Анализ и оценка рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является анализ показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
•охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;
•рассмотреть систему показателей рентабельности продаж;
•рассмотреть систему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
•провести факторный анализ рентабельности;
•показать резервы повышения рентабельности активов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности
1.1 Показатели оценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала
1.2 Показатели оценки рентабельности продаж
1.3 Показатели рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
Глава 2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «БПЗ»
2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»
2.3 Анализ и оценка динамики рентабельности всех активов
2.4 Анализ и оценка динамики рентабельности активов производственного назначения ОАО «БПЗ»
Глава 3. Резервы повышения рентабельности активов ОАО «БПЗ»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ и оценка рентабельности предприятия по АФХД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Определить  рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим  при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание  возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска  более рентабельной продукции.

Важным показателем  в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия  зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим, прежде всего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции [25, с. 139].

 

1.3 Показатели  рентабельности активов, методика  анализа и оценка их динамики

 

Показатели  рентабельности являются основными  характеристиками эффективности хозяйственной  деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Показатели  рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли  к показателям средних за отчетный период активов предприятия:

 

Ра = ,

 

где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

Аср – средние  активы.

В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая  прибыль, прибыль от продаж, прибыль  до налогообложения, чистая прибыль.

В качестве показателей  активов могут использоваться величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.

Рентабельность  активов - важнейший показатель эффективности  деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проспектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективности проектов часто используется коэффициент 0,20.

Показатели  рентабельности активов формируются  как отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал.

Данные показатели специфичны, они отвечают интересам  всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Для того чтобы  экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т. е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды [21, с. 56].

Для проведения факторного анализа необходимо построить  многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого фактора на конечный результат. Любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа f = x : y) и построения на ее основе многофакторной модели, т. е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования:

1. Факторы, включаемые  в модель, должны реально существовать  и иметь конкретное экономическое  значение.

2. Показатели, входящие  в систему факторного анализа,  должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем.

3. Факторная  модель должна обеспечивать возможность  количественного измерения степени  влияния конкретного фактора  на обобщающий показатель.

В факторном  анализе используют следующие наиболее часто встречающиеся модели:

1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет  собой алгебраическую сумму или  разность факторов, применяются  аддитивные модели, например:

 

P = N – Sпр – КР – УР,

 

где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, услуг;

N – выручка от продаж;

Sпр – производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

2. Мультипликативные  модели применяются, когда обобщающий  показатель – произведение нескольких результирующих факторов:

 

Pа = Pn * ФОа,

 

где Pа – рентабельность активов;

Pn= P: N – рентабельность продаж;

ФОа = N : A – фондоотдача активов;

А – средняя  стоимость активов организации  за отчетный период.

3. Когда результативный  показатель исчисляется делением  одного фактора на другой, применяются кратные модели типа рентабельности продаж:

 

Pа =

 

4. Различные  комбинации вышеперечисленных моделей  дают смешанные или комбинированные  модели:

 

У = (а + b) : с, У = а : (b + с), У = а * b : с и т. д.

 

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом  расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

 

Ра = или f = a · b · c,

 

где N/СК – оборачиваемость собственного капитала организации;

СК/А – коэффициент  независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;

СК – средняя  стоимость собственного капитала организации  за отчетный период.

В процессе моделирования  исходной факторной системы мы получили трехфакторную мультипликативную  модель рентабельности активов организации – модель Дюпона, которую мы будем использовать в дальнейшем анализе рентабельности активов. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказывают влияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала; доля собственного капитала в формировании активов организации.

Применяя новую  форму моделирования показателя рентабельности активов, составим другую четырехфакторную модель зависимости  рентабельности активов от факторов, которую мы также будем использовать при анализе рентабельности активов:

 

 

где х = N : Sn – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;

у = ОА : А –  доля оборотных активов в формировании активов;

z = З : ОА – доля запасов в формировании оборотных активов;

l = Sn : З – оборачиваемость запасов.

Первый фактор данной модели отражает воздействие  ценовой политики организации. Он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой  продукции, товаров, работ, услуг.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности  использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат  проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок  с использованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядеть следующим образом:

 

Pа(х) = (х1 – х0) * у0 * z0 * l0;

Pа(у) = (х1 – 1) * (у1 * у0) * z0 * l0;

Pа(z) = (х1 – 1) * у1 * (z1 - z0) * l0;

Pа(l) = (х1 – 1) * у1 * z1 * (l1 – l0);

 

где Pi – влияние i – го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом l – относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» [27, с. 99].

актив рентабельность деятельность продажа 

 

 

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»

 

2.1 Краткая  характеристика ОАО «БПЗ»

 

Полное фирменное  наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Барнаульский пивоваренный завод».

Сокращенное фирменное  наименование : ОАО «БПЗ»

Предприятие образовано путем акционирования государственного предприятия «Завод пиво-безалкогольных напитков «Барнаульский», введенного в эксплуатацию в 1978 году и выпуска акций на всю стоимость переданного Предприятию учредителем в собственность имущества при приватизации. Предприятие зарегистрировано в Администрации Индустриального района г. Барнаула 26 февраля 1993г. с присвоением регистрационного номера государственной регистрации № 7/99.

Основной государственный  регистрационный номер юридического лица: 1022201128718

Дата регистрации: 23.08.2002

Наименование регистрирующего  органа: Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края. ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» является правопреемником Барнаульского пивоваренного завода, введенного в эксплуатацию в 1978 году. Миссия ОАО «БПЗ» – предоставление потребителям высококачественного пива и напитков в ассортименте и по цене достаточных для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия. В 2009 году перед предприятием стояли следующие цели, направленные на реализацию его миссии, а именно:

- увеличение объемов производства и сбыта продукции;

- повышение экономической эффективности производства;

- использование научно-технических достижений в пивоварении;

- обеспечение безопасной работы предприятия;

- поддержание кадрового потенциала в актуальном состоянии.

Место нахождения: 656022 Россия, Алтайский край г.Барнаул, Трактовая 35. ОАО БПЗ не имеет  филиалов и представительств. Основная хозяйственная деятельность предприятия — производство пива (бутылочное и разливное). Мощность завода позволяет производить пива – 72 млн. литров в год, солода – 13,5 тыс. тонн в год. Завод занимает территорию общей площадью 16 га, из них 9,8 га находятся в собственности завода, полезная площадь – 42,7 тыс. м2. Производственные цеха занимают 36,63 тыс. м2. Вспомогательные цеха – 7,8 тыс. м2.

Основные цеха завода:

1) солодовенный,

2) варочный,

3) бродильно-лагерный,

4) цех дображивания,

5) цех розлива в бутылочную  тару,

6) участок розлива пива в КЕГи,

7) участок розлива пива  в ПЭТ-бутылку,

8) тарный цех,

9) цех готовой продукции.

Варочный цех оснащен  уникальными котлами из чистой меди.

Оборудование завода состоит  из импортного и отечественного.

1) Солодовенный цех и  элеватор – турбовоздуходувки – производства Чехии.

2) Варочный и бродильно-лагерный  цех – оборудование на 70% производства  Германии.

3) Компрессорный цех –  смешанный (русская и чешская  компрессорная).

4) В цехе розлива пива  три линии розлива в стеклянную  тару (линии №1 и №3 – Россия, линия №2 – Чехия), линия розлива ПЭТ, КЕГи.

За эти годы освоено  производство свыше 15 наименований пива.

В настоящее время завод  перешел к выпуску в основном своей фирменной продукции по разработкам специалистов завода: пива «Барнаульское», «Ворсин», «Златогорье», «Живое», «Привал», «Чешское», «Жигулевское», «Golfschteiner beer», квас «Ржаная корочка» и др.

Все напитки готовятся  на основе уникальных целебных трав Горного  Алтая и горно-алтайского меда. Завод  получил исключительное право пользоваться Знаком соответствия Российских стандартов.

 

2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»

 

В современных  условиях прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход предприятия на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие, то есть создают возможности для наращивания капитала на предприятии.

Информация о работе Анализ и оценка рентабельности предприятия