) = То(ПЗАП) + То(НЗПР) + То(ГПР)   (4)

где То(ПЗАП) – продолжительность оборота производственных запасов;

То(ГПР) - продолжительность оборота готовой продукции;

То(НЗПР) - продолжительность оборота незавершенного производства.

Время от момента приобретения сырья и  материалов (комплектующих) до момента поступления денег на счет предприятия от продажи продукции называют операционным, или производственно-коммерческим циклом:

Т(ОПЦ) = Т(ПРЦ) + То(ДБЗ)     (5)

где То(ДБЗ) - продолжительность оборота дебиторской задолженности.

Сокращение  продолжительности оборота каждого  цикла является положительным фактором, приводит к снижению потребности в оборотных средствах для финансирования текущей деятельности. Сокращение происходит при уменьшении периода оборота запасов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Итак,  оборотный капитал представляют собой авансируемую в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов  и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов. Поскольку оборотные средства включают как материальные так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.

 

 

 

 

 

 

3. Организационно-экономическая характеристика

ООО «Юбилейная»

 

          Полное фирменное наименование гостиницы: общество с ограниченной ответственностью «Юбилейная».

 Гостиница  была открыта в августе 2008 года в г. Ярославль, номерной, фонд которой составляет 44 номера. За время существования гостиницы в ней успели побывать как российские граждане, так и иностранные жители.

Основной  целью ООО «Юбилейная» является продажа гостиничных услуг, приобретение отличной репутации в своей отрасли, привлечение новых клиентов. К основным видам деятельности ООО «Юбилейная» относятся: организация и реализация комплекса гостиничных услуг физическим и юридическим лицам в области бизнеса, туризма, развлечения и отдыха включая: предоставление услуг по размещению гостей, а именно: встреча, размещение, проживание, обслуживание в номере, камера хранения, междугородняя и международная связь, спутниковое телевидение, такси, прачечная; предоставление комплексных услуг в сфере развлечений и общественного питания, что включает: обслуживание туристических групп, организация питания, организация банкетов и презентаций.

ООО «Юбилейная» осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской федерации, Устава (приложение 1) и Положения о коммерческой деятельности предприятий.

Производит  полные и своевременные расчеты  с бюджетом в виде платежей: налог  на прибыль, НДС, налог на землю, налог  на транспорт, налог на воду, коммунальный налог, отчисления на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды.

По вместимости номерного  фонда гостиница является малой (малые -не более 100 номеров, имея 96 номеров (19 одноместных номеров, 77 двухместных номеров).

Что же касается классификации  номеров, то в этой гостинице можно  выделить следующие:

- по числу мест: одноместные  и двухместные номера;

- по количеству комнат: однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные;

- по  назначению: номера  эконом-класса, бизнес-класса;

- по категориям:  номера  высшей категории «люкс», «студия»  и номера первой категории.

  Инфраструктуру гостиничного  комплекса составляют автостоянка,  ресторан (на 100 посадочных мест), 2 кафе (одно из которых -в помещении 30 мест, другое -на летней площадке 60 мест), лобби-бар, бар 5-го этажа, конференц-зал, зал переговоров, прачечная.

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия проанализированы на основе «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение 4-6) и представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Динамика основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности  ООО «Юбилейная» за 2009-2011 гг.

 

 

Показатели

 

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

Абсолютное,

(+,-)

Темп роста,

%

2010г/

2009г

2011г/

2010г

2010г/

2009г

2011г/

2010г

Выручка

– в действующих ценах, тыс.руб.

– в сопоставимых ценах, тыс. руб.

73715

 

73715

85606

 

75556

73279

 

67352

+11891

 

+1841

-12327

 

-8204

116,13

 

102,50

85,60

 

89,14

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

66150

76799

66858

+10649

-9941

116,10

87,06

Коммерческие расходы, тыс. руб.

7818

7757

7426

-61,00

-331

99,22

95,73

Прибыль от продаж тыс. руб.

253

1050

1005

+797

-45

415,02

95,71

Прибыль (убыток) до налогообложе-ния, тыс. руб.

74

5

179

-69

+174

6,76

3580,00

Рентабельность продаж, %

0,34

1,22

2,28

+0,88

+1,06

358,82

186,89

Среднесписочная численность, чел.

335

342

354

+7

+12

102,09

103,51

Производительность труда, тыс. руб./чел.

220

250

208

+30

-42

113,64

83,20

Чистая прибыль, тыс.руб.

78

119

23

+41

-96

152,56

19,33

Индекс цен

1,088

1,088

1,061

-

-

-

-


 

Анализируя основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Юбилейная» за исследуемый период можно сказать, что по основным из них произошли изменения.

Данная таблица 2.1 показывает тенденцию роста выручки от продажи продукции  в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11891 тыс. руб. продукции (в сопоставимых 9681 тыс. руб. или 14,69%), что на 9681 тыс. руб. больше 2009 года, и на 12327 тыс. руб. ниже 2011 года.

Объем реализации за 2011 год уменьшился на 85,60% по сравнению с 2010 годом и составил 73279 тыс. руб. Тенденция уменьшения в 2011 году наблюдается у такого показателя,  как себестоимость.

Себестоимость представляет собой  стоимостную оценку закупленных  товаров, использованных в процессе производства продукции ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и т.д. Этот показатель характеризует, во что обходится предприятию  производство и сбыт продукции.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 10649 тыс. руб. или на 16,09%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 9941 тыс. руб. или на 87,05%. Данное изменение произошло в результате расхода средств на сырье и материалы, что связано с выполнением плана; проведением капитального ремонта имеющегося оборудования; ростом транспортных расходов в связи с плохим состоянием дорог на территории области. На увеличение себестоимости также повлияло существенное повышение роли рекламы, качества продукции (предприятие стало больше расходовать на эти цели) и т.д.

Снижение  себестоимости, уменьшение прибыли от продаж за анализируемый период показывают отрицательные стороны деятельности предприятия.

Коммерческие расходы в связи с снижением выручки (нетто) от продажи товаров, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 61 тыс. руб. или 99,20%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом на 331тыс. руб. или 95,73%.

Прибыль от продаж  в 2010 году по сравнению с 2009  годом 
уменьшилась на 797 тыс. руб. или на 413,38 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом прибыль уменьшилась на 45 тыс. руб. или 95,71%;

Прибыль до налогообложения в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 69 тыс. руб. или на 6,75%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом прибыль увеличилась на 174 тыс. руб. или 35,80%.

Рентабельность   продаж   в   анализируемом   периоде   изменялась 
следующим образом. В 2010 году по сравнению с 2009 годом показатель увеличился на 0,88%. В 2011 году по сравнению с 2010 
рентабельность продаж увеличилась на 1,06%.

Численность работников в 2011 году по сравнению с 2010 годом показатель уменьшилась на 12 человек. В 2010 году по сравнению с 2009 увеличилась на 7 это говорит об увеличении работы в ООО «София».

Информация о работе Анализ оборотного капитала (на примере ООО Юбилейная)