Учение Вебера о типах господства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и социологии власти и сделал это, прежде всего благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения ученого о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 29.50 Кб (Скачать файл)

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это  материальные ценности, необходимые  для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это  возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место  в социальной стратификации. Это  возможность воздействовать на такие  показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы  – это знания и информация, а  также средства их производства и  распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как  считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд  и прокуратура с их вещественными  атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно  считается наиболее эффективным  источником власти, поскольку его  использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и  имущества.

Ресурсами политической власти могут  выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные  и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия  реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время  действия. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

Функции социальной политики.

Учитывая то, что решение задач  социальной политики зависит от состояния  дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной  социальной политики является обеспечение  необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической  стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Конечной целью развития общественного  производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение  условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое  общество состоит не только из категории  работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство  должно поддерживать существование  безработных.

 Важным направлением социальной  политики государства выступает  обеспечение условий для нормальной  занятости населения. Каждый способный  к труду член общества должен  иметь хотя бы потенциальную  возможность трудиться. Для этого  необходимо не только создавать  рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация  негативных моментов при переходе к  рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой  экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в  качестве первоочередных следует назвать  обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются  условия для развития общественного  производства, создающего ресурсный  потенциал для осуществления  социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий  для здорового образа жизни.

Следующим принципом можно назвать  принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными  мероприятиями всех социально-демографических  слоев и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать  на происходящие изменения в экономической  и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий  переходной экономики, где неизбежны  кризисные явления, инфляция, рост безработицы  и как следствие - резкое падение  уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

 Функции социальной политики.

 Можно назвать множество  функций, но основополагающими  следует выделить следующие:

 • формирование рациональной  структуры доходов и потребнос¬тей общества;

 • стимулирование мотивационных  принципов активизации трудовой  деятельности работников;

 • обеспечение социальной  защищенности всех членов общества;

 • согласование личных, коллективных  и общественных интересов;

 • учет доли каждого работника  в создании и распределении  общественных благ;

 • развитие социальной инфраструктуры  общества.

 Формирование рациональной  структуры доходов и потребностей  общества предполагает разработку  цели развития общества на  определенный период времени;  создание целевых комплексных  программ, направленных на ее  реализацию; формирование объема  и структуры потребностей общества  на определенный период с тем,  чтобы заложить их в обозначаемую  цель развития производства.

Стимулирование мотивационных  принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечение ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений  и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными  каждому работнику и потребителю  общественных благ.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются  соответствующими правовыми нормами  и государственными службами и учреждениями.

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает  в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяев в решении  своих не только экономических, но и  социальных проблем. Японская модель рынка  в решение социальных проблем  активно включает фирмы. Здесь действует  принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства  в налаживании социального партнерства  и обеспечении социальных гарантий. Что касается модели китайского рыночного социализма,, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решений социальных проблем жизни общества.

 Учет доли каждого работника  в создании и распределении  общественных благ реализуется  в разных системах по-разному.  Социализм здесь провозгласил  принцип распределения по количеству  и качеству труда. Он базируется  на теории трудовой стоимости  и провозглашает: создающий своим  трудом большую стоимость должен  получать больший доход, большую  долю от общественного дохода. На практике этот принцип не  реализовался, а насаждалось уравнительное  распределение (для работников, но  не управленческого персонала). В  рыночных структурах учет доли  каждого ведется от ресурсного  обеспечения производства или  общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства  и через механизм рынка определяется  долевое участие в распределении благ. Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

 Для социальной политики  характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующие проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного  решения. Именно от социальной благоустроенности  зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства  о своих гражданах требует  больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев  общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем  населении страны. Поэтому эффективная  социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Необходимо окончательно определить доктрину устройства социальной сферы. Ежегодно президент и главы обеих  палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов  все ветви и органы государственной  власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории  и слои населения, общественные и  территориальные организации и  группы, а также отрасли социальной сферы.

 

 

 

Источник:

1 Конституция 2http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

 


Информация о работе Учение Вебера о типах господства