Анализ имущественного положения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать состав имущества предприятия с точки зрения эффективности его использования, а также источников его формирования, для выявления имущественного потенциала фирмы.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. изучить теоретические основы понятия «имущество» предприятия;

2. провести анализ внеоборотных активов с точки зрения более рационального его использования;

3. проанализировать состояние оборотных средств и выявить резервы повышения эффективности их использования;

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ имущественного положения предприятия.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

 

 Фондовооруженность труда Фв  определяется отношением среднегодовой  стоимости основных фондов (Ф)  к числу работающих в наибольшую  смену (Ч). Она отражает степень  обеспеченности рабочих средствами  труда (основными фондами).

 

 Чтобы проследить взаимосвязь  между показателями фондоотдачи,  фондовооруженности и производительности  труда, необходимо преобразовать  формулу фондоотдачи: числитель  и знаменатель разделить на  численность рабочих в наибольшую  смену:

 

 где Ф – средняя стоимость  основных фондов;

 

  П – объем продукции;

 

  Ч – число рабочих;

 

  Пт – производительность труда.

 

 Таким образом, фондоотдачу  можно представить в виде частного  от деления производительности  труда на фондовооруженность. Следовательно,  фондоотдача прямо пропорциональна  производительности труда и обратно  пропорциональна его фондовооруженности. Поэтому для повышения фондоотдачи  необходимо, чтобы темпы производительности  труда опережали темпы роста  фондовооруженности.

 

1.4. Анализ текущих оборотных  мобильных активов

 

 Финансовое положение предприятия  находится в непосредственной  зависимости от того, насколько  быстро средства, вложенные в  активы, превращаются в реальные  деньги.

 

 Так, наибольший период оборота  имеет недвижимое имущество и  прочие внеоборотные активы (основные  средства, нематериальные активы  и др.), представляющие собой средства, предназначенные для долгосрочного  использования предприятием.

 

 Все остальные активы, называемые  текущими оборотными мобильными, будучи предназначенными для  реализации или потребления, могут  неоднократно менять свою форму  (материально-вещественную на денежную, и наоборот) в течении одного операционного цикла предприятия.

 

 Первоначально при создании  предприятия оборотные средства  формируются как часть его  уставного капитала. Они направляются  на приобретение производственных  запасов, поступающих для изготовления  продукции.

 

 Готовая продукция поступает  на склад и отгружается ее  потребителям. До момента ее оплаты  производитель испытывает потребность  в денежных средствах. Величина  этой потребности зависит не  только от объема вложенных  средств, но и от размера  предстоящих расчетов, она может  колебаться в течении года по разным причинам, поэтому предприятия рассматривают их в качестве источников формирования оборотных средств. Они образуют устойчивые пассивы, кредиторскую задолженность, прибыль, амортизационный фонд.

 

 В качестве оборотных средств  организации используют и устойчивые  пассивы, которые приравниваются  к собственным источникам, так  как постоянно находятся в  обороте предприятия, используются  для финансирования его хозяйственной  деятельности, но ему не принадлежащие.

 

 К устойчивым пассивам относятся:

 

- минимальная переходящая задолженность  по заработной плате и отчислениям  на социальное страхование в  пенсионный фонд, медицинское страхование,  фонд занятости;

 

- минимальная задолженность по  резервам на покрытие предстоящих  расходов и платежей;

 

- задолженность заказчикам по  авансам и частичной оплате  продукции;

 

- задолженность бюджету по некоторым  видам налогов;

 

- временно неиспользуемые остатки  фондов специального назначения, образованные за счет прибыли.

 

 Основные задачи анализа  оборотных средств заключаются  в определении обеспеченности  предприятия собственными оборотными  средствами, оборачиваемости оборотных  средств, состояния дебиторской  задолженности.

 

Определение потребности предприятия  в оборотных средствах

 

 Определение потребности в  оборотных средствах определяется  в процессе нормирования. Целью  нормирования является определение  рационального размера оборотных  средств, отвлекаемых на определенный  срок в сферу производства  и сферу обращения.

 

 Потребность в оборотных  средствах для каждого предприятия  определяется при составлении  финансового плана.

 

 Оборотные средства – это  авансированная стоимость для  планомерного образования основных  производственных фондов и фондов  обращения в размерах, необходимых  предприятию для осуществления  бесперебойного процесса.

 

 Обобщающим показателем эффективности  использования оборотных средств предприятия служит их оборачиваемость. Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует снижению себестоимости продукции, росту денежных накоплений и повышению рентабельности производства.

 

 В общем случае скорость  оборота активов предприятия  принято рассчитывать с помощью  формулы:

 

 Информация о величине выручки  (включая прочую реализацию) берется  из данных формы №2 «Отчет  о прибылях и убытках».

 

 Средняя величина активов  по данным баланса определяется  по формуле:

 

 где ОН, ОК – соответственно  величина активов на начало  и конец периода.

 

 Более точный расчет средней  величины активов будет получен  в случае использования ежемесячных  данных о состоянии активов.  Тогда величина активов определяется  по формуле:

 

 где Оn – величина активов в предыдущем месяце

 

 Затем определяется продолжительность  одного оборота в днях:

 

 Чем выше коэфициент оборачиваемости  и чем короче продолжительность  одного полного оборота оборотных  активов, тем эффективнее они  используются.

 

 Основными факторами, влияющими  на величину и скорость оборотных  средств, являются:

 

- масштаб деятельности предприятия;

 

- характер бизнеса или деятельности, то есть отраслевая принадлежность  предприятия;

 

- количество и разнообразие  потребляемых видов ресурсов;

 

- география потребителей продукции,  услуг;

 

- система расчетов за услуги;

 

- платежеспособность клиентов;

 

- качество банковского обслуживания;

 

- темпы роста реализации услуг,  продукции;

 

- доля добавленной стоимости  в цене услуг, продукции;

 

- учетная политика общества;

 

- инфляция;

 

- квалификация менеджеров.

 

Анализ дебиторской задолженности

 

 При анализе текущих активов,  особенно дебиторской задолженности,  следует иметь в виду, что в  условиях инфляции всякая отсрочка  платежа приведет к тому, что  предприятие реально получат  лишь часть стоимости реализованной  продукции. Отсюда следует роль и значение этого раздела анализа для жизнедеятельности любого предприятия.

 

 Техника анализа состоит  в следующем: падение покупательной  способности денег за период  характеризуется с помощью коэффициента  Кu, обратного величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексом Iy, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты составит.

 

 Существуют некоторые общие  правила реализации, позволяющие  управлять дебиторской задолженностью:

 

 - контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченными (просроченными) задолженностям;

 

- по ведомости ориентироваться  на большее число покупателей  с целью уменьшения риска неоплаты  одним или несколькими крупными  покупателями;

 

- следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности  (значительное превышение дебиторской  задолженности создает опасность  утраты финансовой устойчивости  предприятия);

 

- использовать предоставление  скидок при достаточной оплате.

 

 Для оценки оборачиваемости  дебиторской задолженности используется  следующая группа покупателей.

 

1. Оборачиваемость дебиторской  задолженности = Выручка от реализации

 

  Средняя дебиторская задолженность  где

 

 Средняя дебиторская задолженность  = ДЗ на начало года + ДЗ на  конец года

 

2. Период погашения дебиторской  задолженности = 360

 

  Оборачиваемость ДЗ

 

 Следует отметить, что чем  больше период просрочки задолженности,  тем выше риск ее непогашения.

 

3. Доля дебиторской задолженности  в текущих активах = ДЗ ×  100

 

  Текущие активы

 

II. Анализ источников формирования активов предприятия

 

2.1. Источники средств предприятия: основные понятия и категории

 

 При оценке состояния и  деятельности предприятия мало  проанализировать только текущее  имущественное положение фирмы.  Для того, чтобы повысить эффективность ее деятельности, увеличить прибыль и сократить издержки, необходимо также внимательно проанализировать источники пополнения активов предприятия и при необходимости скорректировать их структуру.

 

 Первым шагом может стать  анализ баланса предприятия, его  статей. В общем, можно сказать,  что актив баланса – это  имущество, которое можно изъять  у предприятия, а пассив –  это источники имущества. При  анализе пассива большое значение  имеет не столько размер и  динамика соответствующего раздела,  но и их соотношение между  собой и разделами актива баланса.

 

 Рассмотрим различные источники  формирования активов предприятия  более подробно. Одна из возможных  и наиболее общих группировок  представлена на Рисунке 1. В  основу этой группировки заложены  идеи, используемы в настоящее  время для разработки регламентированной  структуры пассива бухгалтерского  баланса.

 

 Анализ приведенной структуры  пассива баланса, характеризующего  источники средств, показывает, что  основными их видами являются: внутренние источники (средства  собственников или участников  в виде уставного капитала, нераспределенной  прибыли и фондов собственных  средств), заемные средства (ссуды  и займы банков и прочих  инвесторов), временно привлеченные  средства (кредиторы).

 

 Уставный капитал изначально  создается как основа стартового  капитала, необходимого для учреждения  коммерческой организации. При  этом владельцы или участники  коммерческой организации формируют  его исходя из собственных  финансовых возможностей и в  размере, достаточном, для выполнения той деятельности, ради которой она создается. Фонды собственных средств, представляющие собой отложенную к распределению прибыль, формируются либо вынужденно (например, резервный капитал), либо осознанно – владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более выгодное размещение капитала, чем изымание прибыли и направление ее на потребление или в другую сферу бизнеса. Временно привлеченные средства образуются на предприятии, как правило, в результате временного лага между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой.

 

 Основным элементом приведенной  схемы является собственный капитал.  Источниками собственных средств  являются:

 

 • уставный капитал (средства  от продажи акций и паевые  взносы участников);

 

 • резервы, накопленные предприятием;

 

 • прочие взносы юридических  и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные  взносы и др.).

 

 К основным источникам привлеченных  средств относятся:

 

 • ссуды банков;

 

 • заемные средства;

 

 • средства от эмиссии  облигаций и других ценных  бумаг;

 

 • кредиторская задолженность.

 

 Принципиальное различие между  источниками собственных и привлеченных  средств определяется юридической  подоплекой – в случае ликвидации  предприятия его владельцы имеют  право на ту часть имущества  предприятия, которая останется  после расчетов с третьими  лицами.

 

2.2. Показатели оценки состояния  пассивов предприятия

 

 Анализ источников средств предприятия имеет очень важное значение при оценке деятельности фирмы, так как дает представление о степени ее зависимости от кредиторов и инвесторов. При этом рассчитывают так называемые коэффициенты капитализации.

 

 В группе этих коэффициентов  выделяют, прежде всего, соотношение  собственных и заемных средств  и их доли в валюте баланса.  Однако эти показатели дают  лишь общую оценку финансовой  устойчивости. Охарактеризуем другие  наиболее известные из этой  совокупности показатели.

 

 Коэффициент концентрации собственного  капитала. Характеризует долю собственности  владельцев предприятия в общей  сумме средств, авансированных  в его деятельность:

 

 Кк.с.к. = Собственный капитал

 

  Всего источников средств

 

 Чем выше значение этого  коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятия. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченных средств – их сумма равна 1 (или 100%).

 

 Кк.п.с. = Привлеченные средства

 

  Всего источников средств

 

 Коэффициент финансовой зависимости.  Является обратным к коэффициенту  концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике  означает увеличение доли заемных  средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

 

 Коэффициент маневренности  собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала  используется для финансирования  текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

Информация о работе Анализ имущественного положения предприятия