Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Получение прибыли обеспечит дальнейшее развитие коммерческой организации. При этом образующуюся прибыльность следует рассматривать не только основной целью, но и главным условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия 4
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов 4
1.2 Методика анализа финансовых результатов 8
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия 13
2.1 Анализ прибыли до налогообложения 13
2.2 Анализ прибыли от продаж 18
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Буиа.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

В таблицах 2 и 3, составленным по данным отчета о прибылях и убытках, приведена информация о доходах и расходах "Ляйсан" за два года. В структуре доходов "Ляйсан" 93,3 % составляют доходы по обычным видам деятельности, расходы по обычным видам деятельности - 91,5 %, которые в основном формируют чистую прибыль. Из приведенных в таблице 2 данных видно, что полные затраты на производство и продажу продукции, товаров, работ и услуг увеличивались более высокими темпами - 55,6 %, чем объем продаж - 54,6 %.

В таблице 3 проведем вертикальный анализ доходов и расходов "Ляйсан" за 2011г. и 2012г.

Таблица 3.Вертикальный анализ доходов и расходов "Ляйсан"

Показатели

2011г.

2012г.

Отклонение

Превышение доходов по обычным видам деятельности над  расходами по обычным видам деятельности, тыс. руб.

447369

648959

201590

То же в % к расходам по обычным видам деятельности

10,8

10,0

-0,8

Превышение прочих доходов  над прочими расходами, тыс. руб.

26260

88730

62470

То же в % к прочим расходам

8,7

15,4

6,7


Рентабельность текущей  деятельности (относительное превышение обычных доходов над расходами) снизилась с 10,8 % до 10,0 %. Прочие доходы превышали расходы в течение  двух лет: в предыдущем году на 8,7 %, в  отчетном году - на 15,4 %. В целом темпы  прироста доходов выше темпов прироста расходов. Неблагоприятными тенденциями  являются более высокие темпы  прироста расходов по обычным видам  деятельности по сравнению с темпами  прироста соответствующих доходов, а также потери прибыли за счет прочих убытков.

В 2011г. соотношение доли прочих доходов и прочих расходов составляло (в процентах) 0,1: 1,9; в отчетном 2013 году - 1: 1,2. Эти доходы и расходы имеют незначительный удельный вес, но в абсолютном выражении превышение расходов над доходами является ощутимым. В предыдущем и отчетном годах оно составляло соответственно 81022 и 4186 тысяч рублей, то есть доходами не перекрыто 94 % и 8,3 % прочих расходов, что снизило прибыль до налогообложения. Если принять процент налогового бремени в предыдущем и отчетном годах соответственно на уровне 12,5 и 16,5 %, то потери чистой прибыли равны:

в предыдущем году: 81022 х (1 - 0,125) = 70894,25 тыс. руб.;

в отчетном году: 4186 х (1 - 0,165) = 3495,3 тыс. руб.

Эти потери снижают возможности  организации в финансировании расширенного воспроизводства и выплате дивидендов.

В таблице 4 проведем анализ динамики показателей отчета и прибылях и убытках "Ляйсан" за три года.

За три смежных года "Ляйсан" увеличило объем продаж более чем в 3,6 раза, что говорит о стремлении повысить свою долю на рынке молочных продуктов. Но это не сопровождалось соответствующими темпами роста чистой прибыли, так как рентабельность продаж по прибыли от продаж снизилась с 21 % до 9,1 %, рентабельности по чистой прибыли - с 16,3 % до 8,6 %. Более высокими темпами, чем выручка, росла себестоимость продукции. Несущественными являются доходы от участия в других организациях - менее 1% к объему продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.Динамика показателей отчета о прибылях и убытках "Ляйсан"

Наименование показателя

2010г.

(тыс. руб.)

2011г.

(в % к

2012)

2012г.

(в % к 2011)

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

1959390

234,6

362,7

в том числе от продажи:

     

собственной продукции

1626294

249,1

376,0

работ, услуг

1371

315,4

1018,2

Товарооборот в продажных  ценах

331725

163,4

294,7

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

1402442

265,0

383,2

в том числе проданных

     

собственной продукции

1164026

273,9

379,7

работ, услуг

981

261,5

872,6

товарооборот в покупных ценах

237435

221,6

398,4

Валовая прибыль

556948

158,2

311,1

Коммерческие расходы

18272

496,5

1551,0

Управленческие расходы

127360

269,3

628,6

Прибыль (убыток) от продаж

411316

108,8

157,8

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Проценты к получению

8989

41,9

7,4

Проценты к уплате

1080

520,1

625,1

Доходы от участия в  других организациях

43

223,3

325,6

Прочие доходы

275576

117,4

241,0

Прочие расходы

353731

83,6

161,0

Прибыль (убыток) до налогообложения

335829

116,9

217,5

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

16953

288,8

712,0

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

318876

107,8

191,2


2.2 Анализ прибыли  от продаж

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального  и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент  валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли  от продаж.В таблице 5 проведем анализ прибыли от продаж "Ляйсан" за 2011г. и 2012г.

Таблица 5.Анализ прибыли от продаж "Ляйсан"

Показатели

В тыс. руб.

Темп прироста, %

Структура, %

2012г.

2013г.

Отклонение

2012г.

2013г.

Отклонение

А

1

2

3

4

5

6

7

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

3716532

5373764

1657232

44,6

80,8

75,6

-5,2

Коммерческие расходы

90715

283401

192686

212,4

2,0

4,0

2,0

Управленчес-кие расходы

343040

800565

457525

133,4

7,5

11,3

3,8

Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

447369

648959

201590

45,1

9,7

9,1

-0,6

Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

4597656

7106689

2509033

54,6

100,0

100,0

0,0

Валовая прибыль

881124

1732925

851801

96,7

19,2

24,4

5,2


Удельный вес полных затрат в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (90,3 копеек в  предыдущем году и 90,9 копеек в отчетном году). Доля прибыли от продаж в выручке, выраженная в процентах, характеризует  рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж.

Увеличение затрат на рубль  продаж (0,6 копеек) одновременно указывает  на снижение прибыли - на 0,6 копеек в  расчете на один рубль продаж и  рентабельности на 0,6 процентного пункта, что в данном случае объясняется  существенным изменением величины коммерческих и управленческих расходов.

Показатель валовой прибыли  введен в отчет о прибылях и  убытках (стр.020) для повышения аналитичности  бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи  товаров, продукции, работ, услуг и  себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 - стр.020). Коэффициент (норма) валовой прибыли  характеризует доходность хозяйственной  деятельности при сопоставлении  объема продаж и производственной себестоимости  продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как  коэффициент покрытия он характеризует  возможности организации в покрытии обычных и прочих расходов и существенно  влияет на величину чистой прибыли.

В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли  изменения, обусловленные значительным приростом коммерческих (212,4%) и управленческих (133,4%) расходов. Когда увеличение этих расходов оправдано стратегией развития организации и связано с активным продвижением товаров на рынке, то в  перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж.

Но главный аспект анализа  при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста  этих расходов темпам роста объема продаж.

В увеличение коммерческих и управленческих расходов снизило  прибыль от продаж и прибыль до налогообложения. Если считать допустимыми  темпы роста коммерческих и управленческих расходов на уровне темпов роста выручки  от продаж, то неоправданное увеличение составило: по коммерческим расходам:

283401 - 90715 х 1,546= 143155,6 тыс.  руб.

по управленческим расходам:

800565 - 343040 х 1,546= 270225,2 тыс.  руб.

Следовательно, уменьшение чистой прибыли в отчетном году произошло  за счет:

увеличения коммерческих расходов:

143155,6 х (1 - 0,165) = 119534,9 тыс.  руб.;

увеличения управленческих расходов:

270225,2 х (1 - 0,165) = 225638 тыс.  руб.

Прирост производственной себестоимости  продукции (товаров, работ, услуг) составляет 44,6%, что снизило долю производственной себестоимости в объеме продаж с 80,8 % до 75,6 %. В результате повысился  коэффициент валовой прибыли (доля валовой прибыли в выручке  от продажи) с 19,2 % до 24,4 %.

К производственным факторам, влияющим на прибыль от продаж, относятся  физический объем продаж, цены на реализуемую  продукцию, уровень переменных и  постоянных затрат, структура ассортимента продукции, удельный вес непрофильных низко доходных или убыточных  видов деятельности. Анализ этих факторов помогает понять, насколько стабильным является прирост или снижение прибыли  от продаж.

Влияние выручки как стоимостного объема продаж на прибыль происходит через изменение цен и физического  объема продаж. Достаточно быстрый  рост цен и тарифов на продукцию  и услуги может обеспечить существенную часть прироста прибыли. Необоснованное повышение цен, стремление компенсировать удорожание затрат ценой снижает  качество прибыли, усиливает инфляционный характер ее формирования. Оценка количественного  влияния ценового фактора может  быть выполнена с помощью индекса  цен на выпускаемую продукцию. Приблизительная  оценка выполняется с использованием данных об индексах цен, публикуемых  Госкомстатом РФ. Допустим, индекс цен на основную продукцию "Ляйсан" в 2012г. составил 1,15, объем продаж в 2011г. - 4051317 тысяч рублей, в отчетном году - 6115156 тысяч рублей в фактически действовавших ценах, тогда объем продаж в отчетном году в сопоставимых ценах равен 5317527 тысяч рублей (6115156: 1,15). Прирост объема продаж за счет изменения цен равен 797629 тысяч рублей, за счет изменения физического объема проданной продукции - 1266210 тысяч рублей.

В таблице 6 проведем анализ влияния изменения цен на изменение объема продаж ОАО "Ляйсан" за 2011г. и 2012г.

Таблица 6.Влияние  изменения цен на изменение объема продаж

Показатели

2011г.

2012г.

Откло-нение

Доля фактора в приросте объема продаж, %

Объем продаж в фактически действовавших ценах, тыс. руб.

4051317

6115156

2063839

100,0

Объем продаж в сопоставимых ценах, тыс. руб.

4051317

5317527

1266210

61,4

Прирост стоимостного объема продаж за счет повышения цен,

тыс. руб.

   

797629

38,6

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия