Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы провести анализ ассортимента и структуры продукции предприятия.
Поставлены задачи:
сделать анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта.
В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория анализа хозяйственной деятельности 4
1.1 Роль анализа в управлении производством и повышении его эффективности 4
1.2 Понятие, типы и задачи факторного анализа 7
1.3 Применение выборочного метода в статистике 10
Глава 2. Анализ объема производства и реализации продукции 16
2.1 Основные задачи и источники информации 16
2.2 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 17
2.3 Анализ ассортимента продукции 20
2.4 Анализ структуры продукции 21
2.5 Анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 157.60 Кб (Скачать файл)

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический  и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

И наконец, последний этап факторного анализа - практическое использование  факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении производственной ситуации

1.3      Применение выборочного метода в статистике

Статистическое исследование может  осуществляться по данным не сплошного  наблюдения, основная цель которого состоит  в получении характеристик изучаемой  совокупности по обследованной ее части. Одним из наиболее распространенных в статистике методов, применяющих  несплошное наблюдение, является выборочный метод.

Под выборочным понимается метод статистического  исследования, при котором обобщающие показатели изучаемой совокупности устанавливаются по некоторой ее части на основе положений случайного отбора. При выборочном методе обследованию подвергается сравнительно небольшая часть всей изучаемой совокупности (обычно до 5 — 10%, реже до 15 — 25%). При этом подлежащая изучению статистическая совокупность, из которой производится отбор части единиц, называется генеральной совокупностью. Отобранная из генеральной совокупности некоторая часть единиц, подвергающаяся обследованию, называется выборочной совокупностью или просто выборкой.

Значение выборочного метода состоит  в том, что при минимальной  численности обследуемых единиц проведение исследования осуществляется в более короткие сроки и с  минимальными затратами труда и  средств. Это повышает оперативность  статистической информации, уменьшает  ошибки регистрации.

В проведении ряда исследований выборочный метод является единственно возможным, например, при контроле качества продукции (товара), если проверка сопровождается уничтожением или разложением на составные части обследуемых образцов (определение сахаристости фруктов, клейковины печеного хлеба, установление носкости обуви, прочности тканей на разрыв и т.д.).

Проведение исследования социально  — экономических явлений выборочным методом складывается из ряда последовательных этапов:

1) обоснование (в соответствии  с задачами исследования) целесообразности  применения выборочного метода;

2) составление программы проведения  статистического исследования выборочным  методом;

3) решение организационных вопросов  сбора и обработки исходной  информации;

4) установление доли выборки,  т.е. части подлежащих обследованию  единиц генеральной совокупности;

5) обоснование способов формирования  выборочной совокупности;

6) осуществление отбора единиц  из генеральной совокупности  для их обследования;

7) фиксация в отобранных единицах (пробах) изучаемых признаков;

8) статистическая обработка полученной  в выборке информации с определением  обобщающих характеристик изучаемых  признаков;

9) определение количественной оценки  ошибки выборки;

10) распространение обобщающих  выборочных характеристик на генеральную совокупность.

В генеральной совокупности доля единиц, обладающих изучаемым признаком, называется генеральной долей (обозначается р), а средняя величина изучаемого варьирующего признака — генеральной средней (обозначается  ).

В выборочной совокупности долю изучаемого признака называют выборочной долей, или  частостью (обозначается  ), а среднюю величину в выборке — выборочной средней (обозначается  ).

Прежде всего устанавливаются характеристики выборочной совокупности. Выборочная доля, или частость,   определяется из отношения единиц, обладающих изучаемым признаком m, к общей численности единиц выборочной совокупности n:

Для определения соответствующих показателей для всей партии товара надо установить возможные при этом значения ошибки выборки.

Ошибка выборки это объективно возникающее расхождение между  характеристиками выборки и генеральной  совокупности. Она зависит от ряда факторов: степени вариации изучаемого признака, численности выборки, методом  отбора единиц в выборочную совокупность, принятого уровня достоверности  результата исследования.

Определение ошибки выборочной средней.

При случайном повторном отборе средняя ошибка выборочной средней  рассчитывается по формуле:

,

где   — средняя ошибка выборочной средней;

— дисперсия выборочной совокупности;

n — численность выборки.

При бесповторном отборе она рассчитывается по формуле:

,

где N — численность генеральной  совокупности.

Определение ошибки выборочной доли.

При повторном отборе средняя ошибка выборочной доли рассчитывается по формуле:

 

где  — выборочная доля единиц, обладающих изучаемым признаком;

 — число единиц, обладающих изучаемым  признаком;

 — численность выборки.

При бесповторном способе отбора средняя  ошибка выборочной доли определяется по формулам:

Предельная ошибка выборки   связана со средней ошибкой выборки   отношением:

.

При этом t как коэффициент кратности  средней ошибки выборки зависит  от значения вероятности Р, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки.

Предельная ошибка выборки при  бесповторном отборе определяется по следующим формулам:

Предельная  ошибка выборки при повторном  отборе определяется по формуле:

Задание 1. В результате выборочного  обследования покупателей супермаркета (собственно- случайная повторная выборка) получено следующее распределение по размеру сделанных покупок:

 

 

 

Таблица 1

Распределение по размеру  сделанных покупок

Стоимость покупки, руб.

до 100

100-200

200-300

300 и более

Число покупателей

18

55

87

41


С вероятностью 0.997 определите:

Граница среднего размера покупки;

Таблица 2

Определение границ среднего размера

Стоимость покупки

Число покупателей fί

Середина интервала χί

χ ί f ί

χ ί- χ˜

( χί-χ)²

( χί-χ)² fί

до 100

18

50

900

-175,12

30667,01

552006,2592

100 - 200

55

150

8250

-75,12

5643,014

310365,792

200 - 300

87

250

21750

24,88

619,0144

53854,2528

300 и более

41

350

14350

124,88

15595,01

639395,5904

Итого

201

 

45250

   

1555621,894


 

χ

χ˜ = 225,12438=225,12

 =7739.408

Вывод: С вероятностью 0.997 можно  утверждать что граница среднего размера покупки будет находиться в пределах от 207 до 244

 

 

Глава 2. Анализ объема производства и реализации продукции

2.1 Основные задачи и источники  информации

Основной задачей предприятий  является наиболее полное обеспечение  спроса населения высококачественной продукцией. Анализ работы предприятий  начинается с изучения показателей  выпуска продукции к которым относятся:

1)         Производство и реализация продукции в целом и по ассортименту;

2)         Качество и конкурентоспособность продукции;

3)         Структура производства и реализации продукции;

4)         Ритмичность производства и реализации продукции

Основные задачи анализа производства и реализации продукции является:

1)         Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2)         Определение факторов, влияющих на отклонение показателей от плана;

3)         Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска продукции, улучшения е качества и ассортимента;

4)         Разработка мероприятий по освоению выявленных в ходе анализа резервов.

Источниками информации являются плановые показатели соответствующих форм бухгалтерской  отчётности.

При анализе результатов за год  используется отчёт промышленного  производства предприятия о выполнении плана по продукции и отчёт  о реализации продукции.

При анализе результатов за месяц  и квартал используется отчёт  производственного объединения  предприятии о выполнении плана  по продукции, а также отчёт предприятия  о выполнении плана по себестоимости  продукции.

Кроме того, используются следующие  бухгалтерские документы:

1)         Записи по счетам реализации готовой продукции;

2)         Ведомости сдачи на склад и отгрузке готовой продукции

3)         Отчёт о прибылях и убытках

4)         Сведения о поставках на склады предприятия

5)         Цеховая отчётность о выпуске продукции и сдаче её на склад.

2.2 Анализ динамики выполнения плана  производства и реализации продукции

Для того чтобы сделать правильный вывод о производственной деятельности организации, недостаточно установить степень выполнения плана за анализируемый  период. Нужно сопоставить объемы за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует  установить причины, обусловившие ту или  иную динамику объема или оборота. Закономерным является непрерывное увеличение работы. Однако снижение темпов роста показателей  не всегда свидетельствует об ухудшении  работы организации. Уменьшение ежегодного прироста объема может явиться следствием изменения числа товара, структуры, и некоторых других причин. Это  обстоятельство должно быть учтено при  анализе темпов изменения объема.

Полезные данные, объясняющие динамику рассматриваемого явления, могут быть получены при сравнении фактических  темпов роста с базисными. Одно дело, если фактическая динамика соответствует намеченной, другое — если она сложилась в результате отступления от заданных темпов. Иногда некоторое снижение темпов предусматривается в самой стратегии. Чтобы установить, насколько это было обосновано, рекомендуется проанализировать в динамике показатели использования по времени и производительности, поскольку именно они оказывают решающее влияние на темпы роста объема.

Пользуясь данными по годам, кварталам  и месяцам, можно исчислять абсолютный прирост, темп роста, абсолютное значение, эластичность. Указанные показатели характеризуют анализируемый период в сравнении с прошлым периодом. Для определения динамики объема принимают за основу (базу) какой-либо год, первый месяц года или первый квартал.

При анализе представляет интерес  исчисление среднего темпа роста, особенно при сопоставлении результатов  работы различных производственных подразделений или организаций. Средний темп роста исчисляется  как средняя геометрическая из годовых темпов роста.

Показателями темпа роста удобно пользоваться для характеристики выполнения бизнес-плана. Оно оценивается по базовым показателям за истекшие годы и последний год периода  планирования, а также по отчетам  за истекшие годы. По многим данным исчисляются  темпы роста по отношению к  предыдущему периоду и началу периода (цепные и базисные индексы).

В годовых текущих планах корректируется объем исходя из достигнутых темпов развития и изменений в составе. Поэтому темпы роста объема целесообразно  рассматривать по отчетным данным в  сопоставлении с показателями перспективного и годовых планов. Темпы роста  за каждый отчетный год сравнивают с предыдущим годом (цепные индексы) и базисным периодом или, с началом  отсчета (базисные индексы).

На основании этих данных составляют аналитическую таблицу, по которой  рассматривают выполнение плана  за отчетный месяц и с начала квартала, динамику выполнения плана с начала года, рост объема по сравнению с  соответствующим периодом прошлого года и перспективы выполнения годового плана. По данным исчисляют объем  в отчетном квартале до отчетного  месяца, за период до отчетного квартала и объем до конца года, необходимый  для выполнения годового плана. По всем абсолютным показателям таблицы  определяют процент выполнения плана  за каждый соответствующий период и  процентное отношение объема m соответствующий  период к годовому объему. Порядок  исчисления дополнительных показателей  указан в строке соответствующего показателя, где в скобках обозначены номера показателей, над которыми произведена  операция вычитания.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции