Теория коммуникации органов муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. В начале XXI века осознается ключевая роль коммуникаций в управлении. Особую востребованность тема коммуникаций и особенно ее технологических аспектов приобретает в связи с огромным значением в современном социальном управлении процессов переговоров на различных уровнях. Применение коммуникативных технологий повышают эффективность международных экономических и политических соглашений, реализацию принципов социального партнерства между предпринимателями, профсоюзами и государством, проведение экспертиз инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития, переговоров между различными фирмами и внутри организации, установление договорных отношений между представителями государственного и муниципального управления и населением.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты коммуникации и коммуникационной политики муниципальных органов
1.1. Понятие коммуникации и основные парадигмы ее изучения
1.2. Классификация коммуникаций
2.Анализ коммуникационной политики муниципальных органов
2.1.Значение коммуникационной политики в деятельности органов государственной и муниципальной власти
2.2. Особенности функционирования PR-служб в муниципальных органах
3.Особенности работы Отдела по работе со СМИ Администрации г.Костромы
Заключение
Список литературы
Контент-анализ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС Теория коммуникации и коммуникационная политика муниципальных органов.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. В начале XXI века осознается ключевая роль коммуникаций в управлении. Особую востребованность тема коммуникаций и особенно ее технологических аспектов приобретает в связи с огромным значением в современном социальном управлении процессов переговоров на различных уровнях. Применение коммуникативных технологий повышают эффективность международных экономических и политических соглашений, реализацию принципов социального партнерства между предпринимателями, профсоюзами и государством, проведение экспертиз инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития, переговоров между различными фирмами и внутри организации, установление договорных отношений между представителями государственного и муниципального управления и населением.

Особенно  актуально изучение коммуникационных процессов вообще и неформальных в частности для организационной культуры России. Традиционно, а также в силу неразвитости гражданского общества российский производственный коллектив являлся сферой наложения хозяйственной и социальной жизни. Такова была российская соседская община, таков был советский производственный коллектив, таковы коллективы государственного сектора и новообразованные коллективы частных фирм и предприятий постсоветского периода. Здесь человек не только функционирует в системе разделения труда, но и вступает в сложные и разветвленные неформальные отношения, реализуя себя как личность. Доля таких неформальных отношений в российской производственной жизни очень велика, что отличает нашу деловую культуру от западной.

Существенным  моментом, требующим дополнительного  внимания к проблеме коммуникаций, является также специфическая ситуация в сфере государственного и муниципального управления, где происходят сложные процессы смены поколений и управленческих парадигм. Новая концепция государственного и муниципального управления предполагает прежде всего пересмотр идеологии взаимодействия с населением: благосостояние население и удовлетворение его потребностей понимаются теперь как приоритетная задача деятельности органов государственной власти. Это требует, с одной стороны, установления эффективной обратной связи с населением, расширение и развитие внешних коммуникаций органов власти, а с другой — перестройки деятельности внутри самих организаций. Хотя принципы классического управления по-прежнему остаются приоритетными для деятельности органов исполнительной власти, они нуждаются в существенном дополнении со стороны новых моделей управления. В современной ситуации государственная и местная власть так же, как и коммерческие организации должна реагировать на динамику внешней ситуации, учитывать запросы и изменяющиеся потребности населения, а значит, и использовать такие управленческие технологии, как стратегическое планирование, прогнозное проектирование, командную работу, создание временных рабочих групп для решения насущных проблем, применение новых компьютерных и информационных технологий для обеспечения принятия административных решений. Все эти технологии требуют эффективной коммуникации как внутри подразделений, так и во всей системе государственной власти в целом. Реализация основной цели государственного управления — удовлетворения потребностей человека — возможна только, если государственное управление станет более гибким, а это, в свою очередь, возможно в случае развития горизонтальных связей и коммуникаций. При этом реализация концепции усиления вертикали государственной власти не только не уменьшает значимость горизонтальных коммуникаций в регионах и на местах, но наоборот усиливает. Именно гибкая власть на местах должна диалектически дополнять и компенсировать издержки жесткой вертикальной связи.

Предмет исследования:  особенности теории коммуникации  и коммуникационной политики   муниципальных органов.

Объект исследования: коммуникационная  политика  муниципальных  органов.

Цель исследования:  изучить особенности теории коммуникации и коммуникационной политики   муниципальных органов

Задачи, поставленные  в соответствие с целью:

1.Рассмотреть   понятие коммуникации.

2.Представить  классификацию коммуникации.

3.Выявить  значение  коммуникационной политики  муниципальных органов.

4.Изучить  особенности  функционирования  органов по связям с общественностью.

5.Проанализировать  деятельность Отдела по работе  со СМИ Администрации  г.Костромы.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, описание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты коммуникации и коммуникационной  политики муниципальных органов

1.1. Понятие коммуникации  и основные парадигмы ее изучения

 

 

Современные теории управления рассматривают коммуникации как важнейшее условие возникновения  и существования организаций. Так, один из основателей школы «социальных  систем» Ч. Барнард считает «систему связи» наряду с «системой принятия решений» атрибутивной характеристикой любых организаций. Только коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания создают организационную структуру и возможность кооперации и управления [6, С.35].

Подобное  повышенное внимание к коммуникационным процессам обусловлено рядом обстоятельств. В числе первых— кризис классической рационалистической модели менеджмента, господствовавшего долгое время не только на Западе, но и в России. Эта модель, восходящая к системе Тейлора и теоретическим представлениям М.Вебера, предполагала жесткую должностную субординацию и властную вертикаль единоначалия, четкие алгоритмы управления, формализованные должностные инструкции и процедуры контроля, быстрое продвижение по результатам труда и индивидуальным достижениям. На Западе, в частности в США, эта модель широко использовалась вплоть до 1970 г. Она была положена в основу организации большинства крупных промышленных корпораций, ориентированных на производство продукции массового спроса. В России данная модель получила одну из своих интерпретаций в командно-административной системе государственного управления.

Рост и динамизм производственных связей, необходимость многовариантности  решений, гибкой переориентации производства и сбыта сделали модель «жесткого управления» неэффективной. В условиях социального и экономического динамизма задачей менеджмента становится создание адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов. Очевидно, что эти задачи нельзя решить при жестком закреплении обязанностей, статической системе разделения труда и узкой специализации членов организации. Менеджмент в условиях неопределенности предполагает работу согласованной команды с гибким перераспределением обязанностей и функций руководства, неформальными процедурами координации, принятия решений и группового контроля.

Решающее значение при  работе такой команды приобретает  управление коммуникационными и информационными связями между членами команды, с одной стороны, руководством и подчиненными — с другой, и с внешней средой — с третьей. При этом управление осуществляется не только через построение формальных коммуникационных и информационных потоков, но и посредством регуляции межличностных, неформальных коммуникаций. Очевидно, что руководство такой командой невозможно только административными методами. В рамках и в связи с потребностями новой модели управления получают свое развитие современные концепции лидерства как неформального руководства, дополняющего администрирование. В их числе, во-первых. «Теория видения», в соответствии с которой лидер отвечает за обладание долгосрочного взгляда на развитие организации и «включение» ее сотрудников в это «видение» с помощью эффективной коммуникации. Другой современной концепцией является «Теория трансформационного лидерства». По мнению ее авторов (Джеймса. Мак-Грегора, Берна) цели организации должны отражать потребность как лидеров, так и их последователей. При этом основная функция лидера заключается в ведении переговоров и торгов с последователями по поводу соотношения их вкладов и вознаграждений. Управление основано не на манипулировании, а на рациональном обмене. Идею неразрывной связи лидеров и их последователей подчеркивают и такие концепции, как «Джаз-лидерство» и «Связующее лидерство» [7, С.89].

Акцент на управление неформальными коммуникациями появился, в связи с рядом факторов: во-первых, с пониманием того, что межличностные деловые отношения опосредуют формальные организационные, управленческие и технологические связи, во-вторых, со стремлением современного менеджмента ограничить вертикальные звенья организационной структуры, заменив их развитыми горизонтальными связями, где неформальные коммуникации имеют набольшее значение.

Именно потребности  управления привели в начале XXI в. к актуализации темы коммуникации и потребности создания единой теории коммуникации. Однако коммуникации изучались людьми очень давно, и это изучение велось во многих науках, с разными целями и с использованием разнообразных методов. Это полифоническое и многослойное прошлое сказалось и на самом понимании термина «коммуникация». Как и следовало ожидать, оно весьма неоднозначно. Рассмотрим некоторые из этих определений коммуникаций.

Каждая наука расставляет  свои акценты в понимании коммуникации. Психологи обозначают термином «коммуникация» как процессы обмена продуктами психической деятельности, так и общение вообще [8. С.38], т.е. взаимодействие общественных субъектов (классов, групп), обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. [9, С. 9]

В кибернетике под  коммуникацией понимается «обмен информацией  между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее. преобразовывать».

На обыденном уровне, согласно энциклопедическому словарю, коммуникация определена как «общение, передача информации от человека к  человеку».

Философский энциклопедический  словарь определяет коммуникацию как  общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передачу того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков зафиксированных на материальных носителях.

Можно зафиксировать, что  коммуникация связывается, с одной  стороны, с процессом передачи информации, с другой — с процессом человеческих взаимодействий, с общением. Давая рабочее определение, попытаемся отразить оба этих аспекта, поскольку они взаимосвязаны: без взаимодействия невозможно передать информацию, а без передачи информации взаимодействие теряет свое содержание. Кроме того, поскольку предметом нашего изучения являются именно управленческие коммуникации, в определении необходимо отразить цель коммуникации. Поэтому можно взять за исходное определение Э.Роджерса, дополнив его определением механизма передачи информации — человеческого взаимодействия. В результате управленческую коммуникацию можно определить следующим образом.

Коммуникация — это процесс трансляции идеи от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя, а также взаимодействие как механизм этой трансляции.

Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. В системе массовой коммуникации особую значимость имеет коммуникация в управлении.

Управленческие коммуникации — это совокупность информационных связей между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали (внутренняя среда) и с внешней общественной средой.

Понятие «коммуникация» имеет двойной смысл:

во-первых, оно фиксирует статику взаимодействия, например акт, письменный документ, несущий информацию, выполняющий функции: информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выполняющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты.

во-вторых, фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения [10,  С.67].

Взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона — это связи, независимые от характеристики отдельных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия; это система официальных, служебных отношений, определяемых статусом должностного лица, предписаниями, инструкциями, правилами, нормативными актами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием.

Субъективная сторона — это сознательное отношение людей друг к другу, основанное на индивидуальности. Известно, что люди ведут себя по-разному в одной и той же статусной позиции, т.е. придерживаются разных моделей поведения, разных социальных ролей.

Социальная роль — это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных данному конкретному статусу. Таким образом, статус дает статическую, а роль — динамическую картину социального взаимодействия.

Коммуникация в системе управления - официально, юридически регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ними определенной самостоятельности и индивидуальности.

С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:

- форму взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции,

- социотехническую систему,  где системообразующим компонентом выступает человек, совокупность взаимодействующих людей.

Коммуникационная система  реализуется одновременно через  содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения — субъективная составляющая коммуникационного процесса.

Взаимодействие обеспечивается и выражается через:

а) систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;

б) распределение функций (горизонтальная специализация);

в) субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);

г) систему коммуникаций — средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).

Управленческая деятельность имеет коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса — при приеме, передаче и переработке информации, во всех элементах его структуры.

Информация о работе Теория коммуникации органов муниципальной власти