Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:47, контрольная работа
Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое.
Следующую ступень в классификации источников международного права, регулирующих институт защиты прав ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственное отношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и регионального характера.
Центральное место 
здесь, безусловно, занимает Конвенция 
ООН по правам ребенка 1989 года. Данная 
Конвенция является наиболее распространённым 
и широко признанным международно-правовым 
актом по правам человека. Ее ратифицировали 
и присоединились к ней 192 государства. 
Пятьдесят четыре стать Конвенции 
закрепляют гражданские, политические, 
экономические, социальные и культурные 
права, призванные удовлетворять особым 
нуждам ребенка, которым в соответствии 
со ст. 1 Конвенции является « каждое 
человеческое существо до достижения 
18-летнего возраста, если по закону, 
применимому к данному ребенку, 
он не достигает совершеннолетия 
раннее». Конвенция 1989 года объединила 
разнообразные права ребенка 
в тексте одного документа, преследуя 
три основные цели: 1) вновь подтвердить 
в отношении детей права, которые 
уже предоставлены людям вообще 
в рамках других договоров по правам 
человека в целом; 2) закрепить некоторые 
права человека, предоставляя в связи 
с особым статусом ребенка особые 
гарантии их защиты (условия труда, 
лишения свободы); 3) закрепить специальные 
нормы, касающиеся защиты тех прав, 
которые относятся 
Среди международных 
договоров регионального 
Следующим пластом 
в классификации международно-
К международно-правовым источникам универсального характера, предоставляющим особую защиту прав ребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.
Особое внимание непосредственной защите уделяет IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сфере большое значение имеет также.
Второй дополнительный протокол 1977 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, так как в последнее время количество таких конфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количеством жертв среди гражданского населения, в особенности среди детей.[11]
«Среди иных актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер».[12]
К этой же группе источников относится Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опирается на выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующей части населения.
Международно-правовым 
актом, принятым на уровне международной 
организации, значение которого также 
невозможно переоценить, является Конвенция 
МОТ № 182 о запрещении и немедленных 
мерах по искоренению наихудших 
форм детского труда. Данная конвенция 
обязывает государства 
Отдельную категорию 
в классификации составляют многочисленные 
акты, которые можно отнести к 
разряду актов «мягкого» права, 
т.е., акты ненормативного содержания, 
носящие рекомендательный характер, 
но вместе с тем имеющие большое 
значение для института международно-
Наиболее известной и обсуждаемой является Резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося участия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений, предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах.[14]
В отношении 
защиты прав ребенка особого внимания 
заслуживают также акты, принимаемые 
Комитетом ООН по правам ребенка. 
В особенности следует выделить 
так называемые Замечания общего 
порядка, которые содержат результаты 
работы Комитета по отдельным аспектам 
защиты прав ребенка, а также выводы 
о ситуации в мире по отношению 
к конкретным правам или группам 
прав, определяют направления и цели 
дальнейшей работы Комитета. Примерами 
таких документов могут служить: 
Замечание общего № 6 (2005) «Обращение 
с несопровождаемыми и 
«Исходя из того, 
что мы рассматриваем защиту прав 
ребенка в международном праве 
как отдельный институт международно-правовой 
защиты прав человека, к источникам 
можно причислить также отраслевые 
принципы защиты прав человека в международном 
праве. К ним относятся: принцип 
универсальности, недискриминации, а 
также принцип неделимости, взаимозависимости 
и взаимосвязанности прав человека. 
Все они имеют отражение в 
приведенных примерах источников анализируемого 
международно-правового 
Подводя итог следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:
1) Принцип уважения прав человека в международном праве.
2) Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.
3) Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.
4) Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.
5) Акты рекомендательного характера.
6) Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.
Соответственно 
из предложенной классификации можно 
сделать вывод о том, что международно-правовая 
защита прав ребенка сформировалась 
как полноценный 
Глава 2. Система 
и механизмы международного права 
по защите прав ребенка 
§1. Конвенция 
ООН «О правах ребенка» как основной 
документ в формировании прав ребенка 
20 ноября 1989 года 
Генеральной Ассамблеей ООН 
В 1970 году впервые обсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООН конвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу были далеко неоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правах человека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельным правам ребенка.
Таким образом появилась острая необходимость в принятии особого международного договора, посвященного правам ребенка.
Во-первых, не все государства являлись участниками Международных пактов и других документов.
Во-вторых, не все права в том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы к ребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и быть избранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д), другие – лицу, достигшему определенного возраста ( права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мнения и т.д.)[17] В ст. 3 обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент на интересах взрослого населения без учета интересов детей.
В-третьих, положения 
международных договоров, касающиеся 
детей, формулируются по принципу «забота 
и защита», например: « Особые меры 
охраны и защиты должны приниматься 
в отношении всех детей и подростков…» 
( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических, 
социальных и культурных правах) ; « 
Каждый ребенок должен быть зарегистрирован 
немедленно после его рождения и 
должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международного 
пакта о гражданских и 
В-четвертых, существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, поскольку Международные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. То есть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи. Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его собственной жизни.
Из этого следует, что с одной стороны, ребенок в сути человек и ему непосредственно должны принадлежать права, а с другой стороны – он нуждается в поддержке родителей и лиц, их заменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимым и не может обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось создание комплексного юридически обязательного международного документа, посвященного правам ребенка.[18]
Информация о работе Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка