Анализ деловой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа деловой активности ООО «Мастер» заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов своевременно выявлять и устранять причины нежелательных отклонений в деловой активности предприятия, определять резервы улучшения и укрепления деловой активности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


34

 

Введение

 

     Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Актуальность исследования проблемы деловой активности предприятия связана с тем, что наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.   Оборотные средства - это обязательный элемент процесса производства, основная часть затрат на производство и реализацию продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется денежные средства предприятия, чем эффективнее производятся расчеты, тем дешевле продукт. Поэтому важно правильно оценить сумму оборотных средств, которыми располагает предприятие, выявить их избыток, или, напротив, недостаток и определить возможности улучшения их использования.

     От того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные средства, превращаются в реальные деньги во многом определяется устойчивость финансового положения предприятия, его ликвидность и платежеспособность. Такое влияние объясняется тем, что со скоростью оборота средств связаны минимально необходимая величина авансированного (задействованного) капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование кредитом банка, дивиденды по акциям); потребность в дополнительных источниках финансирования (и плата за них); сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением; величина уплачиваемых налогов.

     Главное, что позволяет анализ деловой активности - это выявить возможности эффективнее их использовать и выработать мероприятия, которые могут способствовать снижению себестоимости производства и реализации продукции за счет экономии оборотных средств и ускорения их оборачиваемости.

     В практической части курсовой работы - проведен анализ деловой активности и эффективности ООО "Мастер", определены пути повышения деловой активности предприятия.

     Цель анализа деловой активности ООО «Мастер» заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов своевременно выявлять и устранять причины нежелательных отклонений в деловой активности предприятия, определять резервы улучшения и укрепления деловой активности предприятия.

     Цель анализа деловой активности определяет задачи анализа деловой активности. Основными задачами анализа деловой активности предприятия являются:

-                оценка имущественного положения предприятия;

-                оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;

-                оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

-                анализ показателей оборачиваемости;

-                оценка платежеспособности и ликвидности предприятия;

     Анализ деловой активности предприятия проводится с использованием следующих основных методов:

-              горизонтального – сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;

-              вертикального – определение структуры слагаемых показателя, влияния каждой позиции на результат в целом;

-              трендового – анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики;

-              анализа относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета, определение взаимосвязи показателей;

-              факторного анализа – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования.

     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Вопросы, теории и методики анализа и оценки деловой активности организации

1.1 Система показателей и критериев для оценки деловой активности организации

 

     Деловую активность предприятия измеряют с помощью системы ко­личественных и качественных критериев. 

     Качественные критерии - широта рынков сбыта товаров (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкуренто­способность, наличие надежных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др. Эти критерии целесообразно сравнивать с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса.

     Количественные критерии деловой активности характеризуют абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных по­казателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг (деловой оборот), прибыль, величину авансиро­ванного капитала (активов).

     Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд пе­риодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними:


                                            TП > TB > Ta >100%,                                              (1)

где     TП - темп роста прибыли, %; 
          TB - темп роста выручки (нетто) от продаж, %; 
          ТА - темп роста активов (имущества), %.

     Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы (имущество) использоваться более ра­ционально. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного соотношения показателей. Эти факторы часто вызваны внешним экономическим окружением и требуют значительных капитальных затрат, которые окупятся в отдаленной перспективе.[3, с.25]

     Относительные показатели деловой активностью характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия. Их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости активов и собственного капитала (Приложение 1). 

     Во-первых, от скорости оборота авансированных средств зависит объем выручки от реализации товаров. Во-вторых, с размерами выручки от реализации, а следовательно, и с оборачиваемостью активов связана относительная величина ком­мерческих и управленческих расходов: чем быстрее оборот, тем мень­ше на каждый оборот приходится этих расходов. 

В-третьих, ускорение оборота на определенной стадии индивиду­ального кругооборота фондов предприятия приводит к ускорению оборота и на других стадиях производственного цикла (на стадиях снабжения, производства, сбыта и расчетов за готовую продукцию).

     Производственный (операционный) цикл характеризуют перио­дом оборота запасов и дебиторской задолженности. Финансовый цикл выражает разницу между продолжительностью производствен­ного цикла (в днях) и средним сроком обращения (погашения) креди­торской задолженности. 

     По оценкам специалистов, занимающихся консультированием в об­ласти финансового менеджмента, из общей экономии, которую может получить предприятие при рациональном управлении финансами, 50% может дать управление материально-производственными запа­сами, 40% - управление запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и остальные 10% - управление собственным техно­логическим циклом. Поэтому необходимо сосредоточить основное внимание на управлении финансами, которое позволяют получить 90% экономии из существующих возможностей. 

     Следовательно, одним из важных факторов повышения эффектив­ности управления оборотными активами является сокращение фи­нансового цикла (периода оборота чистого оборотного капитала) при сохранении приемлемого соотношения между дебиторской и креди­торской задолженностью, что может служить одним из критериев ра­ционального управления финансами предприятия.

     Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, оценивается с помощью:

1) скорости оборота - количества оборотов, который совершает за анализируемый период основной и оборотный капитал;

2) периода оборота - среднего срока, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы.

Средняя величина активов для расчета коэффициентов деловой активности определяется по бухгалтерскому балансу по формуле средней арифметической:

 

                                          A̅̅ = (Онп + Окп) / 2,                                                (2)

где А̅̅ - средняя величина активов за расчетный период;

      ОНП - остаток активов на начало расчетного периода;

      ОКП - остаток активов на конец расчетного периода.

Продолжительность одного оборота в днях (По) рассчитывается по формуле:

По = (Длительность расчетного периода, дни) / (Коэффициент            оборачиваемости активов, в оборотах),                                                          (3)

     Следовательно, для анализа деловой активности предприятия используются две группы показателей:

1) общие показатели оборачиваемости активов;

2) показатели управления активами.

 

1.2 Факторные модели для оценки деловой активности организации

 

      Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.

     Являясь важнейшей характеристикой функционирования организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.[6, с.14]

Финансовый анализ представляет собой метод оценки финансового состояния и эффективности работы хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.

Финансовый анализ преследует несколько целей:

- оценку финансового положения;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Как известно, существуют следующие основные виды финансового анализа:

-горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

     Каждый вид финансового анализа основан на применении какой-либо модели, дающей возможность оценить и проанализировать динамику основных показателей деятельности предприятия. Выделяют три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

     Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

     В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

     Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

     Система аналитических коэффициентов - основной элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Существуют десятки таких показателей, подразделяемых на несколько групп по основным направлениям финансового анализа:

- показатели ликвидности;

- показатели финансовой устойчивости;

- показатели деловой активности;

- показатели рентабельности.

     Предикативные модели  - это модели предсказательного характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Информация о работе Анализ деловой активности