3 лица в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.

Содержание

Введение
1. Компетенция арбитражного суда
1.1 Подведомственность дел арбитражному суду
1.2 Подсудность дел арбитражному суду
2. Практика осуществления деятельности арбитражных судов на территории РФ на примере хозяйственно – предпринимательских споров
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

арбитр.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Компетенция арбитражного  суда

1.1 Подведомственность дел  арбитражному суду

1.2 Подсудность дел арбитражному  суду

2. Практика осуществления  деятельности арбитражных судов  на территории РФ на примере  хозяйственно – предпринимательских  споров

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической  деятельности, регулируемой нормами  арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями  российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи  существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Арбитражные суды – это  органы судебной власти в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и  административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК  РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный  конституционный закон от 31 декабря  1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам и входят в судебную систему РФ. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Законодатель определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя  ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном  суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные  организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с  иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с  их участием носит экономический  характер и возник в связи с  осуществлением ими предпринимательской  деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен  для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях  и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, по их специальному поручению  от их имени могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане (статья 125 ГК РФ), должностные  лица.

Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно  развиваются из существовавшей в  Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.

Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1 АПК  РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических  споров и иных дел, отнесенных к его  компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами».

В этом и заключается актуальность темыисследования настоящей работы, с развитием экономики, в связи  с постепенным внедрением в экономику  частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость  в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области.Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной  самостоятельности предприятий, невозможности  вмешательства органов государства  в их деятельность, а также содействовать  развитию предпринимательства и  охране интересов предпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.

Рассмотрение вопросов связанных  с данной тематикой носит как  теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом  исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования института подведомственности в арбитражном процессе.

Предмет исследования - нормы права, правоприменительная практика, а также публикации, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам.

Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.

Структура и содержание данной работы определяется целями, задачами и логикой исследования.

 

 

 

1.1 Подведомственность дел  арбитражному суду

 

Институты подведомственности и подсудности дел арбитражному суду рассмотрены в главе 4 АПК  РФ.

Подведомственность дел  в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции  между Конституционным судом  Российской Федерации, судами общей  юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать  и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению  законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать  в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический  характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения  подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших  правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских  и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК  РФ арбитражные суды разрешают экономические  споры и рассматривают иные дела с участием:

- организаций, являющихся  юридическими лицами;

- граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный  в установленном законом порядке  (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения  с иском в арбитражный суд  индивидуальный предприниматель  утратит статус индивидуального  предпринимателя, то такой спор  не будет подведомственен арбитражному  суду;

- в случаях предусмотренных  АПК РФ и иными федеральными  законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, образований,  не имеющих статуса юридического  лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный  суд рассматривает:

- экономические споры  и иные дела, возникшие из гражданских  правоотношений.

- экономические споры  и другие дела, возникшие из  административных и иных публичных  правоотношений (налоговые иные  финансовые, таможенные споры и  т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК  РФ арбитражные суды рассматривают  в порядке административного  судопроизводства дела:

1) об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда.

2) об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов  и должностных лиц, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности1.

3) об административных  правонарушениях, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено  к компетенции арбитражного суда.

В общей теории права под  нормативным актом понимается официальный  документ, созданный компетентными  органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)2.

Если исходить из данного  определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой  акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении  конкретного юридического или физического  лица.

Под указанную категорию  споров подпадают иски о признании  недействительными решений и  постановлений налоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

В соответствии со ст. 138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели  могут обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностных  лиц. Данная норма расширяет подведомственность дел арбитражному суду согласно ч. 5 ст. 29 АПК-2002.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ) Судьи арбитражных судов  рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные  суды рассматривают дела об оспаривании  решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о  привлечении к административной ответственности юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание  решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4) о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не  предусмотрен иной порядок их  взыскания.

5) другие дела, возникающие  из административных и иных  публичных правоотношений, если  федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного  суда.

- дела об установлении  фактов имеющих юридическое значение  для возникновения, изменения  и прекращения прав организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды  рассматривают в порядке особого  производства (ст. 30 АПК РФ);

- дела об оспаривании  решений третейских судов по  спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также о выдаче  исполнительных листов на принудительное  исполнение решений третейских  судов по спорам, возникающим  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ) 3;

- дела о признании и  приведении в исполнение решений  иностранных судов и иностранных  арбитражных решений (ст. 32 АПК  РФ);

- статьей 33 АПК РФ установлена  специальная (исключительная) подведомственность  дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах  подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели  или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации  и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками  иных хозяйственных товариществ  и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и  обществ (за исключением трудовых споров - дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового  кодекса Российской Федерации - далее  ТК РФ) между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным  товариществом или обществом  подведомственны судам общей  юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности и другие дела, возникающие  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

Информация о работе 3 лица в арбитражном процессе