Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование характеристики производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях – дать понятие, раскрыть признаки изучить правовую основу производства по делам об административных правонарушениях;
Изучить сроки в производстве по делам об административных правонарушениях;
Проанализировать доказательства и порядок их сбора в производстве по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение 3
1. Особенности производства по делам об административных правонарушениях 5
1.1. Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях 5
1.2. Правовая основа производства по делам об административных правонарушениях 6
2. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях 9
3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях 13
4. Подведомственность дел об административных правонарушениях 17
5. Участники производства по делам об административных правонарушениях 20
5.1. Права и обязанности заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 20
5.2. Права и обязанности незаинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 24
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

    Во-первых, быстрая реакция на правонарушения, своевременное применение мер воздействия  к виновным имеет большое воспитательное значение как для самих правонарушителей, так и для окружающих. Запоздалое наложение наказания за деяния, социальное значение которых за давностью сроков осознается не так отчетливо, менее  эффективно.

    Во-вторых, по каждому делу необходимо выявить  объективную истину, сравнительная  простота большинства дел об административных правонарушениях позволяет сделать  это быстро. А со временем собирать доказательства будет труднее, некоторые  из них могут быть утрачены.

    В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании возможности  наложения административного наказания  на виновного. Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

    Срок – это определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и устанавливает правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех или иных фактов.

    Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве  случаев нормами права определены отрезки времени, в течение которых  действия должны быть произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т.д.) хотя и редко, но в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях встречаются и неопределенные сроки. Например, в ст. 27.2 КоАП сказано, что доставление правонарушителя к месту составления протокола «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а в других – днями или месяцами.

    Во-вторых, очень важно знать, с какого момента  течет срок. Законодатель связывает  его начало с каким-нибудь юридическим  фактом, чаще всего с определенным действием. Например, совершение процессуальных действий уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение  постановления и т.д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 28.2 КоАП), поступлением жалобы (ст. 30.5 КоАП), вручением постановления нарушителю (ст. 29.11 КоАП). А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе, начинается со времени вытрезвления, с события.

    В тех случаях, когда время исчисляется  днями и более продолжительными отрезками времени, началом срока  считается 24 часа того дня, в котором совершено действие или, иными словами, – ноль часов следующих суток. Хотя по общему правилу начальным моментом срока признается 24 часа суток, когда было совершено действие, время административного ареста, задержания рассчитывается иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был помещен под стражу.

    В-третьих, установлены правила определения  окончания сроков, различаются их прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в которое должны быть совершены  действия, а значит, их течение прекращается, если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение  названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В  порядке исключения законодатель разрешает  его восстановить. Так, в случае несвоевременного обжалования постановления о назначении наказания орган, правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает, что он пропущен по уважительным причинам (ст. 30.9 КоАП).

    Моментом  истечения срока по общему правилу  является окончание суток, на которые  падает его последний день. Если, например, водитель был лишен права  управления на один год, исполнение наказания, заканчивается по окончании суток, предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия постановления и привлечения  к административной ответственности. Во многих случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания работы учреждений в его последний день.

    В-четвертых, нужно учесть существующие правила  приостановления (незачета) и зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот  или иной отрезок времени, при  наличии названных законодателем  обстоятельств в срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление  о привлечении к административной ответственности, принесение прокурором протеста, предоставление отсрочки исполнения приостанавливают течение срока  давности исполнения постановлений  до рассмотрения жалобы, протеста, окончания  отсрочки (ст. 30.3 КоАП). Время административного задержания засчитывается в срок административного ареста. В общем плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактически осуществлялось деяние.

    Среди большого разнообразия сроков следует  различать общие и специальные. Так, в ч. 1 ст. 29.6 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел – 15 дней со дня их получения, а в ч. 2 названы специальные и более краткие временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют общие и специальные сроки задержания. (ст. 27.5 КоАП)

    Наибольшее  значение имеет деление сроков по их юридическому значению на процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие (рассмотреть жалобу, ст. 30.5 КоАП, довести постановление до сведения ст. 29.11 КоАП, направить постановление для исполнения ст. 31.4; 31.5 КоАП.). Процессуальными являются и сроки, определяющие время, в течение которого гражданин вправе обжаловать постановление (ст. 30.3 КоАП), обязан уплатить штраф (ст. 32.2 КоАП) и т.п. Их нарушение влечет для виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее волокиту, может быть наложено дисциплинарное наказание, в случае неуплаты гражданином штрафа соответствующая сумма удерживается в принудительном порядке). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.

    Иное  дело давностные сроки. Если они истекли, производство по делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое  значение, становятся недействительными. Законодательству об административной ответственности известны три срока  давности: привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП), исполнения постановления (ст. 31.9 КоАП), погашения назначенного наказания (ст. 4.6 КоАП).

    Сроки принудительного воздействия определяют время осуществления отдельных  мер административного принуждения. Они закрепляются непосредственно  законом (задержание) или специальным  постановлением, правоприменительным  актом, принятым на основе закона (лишение  специального права (ст. 3.8; 32.7 КоАП), административный арест (ст. 3.9; 32.8 КоАП), штраф (ст. 32.2 КоАП)). Если время принудительного воздействия  истекло, должностное лицо обязано  прекратить его.

    Задержанные и арестованные должны быть освобождены  из-под стражи, водителям должны быть возвращены права на управление транспортными средствами.

 

  1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В  ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

    Предмет доказывания – это те обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

  1. Наличие события административного правонарушения;
  2. Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях», либо законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;
  3. Виновность лица в совершении административного правонарушения;
  4. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства отягчающие административную ответственность;
  5. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  6. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  7. Иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении, которыми являются любые фактические  данные, информация. От доказательств  как фактических данных следует  отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, средства, с помощью  которых они вовлекаются в  сферу производства по делам об административных правонарушениях.3 В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений.4

    Информация  может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий. Во-первых, она содержит данные о наличии  или отсутствии административного  правонарушения, виновности лица в  его совершении и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного  разрешения дела. Во-вторых, известно, что юрисдикционные процессы формализованы, регламентированы правовыми нормами. Порядок же сбора доказательств  определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому  доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных  законом.

    В научной литературе принято делить доказательства по разным критериям  на первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и  отрицательные, обвинительные и  оправдательные. Представляется очень  важной и группировка доказательств  в зависимости от источника соответствующих  сведений.

    Во-первых, это данные, получаемые от различных  лиц, чаще всего участников производства: правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, информация, передаваемая людьми, которые  непосредственно участвовали в  исследуемом деяний, были его очевидцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они  могут восприниматься, репродуцироваться  и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме  слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного  воздействия, являются заключения экспертов, мнения специалистов.

    Во-вторых, вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения  и приобщения материальных источников доказательств – досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. Формами, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т.д.

    В документах информация содержится в  преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами  мест происшествий и т.д. Вещественные доказательства – это предметы материального мира, на которых имеются следы правонарушения (вмятины на автомашине испорченный паспорт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о правонарушении (наркотические вещества, самогон, мелкоячеистая сеть). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом, не преобразованном виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГИБДД для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих веществ в выбросах, состояния опьянения водителя.

    В-третьих, непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки. Например, инспектор ГИБДД увидел нарушение правил дорожного движения. В уголовном процессе такой вид  доказательств не допускается: если должностное лицо было очевидцем  преступления, оно становится свидетелем.

    В административном юрисдикционном процессе использование подобных доказательств  обеспечивает его оперативность. Без  них работникам ГИБДД, госохотнадзора и ряда других инспекций было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на виновных. Наблюдения полномочного лица, за исключением  случаев упрощенного производства, фиксируются непосредственно в  протоколе об административном правонарушении, рапортом на имя начальника.

    В соответствии со статьей 26.11 КоАП судья, члены коллегиального органа, должностное  лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную  силу.

    Сбор  доказательств возможен лишь после  возбуждения производства по делу об административном правонарушении (составления  уполномоченным лицом протокола  об административном правонарушении либо вынесения прокурором постановления  о возбуждении дела об административном правонарушении).

 

  1. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ  ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    В производстве по делам об административных правонарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей управления и  существующих в них отношений. И  чтобы квалифицированно заниматься делами об административных правонарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной обстановке, например, хорошо знать правила дорожного  движения, правила рационального  природопользования. А во-вторых, множественность  субъектов властных полномочий создает  условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего  его ведут органы, должностные  лица, представители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих  правил.

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях