Анализ качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является усвоение материала, который будет рассмотрен в ходе работы, таким образом, чтобы уметь применять его не только в теории, но и на практике.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить показатели качества товаров;
Определить показатели конкурентоспособности товаров;
Узнать, взаимосвязаны ли понятия конкурентоспособность и качество товаров;
Научиться проводить анализ качества товаров;

Содержание

Введение 3 1 Качество и конкурентоспособность товара 4 1.1 Понятие качества товара и его показатели 4 1.2 Понятие конкурентоспособности товара 7
1.3 Факторы, влияющие на качество товаров 13
1.4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров 15
2 Анализ товаров 17 2.1 Анализ качества товаров 17 2.2 Анализ конкурентоспособности товаров 20
3 Практическая часть 25 Заключение 51 Список использованных источников 52 Приложение А 53 Приложение Б 54

Вложенные файлы: 1 файл

KURSAK_TUPOJ_33 (1).docx

— 206.29 Кб (Скачать файл)

Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; 

k1 - количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 - объем реализации продукции повышенного качества.

        Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

        Средневзвешенная  цена рассчитывается следующим  образом (10):

(10)

Цпл.ср = ∑(Кiпл*Цiпл)/∑Кiпл; Цф.ср = ∑(Кiф*Цiф)/∑Kiф.

        Расчет  влияния сортового состава продукции  на объем ее производства в  стоимостном выражении можно  произвести по всем четырем способам,  которые применяются при анализе структуры производства продукции.

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым  установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

          Косвенным показателем качества  продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.


В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и удельному весу в общем выпуске  товарной продукции; определяют потери от брака.       

        Затем  изучаются причины понижения  качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по  их устранению.

 

2.2 Анализ конкурентоспособности  товаров.

         Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

  • техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
  • эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
  • эстетическим (внешний вид товара);
  • нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
  • экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

        Задачи  анализа:

оценка и прогнозирование  конкурентоспособности продукции;

изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

разработка мер по обеспечению  необходимого уровня конкурентоспособности  продукции.

        Методика  анализа конкурентоспособности  продукции показана на рис. 2.



        


 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Блок-схема анализа конкурентоспособности


          Для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара-конкурента  с уровнем, заданным потребностью  покупателя, и сравнить полученные  результаты. С этой целью рассчитывают  единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.                                           

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента (11):

(11)

Q=(P/P100)*100.

где q - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; P100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.

        Групповой,  показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем (12):

(12)

G=∑ai*Q

Интегральный показатель (J) представляет собой отношении  группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ) (13):

(13)

J=Gm/Gэ

Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если Y > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

В данном примере (табл. 17.7) по техническим параметрам оцениваемый  холодильник уступает базовому образцу, но превосходит его по экономическим  параметрам, что делает его конкурентоспособным: J= 0,962 / 0,911 = 1,056.


        Кроме  рейтинговой оценки конкурентоспособности  товаров для определения фактического  положения изделия на определенном  рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

          Важное направление повышения  конкурентоспособности продукции  — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

        При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

          Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму  прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов  чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


Практическая часть

 

Анализ имущественного положения

 

Для анализа имущественного положения предприятия проведём вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса.

Таблица 1.

Вертикальный анализ.


Статьи баланса

На начало отчетного периода

На конец отчетного  периода

Относительное отклонение

Удельный вес, % (нач)

Удельный вес,% (кон)

АКТИВ

       

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

       

Нематериальные активы

0

0

0

0

Основные средства

       

Незавершенное строительство

133782

135244

2,195

0,776

Долгосрочные финансовые вложения

111900

14122744

1,836

81,057

Итого по разделу

591425

14839967

9,704

85,173

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

       

Запасы

402

160

0,006

 

0,0009

В том числе:

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

251

2

0,0041

 

0,00001

Расходы будущих периодов

151

158

0,0025

0,0009

НДС по приобретенным ценностям

15720

5662

0,258

0,0325

Дебиторская задолженность (краткосрочная)

465065

211563

7,631

1,214

в том числе покупатели и заказчики

389381

144104

6,389

0,827

Краткосрочные финансовые вложения

5021034

2365898

82,388

13,579

Денежные средства

706

57

0,0116

0,0003

ИТОГО по разделу

5502927

2583340

90,295

14,827

БАЛАНС

6094352

17423307

100

100

ПАССИВ

       

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

       

Уставный капитал

720

832

0,011

0,005

Добавочный капитал

5022635

16237413

82,414

93,194

Резервный капитал

108

108

0,0018

0,00062

Нераспределенная прибыль

28306

140379

0,464

0,806

ИТОГО по разделу

5051769

16378732

82,893

94,004

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

       

Займы и кредиты

1025855

0

16,833

0

Кредиторская задолженность

16728

1044575

0,27

5,99

В том числе:

Поставщики и подрядчики

3794

1003977

0,062

5,762

Задолженность перед персоналом организации

112

881

0,0018

0,005

Задолженность перед государственными и внебюджетными фондами 

15

60

0,0002

0,0003

Задолженность по налогам  и сборам

1886

28587

0,031

0,164

Прочие кредиторы

10921

11070

0,179

0,063

ИТОГО по разделу

1042583

1044575

17,107

5,995

БАЛАНС

6094352

17423307

100

100

 



 

 

 

 

 

 



Структура баланса на начало периода

Внеоборотные активы

10%

Собственный

Капитал

83%

Оборотные

активы 90%

Краткосрочные

Обязательства

17%




 

 

 

Внеоборотные

Активы

85%

 

 

Собственный

Капитал

94%

Оборотные

Активы

15%

КО 6%





Структура баланса

на конец периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Структура баланса

 

Как мы можем наблюдать  из приведенной таблицы, и построенного на его основе графика – структура  баланса кардинально поменялась. Оля внеоборотных активов на конец периода составила 85% от всего актива баланса.  Положение с пассивами же практически осталось неизменным, если быть точными, изменение составила +9% в пользу собственного капитала.

 

 

 

 

 


                                         Горизонтальный анализ.

Таблица 2

АКТИВ

на начало периода

на конец периода

Темп прироста

Темп роста

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

       

Нематериальные активы

0

0

0

0

Основные средства

345743

581979

236236

168,3271

Незавершенное строительство

133782

135244

1462

101,0928

Доходные вложения и матер ценности

0

0

0

0

Долгосрочные фин вложения

111900

14122744

14010844

12620,8615

Отлож нал активы

0

0

0

0

Прочие ВНА

0

0

0

0

 

0

0

0

0

ИТОГО по разделу 1

591425

14839967

14248542

2509,1883

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

   

0

0

Запасы

402

160

-242

39,8010

в том числе:

   

0

0

сырье, материалы и др аналог ценнос

251

2

-249

0,7968

животные на выращ и откорме

0

0

0

0

затраты в незаверш пр-ве

0

0

0

0

гот прод и товары для перепродажи

0

0

0

0

товары отгруженные

0

0

0

0

расходы будущих периодов

151

158

7

104,6358

прочие запасы и затраты

0

0

0

0,0000

 

0

0

0

0,0000

НДС по приобр ценностям

15720

5662

-10058

36,0178

Дт задолженностя долгосрочная

0

0

0

0

в т.ч покупатели и заказчики

0

0

0

0

Дт задолженность краткосрочная

465065

211563

-253502

45,4911

в т.ч покупатели и заказчики

389381

144104

-245277

37,0085

Краткосрочные фин вложения

5021034

2365898

-2655136

47,1197

Денежные средства

706

57

-649

8,0737

Прочие оборотные активы

0

0

0

0

 

0

0

0

0

ИТОГО по разделу 2

5502927

2583340

-2919587

46,9448

БАЛАНС

6094352

17423307

11328955

285,8927

 

 

ПАССИВ

       

3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

       

Уставный капитал

720

832

112

115,5556

Собств акции выкупл у акционеров

0

0

0

0

Добавочный капитал

5022635

16237413

11214778

323,2847

Резервный капитал

108

108

0

100

в том числе:

       

резервы, образов в соотв с закон-вом

0

0

0

0

резервы, образов в соотв с учред. Док

108

108

0

100

Нераспред приб (непокр убыток)

28306

140379

112073

495,9337

ИТОГО по разделу 3

5051769

16378732

11326963

324,2178

4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

   

0

0

Займы и кредиты

0

0

0

0

Отлож нал обяз-ва

0

0

0

0

Прочие долгоср обяз-ва

0

0

0

0

 

0

0

0

0

ИТОГО по разделу 4

0

0

0

0

5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

       

Займы и кредиты

1025855

0

-1025855

0

Кт задолженность

16728

1044575

1027847

6244,4703

в том числе:

       

поставщики и подрядчики

3794

1003977

1000183

26462,2298

задолж перед персоналом орг-ии

112

881

769

786,6071

задолж перед гос внебюдж фондами

15

60

45

400

задолж по нал и сборам

1886

28587

26701

1515,7476

прочие кредиторы

10921

11070

149

101,3643

Задолж перед участниками по выплате

   

0

0

доходов

0

0

0

0

Доходы будущих преиодов

0

0

0

0

Резервы предстоящих расходов

0

0

0

0

Прочие краткосрочные  обяз-ва

0

0

0

0

 

0

0

0

0

ИТОГО по разделу 5

1042583

1044575

1992

100,19

БАЛАНС

6094352

17423307

11328955

285,89

         
         

Проанализировав бухгалтерский  баланс, можно сделать следующие выводы. Валюта баланса начале года по сравнению с концом года увеличилась на 185,89 %, что в денежном выражении составило 11328955 тыс.руб. Это изменение обусловлено увеличением активе баланса увеличение долгосрочных финансовых вложений 14010844 тыс.руб.(12620,8%). А в пассиве баланса увеличением: кредиторской задолженности на 1027847 тыс.руб. (6255,5%), задолженности по налогам и сборам на 26701 тыс.руб. (1515,7%).

Анализ  структуры активов и пассивов предприятия на конец планового  периода.

Структура активов и пассивов представлена в таблицах 3 и 4 соответственно.

Таблица 3.

Анализ активов.

 

АКТИВ

Абсолютные величины, т. р.

Удельные веса, %

Изменения

в % к изменению общей величины активов

На начало периода

На конец периода

начало года

конец года

в абсолют. вел., т.р.

в удел. весах, %

Внеоборотные активы

591425

14839967

9,704477

85,17308

14248542

75,4686

125,77102

Оборотные активы

5502927

2583340

90,29552

14,82692

-2919587

-75,4686

-25,77102

Баланс

6094352

17423307

100

100

11328955

0

0

Коэффициент соотношения  оборотных и внеоборотных активов

9,30

0,17

-

-

-0,2049

-

-



Изучение структуры активов  выявило, преобладание оборотных активов  на начало отчетного периода, они  составили 90,3%, и преобладание внеоборотных активов на конец отчетного периода 85,2%. В то же время произошло общее увеличение величины активов (на 11328955 т.р.), за счет увеличения на 125,77% величины внеоборотных активов. В результате чего произошло изменение в структуре активов: на 75,5% увеличилась доля внеоборотных активов и соответственно на 75,5% снизилась доля оборотных активов. Данные изменения свидетельствуют о снижении ликвидности данного предприятия, т.е. способности предприятия отвечать по своим обязательствам.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности товаров