Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы провести анализ ассортимента и структуры продукции предприятия.
Поставлены задачи:
сделать анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта.
В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория анализа хозяйственной деятельности 4
1.1 Роль анализа в управлении производством и повышении его эффективности 4
1.2 Понятие, типы и задачи факторного анализа 7
1.3 Применение выборочного метода в статистике 10
Глава 2. Анализ объема производства и реализации продукции 16
2.1 Основные задачи и источники информации 16
2.2 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 17
2.3 Анализ ассортимента продукции 20
2.4 Анализ структуры продукции 21
2.5 Анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 157.60 Кб (Скачать файл)

Анализ общих итоговых показателей  за один год, за несколько лет и  за ряд месяцев в течение года позволяет сделать общее заключение и выводы. Однако такая оценка может  оказаться преждевременной.

Весь последующий анализ должен либо подтвердить правильность сделанных  вначале выводов, либо внести в них  уточнения и изменения. При этом всегда нужно помнить о том, что  в общих итоговых данных алгебраически  суммируются (взаимно погашаются) положительные  и отрицательные результаты работы. Если успехов в работе больше, чем  неудач, то общий результат будет  положительным, и наоборот. Поэтому  прежде чем окончательно оценить  работу организации, следует проанализировать выполнение заданных объемов.

Выполнение, перевыполнение и невыполнение договорных обязательств (плана) зависят  в большей степени не от организации, а от обслуживаемой клиентуры.

Итоговый результат выполнения договорных обязательств перед отдельными клиентами компенсирует отклонения.

В тех случаях, когда в целом  план объема выполнен, или перевыполнение, общий объем расчленяется на три  группы: в пределах задания, сверх  задания и объем, не предусмотренный  планом. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения.

Общий процент выполнения задания (бизнес-план, базисные показатели) представляет собой сумму процентов выполнения бизнес-плана (ПВ,), объемов сверх  задания (ПВ2):

ПВобщ = ПВ,+ ПВ2+ПВ3

Проводимые расчеты позволяют  выявить структурные сдвиги —  изменения соотношений отдельных  составных частей в общем объеме данной совокупности. Наличие сдвигов  в ней устанавливают посредством  сопоставления фактической структуры  с плановой. Сдвиги возникают в связи с различной степенью выполнения плана по отдельным видам грузов, поэтому сдвиги возможны и при соблюдении плановой номенклатуры.

При отклонении отчетной номенклатуры и структуры объема от плановых необходимо при последующем анализе учитывать  влияние этого фактора на значения ряда эксплуатационных показателей.

2.3 Анализ ассортимента продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения  конъюнктуры рынка является одним  из важнейших индикаторов деловой  активности предприятия и его  конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой наиболее эффективное использование  трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

•    определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

•    оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

•    изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для оценки выполнения плана по ассортименту чаще всего используют способ среднего процента и способ наименьшего процента (недовыпущенной продукции). Для расчета выполнения плана по ассортименту с помощью среднего процента используют формулу:

Касс = ОПасс : ОПпл ∙ 100

где Касс - процент выполнения плана  по ассортименту, %; ОПасс —сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. руб.; ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс.руб.

При большом ассортименте продукции  использовать способ среднего нецелесообразно, так как он требует большого количества расчетов. Поэтому используется способ наименьшего процента. С его помощью  определяется процент недовыполнения плана по ассортименту по формуле:

Кневып. асс= ОП : ОП пл ∙ 100

где Кневып асс — процент не выполнения плана по ассортименту, %; ОПасс — сумма недоданной продукции по всем видам изделий, тыс. руб.; ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс. руб.

Сумма недовыпущенной продукции определяется как разница, между фактически выпущенной продукцией и запланированной.

Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывают по формуле:

Касс= 100 ─ К невып.асс

В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.

2.4      Анализ структуры продукции

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводят к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции  возрастает, а других — уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры  продукции:

ВПусл1 -1 (УВПобщ1 ∙ Уд,, ∙ Ц!0);

ВПусл2= I (УВП ∙Удю ∙ Цю);

АВПстр = ВПусл1 - ВПусл2 ,

где ВП — стоимость валового выпуска  продукции;

УВПобщ общий объем выпуска продукции в натуральном

или условно-натуральном выражении; YUj — удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;

Uj цена i-гo вида продукции.

ВПусл2 = I (УВПобщ1 ∙ Удю ∙ Цю)

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной  продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические  показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность  ассортиментной и структурной политики предприятия.

2.5 Анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта

Важнейшим элементом маркетингового анализа является анализ спроса. Следует  отметить, что проведение такого рода исследования имеет смысл лишь в  условиях рыночной экономики, когда  каждая организация старается, чтобы  увеличить прибыль. В Российской Федерации в последние годы наблюдалось  значительное снижение объема работ  из-за сокращения производственных мощностей  и объемов выпускаемой продукции.

Производство какого-либо товара подразумевает  его последующее перемещение  — перевозку на место потребления. Кстати, доля стоимости доставки (перевозки со всеми сопутствующими операциями) в общей стоимости товара должна быть минимальной.

Спрос как экономическая категория  выражается количественно объемом  товаров, в которых нуждаются  клиенты. Спрос как предмет анализа  хозяйственной деятельности не является объектом только лишь количественного  измерения, а содержит и качественную составляющую. Сложность понятий  «спрос» и «предложение» на производстве объясняется экономическим содержанием  результата деятельности предприятия. Нельзя применять полностью законы товарного обращения для организаций, так как они производят лишь то, что не выпущено или не произведено  в других отраслях экономики.

На производстве действует важнейший  принцип, объединяющий все виды работ  в единую систему: все, что предлагается к потреблению, должны произвести.

Иногда маркетинг определяют как  управление спросом, т.е.: комплекс мер  по оценке, формированию, корректировке  и регулированию спроса. Согласно теории маркетинга спрос на товар  или услугу обусловлен платежеспособной потребностью. Объем рыночного спроса на товары и услуги зависит от предложения  продукции, предназначенной для  продажи.

Спрос можно оценить уровнем  его чувствительности к изменению  цены (тарифа) или дохода клиентуры. Коэффициент эластичности рассчитывается как отношение процентного изменения  спроса к процентному изменению  тарифа на производство или доходу клиентов ДК:

Эт=ДОт% : ДК %, Эдс

где Эт и ЭдК — коэффициенты эластичности по тарифу (цене) и доходу клиентов.

Отметим, что спрос на товары изменяется в зависимости | от тарифов и доходов  клиентов. В первом случае он уменьшается  с увеличением тарифа, а во втором — повышается с ростом доходов  клиентов.

В практических исследованиях чаще применяют тарифную (ценовую) эластичность. В зависимости от тарифной эластичности спрос на товары может быть:

-совершенно неэластичным —  изменение тарифа никоим 
образом не влияет на изменение спроса (Эх = 0);

-неэластичным темпы снижения спроса меньше темпов 
роста тарифа, и наоборот (0 < Эт < 1);

-единичной эластичности темпы  изменения тарифа и 
спроса равны (Эт = 1);

-эластичный спрос — темпы  изменения спроса выше темпов  изменения тарифа (Эт > 1);

-абсолютно эластичный спрос  — изменение спроса не связано  с размером тарифа.

Любая линейная функция, занимающая промежуточное  положение между совершенно эластичным и совершенно неэластичным спросом, характеризуется конечной эластичностью, значение которой больше нуля. В  силу того, что спрос может меняться в большую или в меньшую  сторону, как и тариф, в отдельных  случаях коэффициент эластичности мог бы принимать отрицательное  значение. Во избежание этого он оценивается по абсолютной величине (по модулю). Реакция клиентуры на изменение тарифов может быть разной, но коэффициент эластичности находится в пределах 0 < Эт < «>.

Спрос тесно связан с предложением, поэтому при анализе рынка  сравнивают эти категории. Предложение  на рынке товаров и услуг в  настоящее время используется примерно на 40%. Об этом свидетельствует коэффициент  выпуска товаров, который на отдельных  производствах высок. Предложения, исходящие от продавца, осуществляющих более высококачественное обслуживание клиентуры, реализуются чаще. Поэтому следует оценивать не только объем реализованных товаров и услуг, но и их качество.

При анализе спроса и предложения  на товары следует учитывать конкретное проявление закона спроса: при прочих равных условиях снижение цены на товары приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены вызывает снижение спроса на услуги и товары.

 

 

Заключение

В конце работы можно повести  некоторые итоги. Структура и  ассортимент продукции формируются  под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят  спрос на продукцию, уровень ее конкурентоспособности, платежные возможности покупателей. К внутренним факторам — качество использования основных средств, трудовых, материальных, финансовых и других видов ресурсов организации; жизненный  цикл изделия.

В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.

Чем больше структурных изменений  на предприятии, тем выше коэффициент  структурной активности. Это говорит  о том, что администрация предприятия  активно реагирует на изменение  конъюнктуры рынка и своевременно обновляет ассортимент продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска продукции, материалоемкость, себестоимость, прибыль и рентабельность

Все это необходимо в целях удовлетворения спроса потребителей выпускаемой продукцией.

Спрос как экономическая категория  выражается количественно объемом  товаров, в которых нуждаются  клиенты. Спрос как предмет анализа  хозяйственной деятельности не является объектом только лишь количественного  измерения, а содержит и качественную составляющую.

 

 

Список  использованной литературы

1.       АртеменкоВ.Г., БеллендирМ.В. Финансовый анализ. — М., 2012.

2.       Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2011.

3.       Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. — М.: Финансы и статистика, 2011

4.       Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2010

5.       Богдановская Л.А., Виноградов Г.Г. , Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общ. ред. В.И.Стражева. — М.: Высшая школа, 2010.

6.       Герикова И.Н. Финансовый менеджмент. — М.: «Консалт-бан-кир», 2011.

7.       Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности. — М., 2012.

8.       Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. М.: Финансы и статистика, 2010.

9.       Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М., 2011

10.    Ильенкова Н.Д. Спрос, анализ и управление. — М.: Финансы и статистика, 2012.

11.    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: «Центр экономики и маркетинга», 2010

12.    Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2011.

13.    Кретина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 2012.

14.    Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. — Ростов н/Д,2010

15.    Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности. — Ростов н/Д: Феникс, 2011 год.

16.    Меляков Д.С. Финансы отраслей народного хозяйства. — М.: «ФИС», 2011.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции