Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое.

Вложенные файлы: 1 файл

оСНОВЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

На 34 сессии Комиссии по правам человека ООН польская делегация  представила проект резолюции, которая  содержала текст Конвенции о  правах ребенка, основанный на положениях Декларации по правам ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, после чего в него были включены две дополнительные статьи. В таком виде его приняла  Комиссия по правам человека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь обратился  к государствам – членам ООН, специализированным учреждениям, региональным правительственным  и неправительственным организациям с просьбой изложить свое мнение, замечания, предложения относительно проекта. Правительства некоторых стран  сочли неприемлемым «язык» проекта. Например, правительство Дании обосновало свое возражение отсутствием в проекте  точности и определенности, которые  требуются при формулировании положений  юридически обязательного документа. Другие, в большинстве своем правительства  западных государств, видели недостатки, во-первых, в том, что в проекте  закреплены преимущественно экономические  и социальные права и мало внимания уделено гражданским и политическим правам; во-вторых, в отсутствии механизма  имплементации.

Поскольку проект вызвал ряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создала рабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.        

Важно отметить ряд факторов, повлиявших на закрепление  в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Прежде всего, в отличие  от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международных пактов по правам человека 1966 года, Конвенция  не основывалась на глубоких «философско-гуманитарных традициях»[19]. На время ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка, которые возникли во второй половине ХХ века – протекционизм и либерализм.[20]

Протекционизм ( патернализм) рассматривает детство  как период полной зависимости и  крайней беспомощности, либерализм же, наоборот, - как период самостоятельности  ребенка. Протекционизм противопоставляет  ребенка взрослому, подчеркивая  зависимость первого от последнего как на физическом ( средства к существованию, защита от насилия), так и на психическом  уровне ( процесс принятия решений, взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм делает основной акцент на том, что и тот  и другой по сути человек. Протекционизм  настаивает на органической связи ребенка  с семьей, либерализм предоставляет  ребенку право выбора семейного  окружения.

В результате создатели  Конвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, были вынуждены выработать собственную  концепцию прав ребенка – либеральный  патернализм. Данный подход не был абсолютно  новым. Он представляет собой сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.     

Либеральный патернализм  рассматривает детство как поэтапный  процесс развития ребенка от сильной  зависимости ( период младенчества) к  самостоятельности ( период взросления). Задача взрослого заключается в  том, чтобы помочь ребенку постепенно обрести независимость в мыслях и поступках. Таким образом власть родителей и лиц, осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой  характер, т.е. направлена на развитие у него самосознания и способности  к самоопределению. В основе либерального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми. Благодаря  идеям этой концепции, воплотившимся  в Конвенции, ребенок признается полноправным членом общества.[21] Был положен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенок принадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же время в ней отражена специфика ребенка как такового.

«Другим фактором послужило то, что в рабочую  группу входили представители различных  министерств и ведомств: специалисты  в области права, социальной защиты, внешней политики. В составе делегатов  не наблюдалось постоянства: один и  тот же представитель обычно присутствовал  на двух или трех сессиях. Эти обстоятельства способствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующих комплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированных на индивидуальных правах человека.

Также нельзя не отметить активное участие в работе группы таких неправительственных  организаций, как «Международная защита детей» и особенно ad hoc группа НПО  по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследования своих  членов, НПО имели возможность  оказывать значительное влияние  на процесс обсуждения документа, в  частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс  создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году число работающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН.»[22]

Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в  процессе достижения консенсуса.[23]

Фактически без  споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и  торговли детьми (ст.35). небольшую дискуссию  вызвали нормы, касающиеся права  ребенка на неприкосновенность частной  жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и  пренебрежения ( ст.19).

Некоторые противоречия возникли, когда несколько делегатов  предприняли последнюю попытку  изменить содержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить защиту прав нерожденного ребенка. Против этого положения выступило преобладающее  число представителей. Оппозиция  включению в Конвенцию прав внутриутробного  плода была настолько сильна, что  п. 9 преамбулы, содержащий ссылку на Декларацию прав ребенка, которая устанавливает, что ребенок должен иметь «  правовую защиту как до, так и  после рождения», был принят, но только с содержащимся в докладе рабочей  группы положением, согласно которому эти слова не влияют на толкование Конвенции.

Статьи о свободе  вероисповедания ( ст.14), передаче на воспитание и усыновление ( ст.20 и 21), участии  детей в вооруженных конфликтах ( ст.38) были приняты только после  достаточно напряженного обсуждения.

К сожалению, несколько  предложений в силу различных  причин не были включены в Конвенцию. Одно из них касалось ограничений  на проведение медицинских опытов над  детьми. Вопреки общему признанию  необходимости данного положения  оно было отклонено из-за отсутствия консенсуса относительно его содержания. Другое предложение, затрагивающее  права так называемых незаконных детей, вообще осталось без внимания большинства делегатов. Противоречия, как правило, возникали из-за различий в правовых и культурных традициях  государств, участвовавших в создании Конвенции. Трудно шло обсуждение вопросов о свободе вероисповедания и  праве на усыновление, которые противоречат законам исламских государств.[24] При определении минимального возраста, по достижении которого ребенок может участвовать в вооружённых конфликтах, тоже сыграли роль национальное право, этические ценности и этнические обычаи.

Несмотря на все трудности, вызванные как  правовыми, так и культурными  традициями, рабочая группа признала ребенка субъектом права.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий  принцип Декларации ООН «О правах ребенка» (1959 г.) – наилучшее обеспечение  интересов ребенка. Тот факт, что  именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка  и правами и обязанностями  родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов  детей, но и рассматривает как  принцип соблюдение прав и интересов  всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его  возраста, зрелости и степени его  развития; а согласно ст.20,23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно  или временно лишенными семьи.

К основным принципам  Конвенции также относится принцип  относительности обязательств и  прав в рамках Конвенции. В то время  как основной смысл Конвенции  заключается в том, что государства  обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции (ст. 2 Конвенции) , их обязательства ограничены реальными  возможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласно ст.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка, государства должны также  принимать во внимание права и  обязанности родителей ребенка  или других лиц, несущих юридическую  ответственность за ребенка.[25]

Текст Конвенции  состоит из трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и  соотношение с другими международными документами в области прав человека; основная часть, посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процесс имплементации (ст.42-54). Статьи основной части ( за исключением 1,4 и 41) содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международных  документах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические. [26]

На 2010 год 193 страны стали участниками Конвенции  в результате ратификации, принятия и присоединения к ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал  данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию  как выдающийся гуманистический  документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной  сессии в июне 1992 года предложил  государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей. Конвенция  – документ особого социально-нравственного  значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации.

Конвенция –  правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка  полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя права детей, которые  отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает  и правовые нормы ответственности  государства, создает специальный  механизм контроля – Комитет ООН  по правам ребенка – и наделяет его высокими полномочиями.

 
 

[1]См.  Никонов К. Современные  теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты  и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 83.

[2] Агушева Г.Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект//Ювенальное право. -Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10.

[3] См.  Никонов К. Современные  теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты  и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 84-85.

[4] См. Долинская Л.М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах// Цивилист № 4. М., 2008 г. С. 76.

[5] См. Никонов К.  «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 92.

[6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. С.20.

[7] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. С.20.

Информация о работе Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка