Аназиз доходности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Результативное использование всех видов ресурсов производства, снижение затрат и рост доходности являются основными стратегическими задачами деятельности любого сельскохозяйственного предприятия. Бухгалтерский учет, который сплошь, непрерывно, взаимосвязанно отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации.

Содержание

1.Доходы предприятия в условиях рынка…….…………………………………3
1.1 Понятие прибыли, ее формирование ..………….…………………………4
1.2 Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия …..9
1.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли и рентабельности предприяти……………………………………………………………………….12
1.4 Задачи анализа доходности и источники информации, необходимые для его проведения……………………………………………………………....13
2 Анализ прибыли……………………………………………………………….13
2.1.Оценка состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»…………………………..14
2.1.1 Метод построения вертикального и горизонтального баланса………17
2.1.2 Метод коэффициентного анализа бухгалтерской отчетности……….21
2.1.3 Анализ финансового состояния..……………………………………….21
2.1.4 Анализ возможности банкротства……………………………………...22
2.1.5 Анализ финансовой устойчивости……………………………………...22
2.1.6 Анализ деловой активности………………………………………….…22
2.1.7 Анализ рентабельности………………………………………………….22
2.1.8 Методика факторного анализа чистой прибыли………………………22
2.2 Анализ факторов, повлиявших на формирование чистой прибыли……23
3 Анализ рентабельности………………………………………………………..24
3.1 Сравнительный анализ показателей рентабельности за отчетный период…………………………………………………………………………….24
3.2. Методика моделирования и факторного анализа показателей рентабельности………………………………………………………………..…26
4 Заключение…………………………………………………………………….28
5 Список приложений...…………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ доходности предприятия в условиях рыночной экономики.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Рск=

.

Где ЧП – чистая прибыль, руб.;

ОР – объем реализации, руб.;

А – всего активов предприятия, руб.;

СК – собственный капитал предприятия, руб.

Таким образом, факторная модель рентабельности собственного капитала будет иметь следующий вид:

Рск=П∙О∙Кк.

Это трехфакторная мультипликативная модель, в которой на результативный показатель (рентабельность собственного капитала) оказывают влияние следующие факторы: прибыльность продаж (П=ЧП/ОР), оборачиваемость всех активов (О=ОР/А) и коэффициент капитализации (Кк=А/СК).

Оценивается влияние этих факторов на величину рентабельности собственного капитала с помощью таких методов факторного анализа, как цепные подстановки, метод абсолютных и относительных разниц и т.д.

Рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы, рассчитывается по формуле:

Рпр=П6/(ОФ+МР+ОТ),

Где Рпр – рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы;

П6 – балансовая прибыль предприятия, руб.;

ОФ – среднегодовая стоимость произведенных основных фондов, руб.;

МР – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, руб.;

ОТ – расходы на оплату труда, включаемые в затраты на производство продукции, руб.

В процессе анализа рассчитываются показатели текущего года и прошлых лет,  изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню, проводится сравнение с аналогичными показателями других предприятий.

«Финансовый рычаг» представляет собой соотношение заемного и собственного капитала:

ФР=ЗК/СК.

Для изучения эффективности привлечения заемных средств используется «эффект рычага».  Предприятие, привлекающее заемные средства, либо повышает, либо понижает рентабельность собственного капитала по сравнению с рентабельностью всего капитала. Это зависит от величины средней стоимости заемного капитала (процентной ставки) и соотношения заемного и собственного капитала (финансового рычага). Разница между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью всего капитала составляет «эффект рычага».

 

Формирование показателя рентабельности продаж

Рисунок 2

┌──────────┐

│ Продажная├┐

│   цена   ││   ┌────────────┐

└──────────┘├──>│Объем продаж├┐

┌──────────┐│   │  (выручка) ││  ┌────────────┐

│Количество││   └────────────┘├─>│Маржинальная├┐  ┌────────────┐

│ проданных││                 │  │   прибыль  ││  │Операционная├┐

│  изделий ├┘                 │  └────────────┘├─>│   прибыль  ││  ┌──────────────┐

└──────────┘                  │  ┌────────────┐│  └────────────┘├─>│Рентабельность│

┌──────────┐                  │  │ Постоянные ││  ┌────────────┐│  │    продаж    │

│Переменные├┐                 │  │   затраты  ├┘  │Объем продаж││  └──────────────┘

│  затраты ││                 │  └────────────┘   │  (выручка) ├┘

│  на одно ││                 │                   └────────────┘

│  изделие ││   ┌────────────┐│

└──────────┘│   │ Переменные ││

┌──────────┐├──>│   затраты  ├┘

│Количество││   └────────────┘

│проданных ││

│  изделий ├┘

└──────────┘

 

1.3  Факторы, влияющие  на изменение прибыли и рентабельности предприятия

 

На изменение прибыли от реализации товаров влияют следующие факторы:

    • Цена реализации продукции;
    • Себестоимость производства и реализации продукции;
    • Объем реализации товаров;
    • Структура реализации;

Структура реализации может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации товаров. Прибыль может увеличиться, если в структуре реализации большую долю занимают товары с высокой рентабельностью, и, наоборот, рост удельного веса низкорентабельной продукции в структуре реализации приведет к уменьшению общей прибыли.

Объем реализации товаров также может воздействовать двояко: увеличение объема реализации рентабельной продукции приведет к росту прибыли, увеличение объема реализации убыточных товаров приведет к уменьшению суммы прибыли.

Снижение себестоимости продукции при прочих равных условиях приводит к росту прибыли, и наоборот.

Рост цены реализации продукции при прочих равных факторах приводит к быстрому увеличению прибыли, снижение цен уменьшает прибыль.

Анализ прибыли проводится как в целом по предприятию, так и по отдельным видам товаров.

 

1.4 Задачи анализа доходности  и источники информации, необходимые  для его проведения

 

Исходными данными для проведения оценки финансово-экономического состояния фирмы являются бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Однако эти отчеты составляются и представляются по методу начисления (по отгрузке) и поэтому показывают потенциальные возможности фирмы, а не реальное ее состояние (по оплате). В настоящее время все большее предпочтение отдается анализу фактической платежеспособности организации как инструменту оценки финансовой устойчивости фирмы.

Можно рассмотреть модель перехода от показателей баланса по отгрузке к их значениям по оплате, исходя из информации только официально публикуемой отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При этом для оценки финансового состояния фирмы по оплате используются как новые, так и уже известные критерии оценки.

К новым критериям можно отнести:

- коэффициент покрытия оплаты  покупателями над отгрузкой товара, или коэффициент реализации по  оплате;

- коэффициент покрытия оплаты  за купленный товар, или коэффициент  платежеспособности перед поставщиками;

- коэффициент использования денежных средств.

 

2 Анализ прибыли

 

Результаты финансового анализа отчетности предприятия - это далеко не только документация для налоговой инспекции, отделов статистики или внебюджетных фондов. Полученные выводы будут полезны прежде всего руководству самого предприятия: оценка финансового благополучия предприятия и, следовательно, привлекательности для инвесторов, характеристика состояния, состава и размещения имущества, а также перспектив развития. Внимательно проанализировав итоги 2009 года, необходимо выработать комплекс мер, которые сведут до минимума негативные явления и выявят резервы экономического роста. Результаты анализа финансового состояния организации должны быть отражены в Пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

Основным источником информации о деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность. Наибольшую информацию для анализа содержит Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), хотя данные всех приложений к балансу также могут быть использованы для проведения анализа финансового состояния и результатов деятельности за отчетный год.

Работая с балансом, следует выявить те статьи, которые подверглись наибольшим изменениям в течение отчетного года (и, следовательно, оказали наибольшее влияние на финансовое состояние предприятия). Рассмотрим наиболее распространенные методы анализа финансового состояния предприятия.

 

2.1 Оценка состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным формы №2 «Отчета о прибылях и убытках»

Анализ прибыли включает исследование:

  1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ),
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ),
  3. Изучение динамики изменения показателей прибыли за ряд отчетных периодов (трендовый анализ). 

Прием сравнения

Первоначальный анализ основывается на приеме сравнения показателей (то есть их сопоставления с показателями предшествующего периода с целью выявления разницы). Сравнение проводится по всем статьям, для удобства расчетов абсолютный рост (снижение) показателей дополняется относительными (процентными) данными.

Методика проведения приема сравнения абсолютных показателей очень проста и обычно сводится к представлению данных в аналитической таблице (табл. 1). Сравним показатели актива баланса (названия статей упрощены) (табл. 1).

* Для расчета данных в графе 6 общее изменение принято за 100%.

Показатели актива баланса

 

                                 Таблица. 1

           

Наименование статей актива баланса

Код строки

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Абсолютное изменение (гр.4-гр.3)

Относительное изменение в % к итогу (гр.5/итог гр.5х100%)

1

2

3

4

5

6

Нематериальные активы

110

16

15

-1

-0,030

Основные средства

120

1611

2950

1339

40,72

Незавершенное строительство и т.д.

130

150

 

-150

-4,56

ИТОГО по внеоборотным активам

190

3795

6921

3126

95,07

Запасы

210

10496

11697

1201

36,53

НДС

220

29

0

-29

-0,88

Дебиторская задолженность (долгосрочная) и т.д.

240

5841

1501

-4340

-132,00

ИТОГО по оборотным активам

290

17322

17486

164

4,99

БАЛАНС (Валюта баланса)

300

21118

24406

3288

100


 

При первоначальном анализе выявлено, что валюта актива баланса (сумма средств, принадлежащих предприятию) за отчетный период увеличилась на 3288 единиц. Приняв это увеличение за 100 процентов, мы видим, что наибольшее влияние на финансовое состояние предприятия оказали рост основных средств (+40,72%) и рост запасов (+36,53%). Эти статьи должны быть проанализированы более подробно.

Изменения балансовых статей могут быть вызваны явлениями, характеризуемыми одними предприятиями как позитивная тенденция, другими - как негативная. Поэтому и подход к анализу полученных результатов должен учитывать конкретные условия хозяйствования предприятия.

Например, рост основных средств может свидетельствовать о наличии на балансе дополнительных основных фондов, отвлекающих материальные ресурсы предприятия на его содержание (в частности, на налог на имущество), либо о строительстве новых производственных мощностей, расширении производства.

Повышение рентабельности основного капитала при снижении показателя рентабельности активов организации свидетельствует о необоснованном увеличении оборотных средств в результате скопления остатков материально-производственных запасов, готовой продукции и т.д. В этом случае путем проведения дополнительного анализа организация выявляет причины такого положения. Самыми значимыми элементами собственного капитала являются инвестированный и накопленный капитал. По соотношению и динамике этих двух видов капитала оценивают деловую активность и эффективность деятельности организации. Тенденция к увеличению удельного веса накопленного капитала свидетельствует о способности организации наращивать средства, вложенные в активы, и характеризует реальный рост финансовой устойчивости предприятия.

Увеличение удельного веса производственных запасов свидетельствует:

- о наращивании производственного  потенциала организации;

- о стремлении за счет вложений  в производственные запасы защитить  денежные активы организации  от обесценивания под воздействием  инфляции;

- о нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой.

Если запасы, возросли - организация "заморозила" деньги, свидетельствует о сокращении денежных средств. Сокращение запасов указывает на увеличение денежного потока.

Или можно рассмотреть влияние и изменение других показателей.Рост дебиторской задолженности также может свидетельствовать о двояких явлениях. С одной стороны, это негативное явление, свидетельствующее о задержке дебиторами своих платежей. С другой - вполне возможно, что по условиям заключенных договоров предприятие ожидает оплату именно через 12 и более месяцев после выполнения заказа. Рост дебиторской задолженности свидетельствует о предстоящих поступлениях (снижение этого показателя может быть следствием отсутствия заказов и трудностей со сбытом) и расценивается в конкретных условиях хозяйствования как положительное явление. Если анализируемое предприятие имеет платежеспособного дебитора, то такая задолженность является и гарантией финансового благополучия на перспективу.

Информация о работе Аназиз доходности организации