Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:34, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. В начале XXI века осознается ключевая роль коммуникаций в управлении. Особую востребованность тема коммуникаций и особенно ее технологических аспектов приобретает в связи с огромным значением в современном социальном управлении процессов переговоров на различных уровнях. Применение коммуникативных технологий повышают эффективность международных экономических и политических соглашений, реализацию принципов социального партнерства между предпринимателями, профсоюзами и государством, проведение экспертиз инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития, переговоров между различными фирмами и внутри организации, установление договорных отношений между представителями государственного и муниципального управления и населением.
Введение
1.Теоретические аспекты коммуникации и коммуникационной политики муниципальных органов
1.1. Понятие коммуникации и основные парадигмы ее изучения
1.2. Классификация коммуникаций
2.Анализ коммуникационной политики муниципальных органов
2.1.Значение коммуникационной политики в деятельности органов государственной и муниципальной власти
2.2. Особенности функционирования PR-служб в муниципальных органах
3.Особенности работы Отдела по работе со СМИ Администрации г.Костромы
Заключение
Список литературы
Контент-анализ
.
В литературе встречается большое многообразие вариантов, которые трудно порой соотнести друг с другом. Так, например, Г.Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» использует более 10 вариантов, хотя уловить основания для такого подразделения довольно трудно, и мы не будем их перечислять. И.В. Алешина вводит термин «организационные коммуникации», что можно понять как коммуникации, связанные с деятельностью определенной организации. Далее она дает характеристики организационных коммуникаций: внутренние – внешние, личные – неличные, горизонтальные – вертикальные – диагональные, текущие – ситуационные, формальные – неформальные, электронные – неэлектронные, монокультурные – мультикультурные, отраслевые – функциональные, локальные – региональные – национальные – глобальные -, индивидуальные – институциональные, вербальные – невербальные [11, С.18].
Представляется рациональным
выстроить некую единую систему
классификации видов
1. По ареалу распространения сообщений (информации) коммуникации подразделяются на следующие виды:
- межличностные – коммуникации между отдельными индивидами;
- массовые – передача информации, обмен ею среди больших групп, слоев, как правило, с использованием технических средств массовой информации. Приведем определение массовых коммуникаций Б. Фирсова: «Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории»;
- глобальные - коммуникации, выходящие за пределы стран и континентов;
- региональные – коммуникации,
осуществляемые в рамках
- отраслевые – передача информации, обмен ею внутри отдельной отрасли.
2. По ареалу распространения
с учетом особенностей
- личные – взаимодействие индивида с индивидом в личных целях;
- организационные или корпоративные (внутренние – внешние) – коммуникации, связанные с деятельностью определенной организации осуществляемые в ее интересах;
- общенациональные – коммуникации, осуществляемые на государственном уровне;
- международные –
коммуникации, осуществляемые между
государствами или затрагивающи
3. По характеру кодирования сообщения (информации), независимо от специфики получателя, коммуникации подразделяются на следующие виды:
- вербальные – коммуникации с использованием слова (речи или письма);
- невербальные – коммуникации без использования слов;
- устные – коммуникации,
осуществляемые в
- письменные – коммуникации,
осуществляемые опосредовано, с
помощью текстов,
- электронные (неэлектронные).
4. По характеру кодирования с учетом специфики получателя (адресата):
- публичные – коммуникации,
обладающие экспрессией,
- личностные (индивидуальные) – рассчитанные на получение Сообщения только конкретным индивидом;
- конфиденциальные –
разновидность личностных
- монокультурные (мультикультурные)
– данные коммуникации
5. По характеру процесса,
с учетом его результативности
коммуникации подразделяются
- эффективные (успешные)
– неэффективные. Проблема
- интенсивные – данная
характеристика отражает
Знание видов коммуникаций, их роли в социальной сфере важно для грамотной организации ПР-деятельности. При реализации ПР-проектов коммуникации являются «инструментарием» и «материалом» одновременно. Не случайно ряд авторов невольно объединяют понятия «паблик рилейшнз» и «коммуникации». Так, например, К.В. Антипов, Ю.К.Баженов в своем учебном пособии «Паблик рилейшнз» предлагают «Шесть ступенек к эффективной коммуникации». В конечном итоге речь идет не о коммуникациях как таковых, а о планировании и реализации ПР-программы. Надо заметить, подобных «сокращенных» вариантов изложения сути и технологий ПР достаточно много. Это своего рода популяризация профессии. Будущим ПР-специалистам и управленцам следует стремиться к более глубокому знанию. [8, С.45]
В ПР одинаково важны все виды коммуникаций. Причем на первый план выдвигается проблема успешности коммуникации. Ведь ПР предполагают не просто организацию процесса взаимодействия и общения, но прежде всего – достижение конкретного результата. Поэтому мы выделяем три условия успешности коммуникации, применяемые в ПР [8, С.46].
Итак, готовится ли устное выступление или сочиняется текст для отправки клиенту, необходимо помнить, что мы осуществляем процесс передачи информации. Чтобы максимум передаваемой нами информации достиг адресата, важно обеспечить соблюдение трех условий:
Принципиально важным является единство названных условий. Приведем конкретный пример. В администрацию провинциального банка приходит предложение о сотрудничестве от столичной фирмы, работающей в сфере информационных технологий. Большой объем текста, информация изложена в профессиональном стиле, насыщенном специальными терминами. В итоге заложенные в тексте варианты сотрудничества оказались как бы зашифрованными для работников провинциального банка, не имевших представления о предлагаемых новых технологиях. Хотя, возможно, в столичных городах данный текст был воспринят. В итоге коммуникация с точки зрения ПР не состоялась: конкретный результат (возникновение интереса к предложению) не достигнут. Явно нарушено второе условие – быть понятным адресатом. Текст следовало построить с учетом конкретного результата: доступным, популярным языком, не злоупотребляя полнотой информации как таковой. Только тогда считается коммуникация состоявшейся, когда информация воспринята адресатом. Квалификация ПР-специалиста предполагает это умение: находить верное соотношение между полнотой информации, ее характером – с учетом адресата и конкретной цели коммуникации.
По критерию отношения к границам организации коммуникации могут быть внешними и внутренними. Внешние коммуникации пересекают границу и организации, выходя за ее рамки. При этом источник или получатель сообщения находится за пределами организации. Примером может служить пресс-релиз, посылаемый организацией в средства массовой информации. А также публичное выступлении организационного представителя на пресс-конференции, издание информационного бюллетеня для широкой публики, «дни открытых дверей». Квалифицированное ведение внешних коммуникаций требует хорошего знания внешней среды организации, в том числе знаковых систем, используемых объектами внешней среды.
Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой организации – и источник и получатель находятся внутри организации. Корпоративная газета – информационный листок для занятых, собрания сотрудников подразделений и корпоративные радио и доски объявлений, внутреннее телевидение и внутриорганизационная часть Интернет- пространства (Интранет) относятся к средствам осуществления внутренних коммуникаций. Выбор и построение оптимальных внутренних коммуникаций определяется характером и особенностями организации – организационной миссией, ее общественным статусом, масштабами, сферами деятельности, целями и стратегией. Эффективные внутренние, также как и внешние коммуникации должны быть важнейшим элементом организационной культуры [13, С.49].
По критерию характера взаимодействия коммуникации могут быть личными и неличными. Личные коммуникации предполагают личный контакт – «персона-персоне» - при личной встрече, по телефону или по почте (обычной или электронной). Неличная коммуникация не предполагает контакта «персона-персоне».
По направленности коммуникации можно классифицировать на горизонтальные, вертикальные, диагональные – в зависимости от уровня, или статуса участников. Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между лицами одинакового статуса, или уровня в социальной иерархии. Значение горизонтальных коммуникаций в компаниях растет вместе с тенденцией децентрализации управления. Вертикальными называют коммуникации между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной или организационной иерархии – между руководителем компании и ее менеджером, например. Диагональной является коммуникация участников разных уровней управления, не принадлежащих к одной вертикали управления.
Коммуникации могут быть текущими, - осуществляемыми по обычному графику в соответствии с перспективным или среднесрочным планом. Это, например, регулярный выпуск корпоративного новостного листа и рассылка его через Интернет ( news-list), выпуск корпоративной газеты, регулярно проводимые собрания сотрудников. Ситуационные изменения – кризисы и внезапные возможности – вносят изменения в размерный характер коммуникаций, требуют экстренных, ситуационно-детермированных коммуникаций.
Формальные коммуникации отличаются от неформальных их документированность. Письменная и/или протокольная, регламентированная утвержденными инструкциями форма. Несмотря на свой неочевидный статус, неформальные коммуникации – слухи, информация «из уст в уста», достаточно влиятельны в формировании общественного мнения. Примером может служить преднамеренная утечка информации, подхваченная средствами массовой информации.
Электронные коммуникации отличает высокая скорость, адресность и потенциал широкого масштаба распространения информации. Электронные коммуникации являются необходимыми не только для активной внешней, но и внутренней работы организации. Это электронная почта, Интернет-представительство организации или web-страница персоны, корпоративный информационный портал, листы рассылки новостей или дискуссионные листы, web-конференции и форумы, телеконференции.
Монокультурными являются коммуникации между участниками одной культуры. Мультикультурные коммуникации пересекают границы культур, строятся для нескольких инокультурных аудиторий. К таким коммуникациям можно отнести выступление в прессе, которую читают граждане разных стран, рассылку пресс-релиза в несколько иностранных информационных агентств. Глобализация бизнеса увеличивает значимость мультикультурных коммуникаций и, соответственно, мультикультурный аспект квалификации ПР-специалиста [17, С.89].
Организация может строить коммуникации с участниками – «игроками» разных отраслей (например, электроника, топливно-энергетический комплекс, автомобилестроение) и сфер жизни общества (бизнес, государство, наука, образование, культура). При этом коммуникации могут иметь функциональный аспект, т.е. относиться к одной из функций управления – финансовые, маркетинговые, кадровые, операционные (производственные), информационные. Так например, пресс-релиз для газеты отрасли электронных технологий может содержать новости по функции финансов – данные об инвестициях в Интернет-проекты.
По критерию масштаба коммуникации могут быть локальными (местными), региональными, национальными, глобальными. Так, например, статья в местной газете охватывает местную аудиторию, а видеорепортаж телекомпании CNN – глобальную аудиторию.
Организация может строить коммуникации как с отдельными личностями, так и с организациями. Этот аспект коммуникаций важен в работе с потребителями, общественными объединениями, профессиональными сообществами.
По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения коммуникации можно условно разделить на вербальные (речевые) и невербальные (не речевые). Вербальные и невербальные аспекты организационных коммуникаций имеют особое значение в силу своей универсальности – они присущи всем типам коммуникаций [14, С.11].
Средства массовой информации играли и играют важную роль в жизни человека, так как в них отражаются социально-экономические и политические требования общества. На сегодняшний день масс-медиа - это не только средства трансляции и переработки определённой информации, но и активные субъекты, выразители, аккумуляторы различных точек зрения общественного сознания. Именно через средства массовой информации до широких кругов населения доводится информация о важнейших реформах последнего времени: монетизация льгот, реализация приоритетных национальных проектов, становление местного самоуправления, модернизация ЖКХ, развитие малого бизнеса и другие. Главная сложность состоит в том, что населению трудно понять происходящее, поскольку скорость вступления в силу новых законов значительно превышает скорость информирования населения. Население не всегда понимает суть новых законов, а это, в свою очередь, порождает в общественном сознании чувство неопределённости и недоверия к государственным органам власти.
Информация о работе Теория коммуникации органов муниципальной власти