Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое.

Вложенные файлы: 1 файл

оСНОВЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

Следующую ступень  в классификации источников международного права, регулирующих институт защиты прав ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственное отношение  к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и регионального  характера.

Центральное место  здесь, безусловно, занимает Конвенция  ООН по правам ребенка 1989 года. Данная Конвенция является наиболее распространённым и широко признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней 192 государства. Пятьдесят четыре стать Конвенции  закрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии со ст. 1 Конвенции является « каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия  раннее». Конвенция 1989 года объединила разнообразные права ребенка  в тексте одного документа, преследуя  три основные цели: 1) вновь подтвердить  в отношении детей права, которые  уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые  права человека, предоставляя в связи  с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные  нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно  к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной  заботы в семье, а также вопросы  о взыскании алиментов.[10]

Среди международных  договоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка, особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках Организации Африканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка, вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права и свободы  ребенка, подразделяя их на общие  и специальные, то есть такие права, которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейших  достижений в рамках данного документа  является безоговорочное определение  ребенка как человека в возрасте до 18 лет.

Следующим пластом  в классификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являются международно-правовые акты, предоставляющие  специальную защиту прав ребенка. Среди  них существуют как документы, гарантирующие  права ребенка как части человечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку, так и документы, имеющие непосредственное отношение  к правам ребенка. В связи с  тем, что все они предоставляют  гарантии защиты специальных прав ребенка, то их не принято делить по данному  признаку. Именно поэтому целесообразным будет объединить данные источники  в одну категорию классификации  лишь по признаку характеристики прав, которые они гарантируют.

К международно-правовым источникам универсального характера, предоставляющим особую защиту прав ребенка, следует отнести Женевские  конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Особое внимание непосредственной защите уделяет IV Женевская  конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, содержащая ряд статей, имеющих отношение  исключительно к детям. В данной сфере большое значение имеет  также.

Второй дополнительный протокол 1977 года, касающийся защиты жертв  вооруженных конфликтов немеждународного характера, так как в последнее  время количество таких конфликтов сильно возросло и именно они характеризуются  наибольшим количеством жертв среди  гражданского населения, в особенности  среди детей.[11]

«Среди иных актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию  о статусе беженцев 1951 года, а  также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил  ограничение действия Конвенции  во времени, вследствие чего она стала  носить универсальный характер».[12]

К этой же группе источников относится Международная  конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей 1990 года, которая  в своем тексте опирается на выработанные МОТ стандарты и принципы в  области защиты прав соответствующей  части населения.

Международно-правовым актом, принятым на уровне международной  организации, значение которого также  невозможно переоценить, является Конвенция  МОТ № 182 о запрещении и немедленных  мерах по искоренению наихудших  форм детского труда. Данная конвенция  обязывает государства предпринять  незамедлительные и эффективные  меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также  запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в  которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет  государствам возможность самим  определить, после консультаций с  профсоюзами и нанимателями, какая  работа должна подпадать под такой  запрет. При этом понятие «ребенок»  относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства  должны распространить ее на любое  участие детей в военных действиях  и военный призыв лиц, не достигших 18 лет.[13]

Отдельную категорию  в классификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к  разряду актов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое  значение для института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов  «мягкого» права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН  по правам ребенка, включая резолюции  и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря  ООН, доклады Экономического и Социального  Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной  и обсуждаемой является Резолюция  ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи  на высшем уровне в интересах детей  и вступления в силу Конвенции  о правах ребенка. В резолюцию  включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося  участия детей в вооруженных  конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и  детской порнографии. Данные протоколы  содержат ряд положений, предоставляющих  особую защиту детям, столкнувшимся  или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах.[14]

В отношении  защиты прав ребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые  Комитетом ООН по правам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению  к конкретным правам или группам  прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами  таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005) «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка  № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме  замечаний общего порядка, Комитет  по правам ребенка, рассматривая доклады  государств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями  и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей  в стране.[15]

«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве  как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном  праве. К ним относятся: принцип  универсальности, недискриминации, а  также принцип неделимости, взаимозависимости  и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в  приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся  под их юрисдикцией, без какой  бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических  и социальных прав».[16]

Подводя итог следует  привести еще раз классификацию  источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

1)                Принцип уважения прав человека в международном праве.

2)                Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.

3)                Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.

4)                Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.

5)                Акты рекомендательного характера.

6)                Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно  из предложенной классификации можно  сделать вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный  институт международного права.  

Глава 2. Система  и механизмы международного права  по защите прав ребенка 

§1. Конвенция  ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка 

20 ноября 1989 года  Генеральной Ассамблеей ООН была  принята Конвенция о правах  ребенка – универсальный договор,  в котором закреплены международные  стандарты прав ребенка и обязательства  государств уважать и гарантировать  эти права.

В 1970 году впервые  обсуждался вопрос и возможности  и необходимости создания в рамках ООН конвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу  были далеко неоднозначными. С одной  стороны существовали Международные  пакты о правах человека, предоставляющие  права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и  декларации, посвященные отдельным  правам ребенка.

Таким образом  появилась острая необходимость  в принятии особого международного договора, посвященного правам ребенка.

Во-первых, не все  государства являлись участниками  Международных пактов и других документов.

Во-вторых, не все  права в том виде, в котором  они сформулированы в международных  пактах, применимы к ребенку с  учетом его физического и психического развития. Одни права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и быть избранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д), другие –  лицу, достигшему определенного возраста ( права на труд, на равенство перед  законом, на свободное выражение  своего мнения и т.д.)[17] В ст. 3 обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент на интересах взрослого населения без учета интересов детей.

В-третьих, положения  международных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота  и защита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься  в отношении всех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) ; «  Каждый ребенок должен быть зарегистрирован  немедленно после его рождения и  должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В-четвертых, существовал  определенный вакуум в правовом положении  ребенка, поскольку Международные  пакты не учитывали его специфику  как развивающейся личности. То есть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи. Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его собственной жизни.

Из этого следует, что с одной стороны, ребенок  в сути человек и ему непосредственно  должны принадлежать права, а с другой стороны – он нуждается в поддержке  родителей и лиц, их заменяющих, общества, государства, поскольку является социально  уязвимым и не может обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось  создание комплексного юридически обязательного  международного документа, посвященного правам ребенка.[18]

Информация о работе Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка