Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:43, доклад
В действующей Конституции личные права и свободы (ст.20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
В соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения.
Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 г.) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52. ч.1. Ст. 4921..
2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства
Право гражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих прав человека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и в ст.12 "Международного пакта о гражданских и политических правах", подписанного СССР 18 марта 1968 г., ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ и вступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г.
Свобода передвижения в конституционном праве понимается как совокупность нескольких прав, а именно: право на свободу передвижения в пределах территории государства, право на выбор места жительства на территории государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться обратно.
Право на свободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом.
Право на выбор места жительства
и места пребывания является отражением
естественного состояния
2.8 Свобода совести и вероисповедания
Действующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения". Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц.
26 сентября 1997 г. принят
Федеральный закон "О свободе
совести и о религиозных
Так, часть 1 ст.3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" почти дословно дублирует норму ст.28 Конституции, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом упускается важная формулировка о том, что это право гарантируется "каждому", что в соответствии с конституционной терминологией означает: всем лицам вне зависимости от гражданства - гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства. В норме Закона, как и в самой Конституции РФ, термин "иные убеждения" остается без расшифровки; по смыслу Закона также нельзя сделать однозначного вывода о содержании "иных убеждений", так как в Законе ни атеистические, ни антирелигиозные убеждения или соответствующая деятельность в какой бы то ни было форме ни разу не упоминаются.
2.9 Свобода мысли и слова
Мысль как результат и
продукт мышления отражает познание
окружающего мира и самого себя в
этом мире, что воплощается в определенных
представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях.
Свобода мысли характеризует
духовную свободу человека, его внутренний
мир, который сам по себе не может
быть предметом правового
Свобода слова - это гарантированная
государством возможность беспрепятственно
выражать своё мнение и убеждения
по самым различным вопросам общественного,
государственного, иного характера
посредством устного или
Конституции советского периода
гарантировали свободу слова, печати
в соответствии с интересами народа
и в целях укрепления и развития
социалистического строя и
Положения Конституции РФ
о свободе мысли и слова
соответствуют международно-
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
В современный период ограничения в этой области установлены как на международно-правовом, так и на национальном уровнях.
2.10 Право на информацию
В России конституционное право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года (далее - Декларация). Согласно ч.2 ст.13 Декларации каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
В ч.4 ст.29 Конституции РФ список правомочий, составляющих право на информацию, дополнен правом передавать и производить информацию. Общие основания законодательных ограничений права на информацию, в отличие от Декларации, в ныне действующей Конституции РФ не приводятся, поскольку они следуют из общих принципов ч.3 ст.55 Конституции РФ. Но положение о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, сохранено в качестве важного предела вводимым ограничениям права на информацию.
2.11 Право на защиту своих прав и свобод
Исполнение законодательных
положений, направленных на защиту прав
граждан и юридических лиц, и
создание условий для реализации
ими своих прав и законных интересов
уже в течение многих лет является
самой существенной задачей публичной
власти в России. "Центр тяжести"
правовой защиты в количественном и
качественном отношении лежит на
исполнительной власти, органы которой
обязаны обеспечивать безупречность
своих действий и решений, избегать
ошибок в правоприменительной
Отношения между гражданами
и их объединениями с органами
публичной власти носят разносторонний
характер. По своему функциональному
назначению органы исполнительной власти
тесно связаны с управлением
процессами в экономике, они распоряжаются
огромными государственными и муниципальными
материальными и финансовыми
ресурсами. Предметом отношений
между органами публичной власти
и гражданином могут стать
как обязательная государственная
регистрация сделки, получение гражданином
паспорта, организация митинга, осуществление
предпринимательской
Можно обозначить несколько
оснований возникновения
Гражданину предоставляется право самостоятельно выбирать порядок обжалования действий и решений, нарушающих его права и свободы. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 19. Ст. 685. гражданин вправе обратиться с жалобой на подобные действия (решения) либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, приобретая в равной степени как право на административную жалобу, так и право на жалобу-иск или административный иск в судебном органе. Специалисты неоднозначно оценивают данное положение. По мнению одних, необходимо закрепление исключений из указанного правила выбора инстанции, которая будет рассматривать соответствующее заявление гражданина, например, при обжаловании нормативного акта. Другие призывают обжалование действий и решений вышестоящими инстанциями считать составной частью их контрольных полномочий. Закрепить судебный порядок обжалования как единственно возможный - значит принести значительный ущерб экономичности; административное дело должно начинаться в органе исполнительной власти. В соответствии с Законом СССР от 2 ноября 1989 г. N 719-1 "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" Ведомости СНД и ВССССР.1989. № 22. Ст. 416. подача жалобы в вышестоящий орган власти признавалась обязательной стадией административного процесса. Думается, что изменение такого порядка на альтернативный - по выбору гражданина - предоставляет последнему наибольшую оперативность при решении конфликта, сочетая судебную и внесудебную формы защиты прав.
Определение порядка защиты прав зависит от сущности и особенностей конфликтов. От правильного определения сущности спорных отношений, относимых к административно-правовым, зависит и форма их регламентации. Выявление предмета административно-правового спора и его особенностей необходимо для построения четкой системы взаимоотношений между его сторонами (участниками спора).
Институт несудебной
защиты субъективных прав, свобод и
законных интересов граждан путем
обжалования неправомерных