Теории правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблема правопонимания - одна из актуальных и наиболее сложных в современной правовой теории и юридической практике. Современные исследования сводят суть данной проблемы к отсутствию единого представления или даже общего, удовлетворяющего общественным потребностям, определения права. Необходимо учитывать тот факт, что в современной юридической науке используется множество различных трактовок права, что объясняется во многом прямой зависимостью от понимания права, восприятия всех остальных правовых явлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Основные школы в изучении права……………………………….
1.1. Теологическая теория права…………………………………………….
1.2. Историческая школа права………………………………………………
1.3. Нормативистская школа права…………………………………………..
1.4. Марксистская школа права……………………………………………….
1.5. Правопонимание в Российской истории………………………………..
1.6. Широкий и узкий подходы правопонимания…………………………..
Глава 2. Современное правопонимание…………………………………….
2.1. Модернизация сложившихся концепций правопонимания……………
2.2. Объединение наиболее общих учений о праве……………….
2.3. Новые подходы к правопониманию……………………………
Заключение …………………………
Список использованных источников……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Точилин курсовик.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

Теории правопонимания

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Основные школы в изучении права……………………………….

1.1. Теологическая теория права…………………………………………….

1.2. Историческая школа права………………………………………………

1.3. Нормативистская школа права…………………………………………..

1.4. Марксистская школа права……………………………………………….

1.5. Правопонимание в Российской истории………………………………..

1.6. Широкий и узкий подходы правопонимания…………………………..

Глава 2.  Современное правопонимание…………………………………….

2.1. Модернизация сложившихся концепций правопонимания……………

2.2. Объединение наиболее  общих учений о праве……………….

2.3. Новые подходы к  правопониманию……………………………

Заключение …………………………

Список использованных источников……………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

             Проблема правопонимания - одна из актуальных и наиболее сложных в современной правовой теории и юридической практике. Современные исследования сводят суть данной проблемы к отсутствию единого представления или даже общего, удовлетворяющего общественным потребностям, определения права. Необходимо учитывать тот факт, что в современной юридической науке используется множество различных трактовок права, что объясняется во многом прямой зависимостью от понимания права, восприятия всех остальных правовых явлений. 
Представители каждой из выдвигаемых концепций утверждают, что именно их подход является наиболее приемлемым. Такое состояние неопределенности, существующее в современной правовой науке, порождающее бесчисленное количество различных теорий, правовых школ, дезинтегрирует научное сообщество, сталкивая различные точки зрения. 
Если в теоретическом плане плюрализм мнений по вопросу правопонимания следует признать приемлемым, то в практическом значении неоднозначные, а порой и противоположные мнения по вопросу понимания права дают негативный оттенок. Важность интерпретации права не ограничивается одной лишь научно-теоретической ролью. Помимо теоретической значимости изучения проблем правопонимания следует отметить и другую важную составляющую данного вопроса - его практическую ценность. 
Целью данного исследования является изучение основных научных подходов к пониманию, интерпретации права. 
Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:  
- исследовать теоретические подходы права; 
- изучить современное понимание права; 
-проанализировать научно-практический потенциал различных теорий правопонимания  
- исследовать основы системного подхода к правопониманию 
Объектом исследования являются основные подходы к определению права. 
Предметом исследования является совокупность факторов, влияющих на возникновения и развития основных подходов к определению права. При написании курсовой работы был использован материал различного характера: монографические исследования и научные статьи Лейста О.Э., Мартишина О.В. Алексеева А.А. ведущих правоведов МГЮА им. Кутафина, Саратовской юридической академии и т.д.

Практическая значимость. Материалы по исследованию могут быть использованы для проведения практических занятий, конференций, лекционных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Теологическая теория права

             В науке всегда  существовало  и  существует  множество  различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития  государства  и  права. Каждая научная теория, изложенная в исследованиях известных правоведов, философов и политологов, по своему интересна  и познавательна, но особое внимание вызывала спор теологическая (религиозная) теория, согласно которой государство и право  созданы  Богом.  Поскольку религия стоит   у   истоков   образования    первых  прогосударств, с момента появления первых социальных групп),    и    первые политико–правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на  ней, то божественная теория происхождения государства и  права  является  самой древней.

        Теологическая теория восходит своими истоками к периоду древности. Известно, что ещё в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу специфики мировоззрения части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли на протяжении столетий. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период средневековья.

          На рубеже XII - XIII в Европе развивается теория "двух мечей", согласно которой основатели церкви имели два меча. Один оставили при себе, а второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Правитель, по мнению священников, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории – сводился к утверждению превосходства церкви над государством и доказательству, что нет государства и власти "не от бога"1.

           Большую роль в развитии данной  теории сыграло учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), утверждавшего, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.  Религиозные учения о происхождении государства и права актуальны и в современных исследованиях. Наряду с ними ученые многие возвращаются к учениям древнеримских ученых том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти, а именно: жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и т.д.  Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии, а в области экономики и в социальной жизни людей.   Вообще религия  –  это  не  случайное  образование,  навязанное  людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как  полагали  многие  средневековые идеологи. Религиянеобходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст  всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

      Вместе  с  религией  по мнению Иванова В.В. видоизменяется  и  понятие  права,  так  как  свои возникновением  оно,  обязано   религиозной   морали2. Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских посланиях к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.  Согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

           Несмотря на широкую распространенность  данного учения, в  теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться: ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры; теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога. Но есть и положительные стороны теории, которые связывают понятия «право» и «справедливость»3. Данное учение в некоторых странах современного мира по сей день остаются актуальными и востребованными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Историческая школа права

            В конце XVIII - первой половине XIX века в Германии зародилось новое и весьма влиятельное течение в изучении права. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос не о том, в чем заключается сущность права и чем оно должно быть, а о том, как право возникает и какова его история. Основоположником данного учения в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права стал Густав Гуго (1768—1844) — профессор Гетгингенекого университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779— 1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866), которые во многом предопределили развитие  данного учения.

Данное направление возникло как протест против двух факторов:

1) против философского рационализма XVIII века, который не обращал внимания на исторические особенности развития права и отстаивал веру в естественное природное право;

2) против установлений  Великой французской революции, которые провозглашали преимущество  человеческой воли над традициями  и обстоятельствами.

         Ученый Гуго уподобляет развитие права развитию языка, утверждая, подобно тому как язык не устанавливается договором, и не дан от Бога, так и право создается не столько благодаря законотворчеству, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам их жизни. Акты власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания», утверждаю представители школы4.

             Подобных взглядов придерживался Фридрих Карл фон Савиньи, который считается главой исторической школы права. Савиньи доказывал, что право не устанавливается волею определенного лица. Право — это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого народа растет вместе с ним. Как отмечал Савиньи, всякое право возникает тем способом, который господствующее словоупотребление называет обычным правом, то есть создается, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией. Георг Фридрих Пухта -последователь и ученик Савиньи — определял народный дух как объект философско-правового анализа. По его мнению, народный дух — это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух все производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права. Возвысить авторитет обычного права, показать его связь с народным духом,практическую силу — таковы основные идеи взглядов Пухты. Но в научных взглядах исторической школы права положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Особое внимание акцентировали ученые школы на трактовке правовых институтов в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа. Консервативная по взглядам, историческая школа права, тем не менее, пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными теориями, методологическими приемами. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области прав, имевшей место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы. Научные исследования представителей данной школы во многом определили дальнейший вектор развития теорий о государстве и праве в контексте науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Нормативистская теория права

           Правовое учение нормативизма уходит корнями к формально-догматической юриспруденции XIX в. и оформилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме. Ученый В.А. Туманов отмечает, что методология позитивизма эту теорию довела до крайности, и потому получила название «чистой теории права»5, родоначальником которой является австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Он преподавал после распада Австро-Венгерской монархии в Венском университете, был советником по юридическим вопросам первого республиканского правительства и подготовил проект Конституции 1920 г. Австрийской республики. После присоединения Австрии к нацистской Германии Кельзен эмигрировал в США, где и продолжил исследование данной проблемы.

          Позже  Кельзен в своем учении  «Чистая теория права» изложит  основные мысли идеологии. Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат кантианской философии, согласно которому «должное» - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (то есть природы и общества). Поскольку право есть система правил должного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от «сущего». По мнению Кельзена, «право определяется только правом» и «сила права только в нем самом»6. Он определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Под чистой теорией права автор понимает юридическую науку, которая исключает в изучении права его экономическую, политическую, идеологическую, моральную оценки. То есть юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований права, а изучать его специфическое содержание, «понимать его из самого себя». В этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права. Чтобы найти фундамент права, Кельзен выдвигает идею «основной нормы», из которой вытекают, другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструкцию в виде пирамиды. Основная норма связана с конституцией и звучит следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, , по Кельзену, т.к. государство - это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.

             Положительным звеном нормативизма по мнению А.И. Кассана является формирование таких качеств права, как нормативность, формальная определенность, способствующие совершенствованию права как системы, его формализации. В литературе по мнению ученого Е.А. Воротилина идеи нормативизма в современном мире связаны с институтами конституционного контроля, созданием специального органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г.

            Нормативистское  учение Г. Кельзена сформировавшееся в первой половине XX в. имело как свои недостатки, так и положительные стороны, что вызывало споры о негативности ее во многих странах. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение и в Латинской Америке, где нашла многочисленных сторонников, а также оказало влияние на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном7. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международного права.

Информация о работе Теории правопонимания