Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Институт уполномоченного по правам человека или омбудсмена впервые был создан в Швеции 1809 году; второй страной, учредившей должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года). Свое развитие данный институт получил после Второй мировой войны. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день уполномоченные по правам человека есть более чем в ста странах мира. Успешный опыт этих государств, а также переход России к демократическим преобразованиям после распада СССР сформировали предпосылки к созданию должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что основной ролью Уполномоченного по правам человека является роль посредника между обществом и государственной системой власти. В своей деятельности он восстанавливает связность социальной системы, связь между простым человеком и государством.

 

Задача № 1

Могут ли Лига студентов АлтГУ, религиозная организация "Наследие", кружок шитья и вязания по ул. Шумакова, 12, общественное движение "Женщины России", общественная организация инвалидов Алтайского края преобразоваться в политические партии?

Согласно п. 3 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения5.

Также согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона "О политических партиях" региональные отделения политической партии должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, Лига студентов АлтГУ и кружок шитья и вязания по ул. Шумакова, 12 не могут преобразоваться в политические партии, так как по территориальной сфере деятельности относятся к местным общественным объединениям и являются органами общественной самодеятельности согласно ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. Согласно данной статье органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания6.

Религиозная организация "Наследие" согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о  религиозных объединениях" в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства не участвует в деятельности политических партий и политических движений, а также не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, данная организация не может преобразоваться в политическую партию.

Общественная организация инвалидов Алтайского края является региональным общественным объединением, так как  осуществляет свою деятельность в пределах одного субъекта Российской Федерации – Алтайскогок края, поэтому данная организация также не может преобразоваться в политическую партию, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "О политических партиях".

Таким образом, можно сказать,  что преобразоваться в политическую партию может общественное объединение "Женщины России", при условии, если данная организация является общероссийской общественной организацией, ее региональные отделения образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Данное решение может быть принято на съезде организации, также должен быть принят устав и программа партии. Данные действия необходимо произвести согласно п.1, 2 ст. 11 Федерального закона "О политических партиях".

 

 

 

Задача № 2

Депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания от партии «Е» И. пообещал своим избирателям поставить вопрос в парламенте об асфальтировании дороги по ул. Челюскинцев. Однако он не сдержал свое слово. Поэтому пенсионер К. решил возбудить процедуру отзыва депутата И. Эту инициативу поддерживает еще 58 соседей пенсионера К. Возможна ли в данной ситуации процедура отзыва? По каким основаниям и в каком порядке осуществляется отзыв депутатов краевого Законодательного Собрания?

Деятельность депутатов краевого Законодательного Собрания регулируется Уставом (Основным законом) Алтайского края от 26 мая 1995 года,  Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08 июля 2003 № 35-ЗС. Согласно ст. 220 данного Кодекса, депутаты Законодательного Собрания, избранные по одномандатному избирательному округу, а также депутаты, избранные по краевому избирательному округу, могут быть отозваны гражданами Российской Федерации, обладающими правом на участие в отзыве на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, краевого избирательного округа7.

Основанием для  отзыва депутата является однократное  грубое либо систематическое нарушение  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного  Закона) Алтайского края, законов Алтайского края. Под грубым нарушением правовых актов понимается решение, действие или бездействие депутата, которые повлекли за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан. Инициатива проведения отзыва принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в отзыве депутата Законодательного Собрания.

Для выдвижения инициативы проведения отзыва каждый гражданин Российской Федерации  или группа граждан, которые имеют право  на участие в отзыве, вправе образовать инициативную группу в количестве не менее двадцати человек, имеющих право на участие в отзыве. Инициативная группа образуется после вступления в силу судебного решения, установившего факт совершения депутатом правонарушения.

Решение о выдвижении инициативы проведения отзыва депутата принимается на собрании (заседании) инициативной группы, которая обязана письменно уведомить депутата о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы его отзыва. Депутат, в отношении которого выдвигается инициатива проведения отзыва, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения. Участники инициативной группы ведут письменный протокол заседания собрания, который подписывается руководителем инициативной группы и присутствующим на собрании депутатом, возможность отзыва которого решается на собрании (заседании). Неявка депутата на собрание (заседание) инициативной группы без уважительной причины не препятствует проведению собрания (заседания) инициативной группы. Избирательная комиссия Алтайского края в течение пяти дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы. В случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов комиссия должна принять решение о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, составляет 10 процентов от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по краевому избирательному округу, - 1 процент от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории Алтайского края. Минимально необходимое количество подписей, которое следует собрать, указывается в регистрационном свидетельстве.

Инициативная  группа обязана создать свой фонд отзыва.

Депутат, который избирался по одномандатному избирательному округу, считается отозванным, если за его  отзыв проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие  в голосовании. При этом должно быть соблюдено условие, что  число голосов участников отзыва, поданных за отзыв депутата, больше числа голосов избирателей, поданных за его избрание. Депутат, избранный по краевому избирательному округу, считается отозванным, если за его отзыв проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие в голосовании. При этом число голосов участников отзыва, поданных против отзыва депутата, должно быть меньше числа голосов избирателей, поданных за избрание краевого списка кандидатов, по которому был избран данный депутат. Избирательная комиссия Алтайского края регистрирует отзыв депутата в день определения результатов отзыва. Также в день определения результатов отзыва и его регистрации комиссия направляет соответствующее решение в Законодательное Собрание.

Из условия задачи следует, что депутат нарушил лишь правила этики – не сдержал свое слово, - а таких нарушений по закону должно быть несколько (неоднократно). При однократном грубом нарушении  необходимо решение суда, поэтому в данном случае процедура отзыва депутата невозможна.

 

 

Список источников и литературы:

Нормативные акты:

  1. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 03.07.2009) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87, ч. 1. - С. 31.
  2. Кοнституция Рοссийскοй Федерации οт 12 декабря 1993 г. // Рοссийская газета. – 1993. – 25 декабря.
  3. Федеральный кοнституциοнный закοн οт 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Οб Упοлнοмοченнοм пο правам челοвека в Рοссийскοй Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
  4. Федеральный  закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических  партиях"  // Собрание  законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
  5. Федеральный  закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006 г.) // Собрание  законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; 2006. - № 6. – Ст. 636.
  6. Федеральный  закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
  7. Башимοв М.С. Станοвление и перспективы института Упοлнοмοченнοгο пο правам челοвека в РФ / М.С. Башимов // Журнал рοссийскοгο права. - 2007. - №7.
  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.  – 608 с.
  9. Кοмарοва В.В. Упοлнοмοченный пο правам челοвека в Рοссийскοй Федерации  / В.В. Комарова  // Гοсударствο и правο. - 1999. - № 9.
  10. Ливерοвский А.А., Рοманкοв Л.П., Худякοв А.А., Худякοв А.И. Ο правοвοм статусе Упοлнοмοченнοгο пο правам челοвека. // Ученые записки, выпуск втοрοй. – СПб: Институт права. – 1999. - С. 76.

1 Кοмарοва В.В. Упοлнοмοченный пο правам челοвека в Рοссийскοй Федерации. // Гοсударствο и правο. – 1999. - №9. - С. 21

2 Ливерοвский А.А., Рοманкοв Л.П., Худякοв А.А., Худякοв А.И. Ο правοвοм статусе Упοлнοмοченнοгο пο правам челοвека. // Ученые записки, выпуск втοрοй. – СПб: Институт права. – 1999. - С. 76

3 Башимοв М.С. Станοвление и перспективы института Упοлнοмοченнοгο пο правам челοвека в РФ // Журнал рοссийскοгο права. - 2007. - №7. - С. 15-16

4 Федеральный кοнституциοнный закοн οт 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Οб Упοлнοмοченнοм пο правам челοвека в Рοссийскοй Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 9. – Ст. 1011

5 Федеральный  закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических  партиях"  // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950

6 Федеральный  закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006 г.) // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; 2006. - № 6. – Ст. 636

 

7 Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 03.07.2009) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87, ч. 1. - С. 31.

 

 


Информация о работе Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль