Форма правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ формы правления в Российский Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3. Дать характеристику формы правления в России;

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика формы правления
1.1 Сущность и понятие формы правления.
1.2 Монархическая форма правления
1.3 Особенности республиканской формы правления
Глава 2. Форма правления российского государства
2.1. Общая характеристика современной формы правления в России
2.2. Принцип разделения властей
2.3. Президент Российской Федерации и его полномочия
2.4. Правительство Российской Федерации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

    Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу  и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) — выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам — осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

    Однако  слаженная работа всех ветвей не всегда удаётся. При разделении властей  зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви  власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной  власти. Этот процесс в отечественной  истории называют «перетягиванием одеяла» и при таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточённые формы. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определённые политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определённых политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц.

    Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. По существу, республика — это  такая форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные  избирательные системы, одни из них  менее, другие более демократичные. Но основной факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определённый срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Так в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он не выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная де деятельность требует предельной самоотдачи.

    Республика  как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным  восприятием населением государственной  власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев  из принципа формального равенства  людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности, Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.

    Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и  парламентскую.

    Президентская республика представляет определённое соотношение полномочий президента — главы государства, парламента — законодательного органа и правительства  — органа исполнительной власти, при  котором в руках президента соединяются  полномочия главы государства и  главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого  вида государственное управление строится по принципу жёсткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает  законы. Высшие органы государства  не только структурно обособлены, но и  обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием  ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишён права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, умышленно, грубо нарушает конституцию.

    Другой  моделью президентской республики является такое устройство формы  правления, когда президент является главой государства, но не совмещает  этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закреплённых конституцией, президент  образует систему органов — государственных  и общественных — при президенте, которые содействуют ему в  выполнении его полномочий как главы  государства, гаранта конституции.

    Президентская республика создаёт весьма благоприятные  юридические предпосылки для  сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В  некоторых исторических условиях это  становится вполне оправданным. Теоретический  анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений  к буржуазным. Кроме того, такого рода формы правления возникают там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительства возможности давить на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

    В президентской республики при условии  соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными  полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединённых Наций, имеют президентские системы правления. По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца ХХ века, другие факторы лежит в основе этой тенденции.

    Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несёт  политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью этого вила республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путём из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.

    Парламентская республика является менее распространённой формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.)

    Иногда  встречаются смешанные форма  правления, парламентско-президентские, которые не укладываются чётко в  приведённую классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание  президентской и парламентской  властей (например Франция). Кроме того, история знает ещё один вид республики — Советскую республику.

    Приведённые выше многообразные формы правления , их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например в некоторых социалистических государствах).

    Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы  правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство — монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство — республика. Форма  правления зависит не только от классовой  сущности государства, если таковая  проявляет себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта связь между тем или  иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры  России всегда требовали сильной  исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии  и т.п. Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, может  быть только сильная президентская  или иная авторитарная власть. Кроме  того, формы правления могут иметь  и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Форма правления российского  государства

2.1. Общая характеристика современной формы правления в России

    Согласно  ст. 1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое правовое государство с республиканской  формой правления.

Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (см. комментарий к статьям 80 и 81), а представительным и законодательным органом — Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года (см. комментарий к статьям 94, 95, 96).

    Согласно  ст. 10 Конституции государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    При этом конституционная модель президентской  республики в Российской Федерации  и принципы взаимодействия властей  выглядят таким образом, что путем  «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института  Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной  игнорировать иные ветви государственной  власти России. Проблема заключается  в том, чтобы наполнить эту  модель реальным социальным содержанием  и юридически и фактически гарантировать  общество от авторитаризма. Необходимые  для этого правовые условия в  действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью. 

2.2. Принцип разделения властей

    Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила  разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

    Прежде  всего разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Информация о работе Форма правления в России