Анализ использования оборотных средств в ОАО «Мясокомбинат Гвардейский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы состоит в том, что оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
В данной курсовой работе дается понятие оборотных средств, их структура, состав, значение в деятельности предприятия, методы повышения эффективного использования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое значение и роль оборотных средств в повышении эффективности производства……………………………………………………5
1.1. Значение, цели и задачи оборотных средств……………………………..5
1.2. Методика расчета эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………………8
1.3. Источники формирования оборотных средств…………………………13
Глава 2. Анализ состояния оборотных средств на ОАО «Мясокомбинат Гвардейский»……………………………………………………………………15
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Мясокомбинат Гвардейский». Основные технико-экономические показатели………………15
2.2. Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия…………...17
2.3. Анализ основных показателей, характеризующих уровень эффективного использования оборотных средств на предприятии………………………...22
Глава 3. Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств на ОАО «Мясокомбинат Гвардейский»……………….28
3.1 Разработка рекомендаций по эффективности использования оборотных средств на ОАО «Мясокомбинат Гвардейский»……………………………..28
Заключение………………………………………………………………....34
Список использованных источников…………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Калининградский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2.2.2 можно сделать вывод, что основной удельный вес в структуре оборотных средств занимают запасы и затраты – 69,842 % на начало года и 61,161% на конец года, а в них – готовая продукция и товары для реализации – 94,079 % на начало года и 85,847 % на конец года, что естественно для предприятия торговли. Удельный вес запасов и затрат уменьшился на 8,681%. Из них доля сырья, материалов и других активов увеличилась на 3,002%. В состав этой статьи входят материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, топливо, запчасти. Увеличение данной статьи нерационально, так как за счет нее снижается оборачиваемость оборотных средств. Далее расходы на реализацию снизились на 0,017%. Доля товаров для реализации уменьшилась на 8,232 %. Данный показатель можно объяснить увеличением товарооборота. Товары отгруженные увеличились на 0,327 %, это в основном возврат тары поставщикам; увеличение показателя означает нарушение расчетной дисциплины за сданную тару, несвоевременная оплата ее поставщиком. Расходы будущих периодов увеличились на 4,92%. Это единственный невещественный элемент оборотных производственных фондов. Он включает затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, но относятся на продукцию будущего года. В общем в структуре запасов и затрат наблюдается положительная тенденция: сокращение данной статьи повышает оборачиваемость оборотного капитала. Налоги по приобретенным активам снизились на 0,427 %, что означает уменьшение приобретенных за год активов. Однако снижение запасов и затрат компенсировалось увеличением других статей: дебиторская задолженность увеличилась на 6,312%, что является отрицательным моментом. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию. Денежные средства увеличились на 2,8%. Таким образом, сокращение запасов и затрат перетекло в основном в дебиторскую задолженность и денежные средства.

По моему мнению анализа оборачиваемости можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует свои оборотные средства, однако показатели оборачиваемости оборотного капитала можно было бы улучшить.                       Проведем анализ дебиторской задолженности.

 

 

 

Таблица 2.3.3- Анализ состава и структуры дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный период

сумма, тыс.руб.

удельный вес, %

сумма, тыс.руб.

удельный вес, %

суммы, тыс.руб.

%

Покупателей и заказчиков

34 631

36,262

192 671

59,828

158 040

23,566

Поставщиков и подрядчиков

-

-

129 317

40,156

129 317

40,156

Разных дебиторов

59 907

62,728

53

0,016

-59 854

-62,712

Прочая задолженность

965

1,010

-

-

-965

-1,010

Итого

95 503

100

322 041

100

226 538

-


 

Таким образом, мы видим, что произошло увеличение задолженности  покупателей и заказчиков на 23,566%, что означает снижение контроля за отпуском товара по безналичному расчету, отсутствие предварительной оплаты за товар покупателями и заказчиками. Также увеличилась задолженность поставщиков и подрядчиков – на 40,156%. Она состоит из задолженности поставщиков – это предоплата за товар (увеличение данной статьи, вероятно, произошло вследствие отсутствия контроля за товарами, по которым была произведена предоплата, задержкой отгрузки указанного товара) и задолженности подрядчиков – выданные авансы (это связано с освоением новой технологии, новых видов производств, которые требуют предоплаты за проводимые работы). Задолженность разных дебиторов уменьшилась на 62,712%. Сюда входят расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам, расчеты по претензиям, расчеты по депонированным суммам. Прочая задолженность уменьшилась на 1,01 %.

Поскольку оборачиваемость  оборотных средств тесно связана с их отдачей и является одним из важнейших показателей, которые характеризуют эффективность использования средств предприятия и его деловую активность, в процессе анализа необходимо дать оценку фактически достигнутой скорости оборачиваемости средств на предприятии.

Скорость оборачиваемости  оборотных средств характеризуется  следующими показателями:

Коэффициентом оборачиваемости (Коб). Коэффициент оборачиваемости  характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящийся на 1 руб. оборотных средств.

Из формулы видно, что  увеличение числа оборотов ведет  либо к росту выпуска продукции  на 1 руб. оборотных средств, либо к  тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Коб = Рп ÷ СО, (2.1)

где Коб, - коэффициент  оборачиваемости оборотных средств, обороты;

Рп - объем реализованной  продукции, руб.;

СО -средний остаток  оборотных средств, руб.;

СО = (1 592 311 + 2 616 190) ÷ 2 = 2 104 250,5 тыс.руб.

К об = 26 494 185 ÷ 2 104 250,5 = 12,591 оборотов

Таким образом, за год  оборотные средства сделали 12,591 оборотов.

Чем меньше продолжительность  оборота оборотных средств или  больше число совершаемых ими  кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

 

 

 

 

 

2.3. Анализ основных  показателей, характеризующих уровень  эффективного использования оборотных средств на предприятии

 

       Для  выявления степени влияния факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода. Пример такого пересчета приведен в табл. 2.3.1

Таблица 2.3.1 Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение,%

1. Выручка от продажи  продукции, работ и услуг, тыс.руб.

373374

493262

1,32

2. Себестоимость проданных  товаров, продукции и услуг,  тыс.руб.

291074

334441

1,15

3. Прибыль, тыс.руб.

82300

158821

1,93


Из данных табл. 2.3.1 видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 76521 тыс. руб.

Произведем формализованный расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1), рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = У р1ц1 - У р0ц0 ,

где

Nр1 = У р1ц1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 — цена товара в отчетном году;

ц — количество товаров;

Nр1,0 = У р1ц1 - У р0ц0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 — цена товара в базисном году.

∆Р1 = 493262 – 373374  = 119888 тыс руб.

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 = S1,0 / S0 , где

S1,0 — фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S0— себестоимость базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = (438325 / 334441) = 1,3. Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

∆Р2 = 54937 * 1,3 – 54937 = 16481,1 тыс руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме продукции, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3 ). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,

где

К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0, где

N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0— реализация в базисном периоде.

К2 = 493262 / 373374 = 1,32

∆Р3 = 54937 * (1,32 – 1,3) = 1098,74 тыс руб.

4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 – S1 ,

где

S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

S1 — фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

∆Р4 = 334441 - 438325 = 103884 тыс руб.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5).                 Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

∆Р5 = S0К2 – S1,0

∆Р5 = 334441 * 1,32 – 438325 = 3137,12 тыс руб.

6. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 18900 рублей, оплата труда на 44400 рублей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= 63,3 тыс руб.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6

где  
∆Р - общее изменение прибыли;

∆Р = 119888 + 16481,1 + 1098,74 – 103884 + 3137,12 – 63,3 = 36657,66 тыс руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 36657,66 тыс  
руб., что соответствует сумме факторных влияний.

Таким образом, на данном предприятии основными факто- 
рами, повлиявшими на величину прибыли, являются:

- увеличение объема продукции на 16481,1 тыс py6. - показывает за счет каких групп товаров предприятие получает основную долю прибыли, а какой товар выполняет роль лишь привлечения покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по: расположению на витрине, ассортименту, позиции по введению новинок.

- изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 103884 тыс. руб.

- изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение прибыли на 36657,66 тыс. руб. Такое резкое увеличение данного показателя объясняется тем, что предприятие открыло еще два магазина розничной торговли, что резко увеличило товарооборот.

Нельзя не обойти такой  фактор, как инфляция. Именно ее влияние  на изменение отпускных цен, наиболее сложно учитывать. Но стоит отметить, что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли ОАО  на 20%.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого  фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

Таблица 2.3 -Факторы, воздействующие на прибыль

Фактор

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес, %

∆Р1

119888

42,5

∆Р2

16481,1

14,2

∆Р3

1098,74

5,3

∆Р4

103884

27,1

∆Р5

3137,12

10,1

∆Р6

63,3

0,8

Абсолютная сумма отклонений

36657,66

100

Информация о работе Анализ использования оборотных средств в ОАО «Мясокомбинат Гвардейский»