Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование характеристики производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях – дать понятие, раскрыть признаки изучить правовую основу производства по делам об административных правонарушениях;
Изучить сроки в производстве по делам об административных правонарушениях;
Проанализировать доказательства и порядок их сбора в производстве по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение 3
1. Особенности производства по делам об административных правонарушениях 5
1.1. Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях 5
1.2. Правовая основа производства по делам об административных правонарушениях 6
2. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях 9
3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях 13
4. Подведомственность дел об административных правонарушениях 17
5. Участники производства по делам об административных правонарушениях 20
5.1. Права и обязанности заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 20
5.2. Права и обязанности незаинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 24
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

    Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях таких норм не содержит. К участникам производства по делам  об административных правонарушениях, которые не заинтересованы в исходе дела (не имеют собственного интереса) надлежит отнести:

  1. уполномоченные органы и должностные лица, ведущие производство по делу и принимающие по нему решение;
  2. должностные и иные лица, осуществляющие помощь при производстве по делу об административном правонарушении.

    К уполномоченным органам и должностным  лицам, ведущим производство по делу и принимающим по нему решение  относятся органы Внутренних Дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судьи, транспортные органы, другие органы и должностные лица, указанные  в КоАП. Данные органы вправе принимать  меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях, накладывать административные наказания  в соответствии с Законом. Особо  надлежит остановиться на функции прокурора.8

    Закон предусматривает категорию административных дел, которые возбуждаются только прокурором. Об этой категории дел прокурор извещается о месте и времени их рассмотрения.

    Это административные дела:

  • о нарушении права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
  • об отказе в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;
  • о несвоевременном перечислении средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;
  • о сокрытии остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
  • о нарушении установленного порядка подсчета голосов;
  • о не предоставлении сведений об итогах голосования и о результатах выборов;
  • об использовании преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании и кампании референдума;
  • о нарушении прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов;
  • о невыполнении должностным лицом требований законодательства выборах, об обеспечении равных условий предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
  • о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности и использовании указанного объекта;
  • о незаконном ограничении по управлению транспортным средством и его эксплуатацию;
  • о воспрепятствовании законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств.

    Кроме того, к незаинтересованным участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся лица, содействующие административному  производству, такие, как свидетели.

    Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях не дает определение  свидетеля. Согласно части первой статьи 56 Уголовно-процессуального Кодекса  Российской Федерации, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для расследования и  разрешения уголовного дела и которое  вызвано для дачи показаний.

    По  аналогии с уголовно-процессуальным правом можно попытаться сформулировать определение свидетеля в административном праве. Итак, свидетель в административном праве – это лицо, которому могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для законного  и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении и  которое вызвано органом либо лицом, ведущим производство по делу для дачи показаний.

    В качестве свидетеля может быть вызвано  любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению (входящие в предмет  доказывания по делу). Свидетель  обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и сообщить все известные  ему по делу обстоятельства, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность занесения его показаний.

    В отличие от потерпевшего в административном праве свидетель несет ответственность  за дачу заведомо ложных показаний  и кроме того, свидетель может  быть подвергнут приводу.

    Свидетель вправе:

  • Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; что вытекает из смысла статьи 51 Конституции Российской Федерации;
  • Давать показания на родном языке или языке, которым владеет;
  • Пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

    Показания свидетеля, как и показания потерпевшего, отражаются в протоколе об административном правонарушении.

    К лицам, оказывающим содействие при  производстве по делу об административном правонарушении, которые не заинтересованы в исходе дела относятся понятые. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

    Понятые вызываются в количестве не менее  двух и присутствуют при таких  процессуальных действиях, как осмотр помещений, территорий, досмотр транспортных средств, любого вида изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или  предметами административного правонарушения, арест товаров, транспортных средств, иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного  правонарушения.

    Понятой вправе делать замечания по поводу произведенных процессуальных действий, подлежащие занесению в протокол.

    В качестве специалиста для участия  в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении  и изъятии доказательств, а также  в применении технических средств.

    Специалист  обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий;

    Следует заметить, что специалист в случае неявки не может быть подвергнут приводу.

    Специалист  вправе:

  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящихся к предмету действий, совершаемых с его участием;
  • с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании компетентного органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий лицу, в отношении которого ведется дело, потерпевшему и свидетелю;
  • делать заявления и замечания по поводу совершаемых действий, которые подлежат занесению в протокол.

    Эксперт, также является лицом, не заинтересованным в исходе дела и оказывает содействие при производстве по делу об административных правонарушениях.

    В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

    Эксперт обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

    Эксперт вправе:

  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям;
  • указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы.

    За  дачу заведомо ложного заключения эксперт  несет административную ответственность  на основании ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    К исследуемым участникам производства по делам об административных правонарушениях  относятся переводчик, в качестве которого может быть приглашено любое  не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языком или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода  при производстве по делу об административном правонарушении.

    Переводчик  назначается судьей, органом, должностным  лицом, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении.

    Переводчик  обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить точно  и полно порученный ему перевод  и удостоверить верность перевода своей  подписью.

    Положения Закона, регламентирующего правовые положения участников процесса несовершенно и требует доработки по следующим  направлениям:

  1. В Законе отсутствует упоминание о лицах, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей или законодатель предполагает, что все лица в административном праве подлежат допросу в качестве свидетелей – адвокат в связи с осуществлением адвокатской деятельности, священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известных их исповеди, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации Российской Федерации;
  2. Какой должна быть процессуальная форма привлечения специалиста и переводчика к участию в деле или для привлечения указанных лиц достаточно устного указания лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

    Таким образом, к незаинтересованным участникам процесса относятся:

    • уполномоченные органы и должностные лица, ведущие производство по делу об административном правонарушении;
    • должностные и иные лица, осуществляющие помощь при производстве по делу об административном правонарушении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Применению административного наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении. Задача производства по делу – своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.

    Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях обладает рядом особенностей:

  1. возложением времени доказательства на властную сторону административного процесса, в отличие от традиционного процесса;
  2. возможностью и устного, и письменного ведения дела, разрешение дела в отсутствии ответчика, отсутствие многих жёстких правил гражданского и уголовного процессов;
  3. в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют два субъекта;
  4. публичным характером правонарушений, вызывающих спор.

    Производство  по делам об административных правонарушениях  наиболее полно урегулировано нормами  материального и процессуального  административного права. Основным правовым актом законодательного характера  является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП).

    КоАП, однако, не является единственным правовым актом, регулирующим отношения в области административно-процессуальной деятельности в рассматриваемой области. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Кроме того, наряду с КоАП действует Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, причем нередко более детально, чем в КоАП.

    В то же время административный процесс  находится в тесной связи с  гражданским и уголовным процессами. Так, дела об административных правонарушениях  могут рассматриваться в суде общей юрисдикции в соответствии с нормами гражданского судопроизводства либо в отдельных случаях производство по делам об административных правонарушениях может стать продолжением уголовно-процессуальной деятельности.

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях