Сущность, признаки и функции исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об административно-правовом статусе органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
1. Сущность и признаки исполнительной власти
2. Функции исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

административное право контроша.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

    ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. С.М. КИРОВА 

    КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность, признаки и функции  исполнительной власти 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Контрольная работа

              по дисциплине «Административное право»

              студента 2 курса юридического факультета

              Кривцова Виталия  Владимировича

              зач. кн. 591/5

 

                                                               
               
               
               
               
               
               

ПСКОВ

2011

Содержание 

 
Введение  ……………………………………………………………………

1. Сущность и признаки исполнительной власти ……………..…………

2. Функции исполнительной власти ……………………………………...

Заключение …………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………...…

 

Введение

      Согласно  ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

      Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, то есть подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении органов исполнительной власти в тех пределах, которые установлены Конституцией (ст. 101, 103, 114).

      Органы  судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.

      Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной  власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъект

      По  своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

     Цель  написания данной контрольной работы - это дать представление об административно-правовом статусе органов исполнительной власти.

       Учитывая  вышеизложенное, задачами настоящей  курсовой работы являются:

  • определение понятия и особенностей  исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти;
  • определение содержания деятельности  исполнительной власти;
  • исследование признаков исполнительной власти;
  • определение функций исполнительной власти.

    Контрольная работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российского законодательства, в т.ч. Указа Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы  федеральных органов исполнительной власти», а также исследований данной проблемы  в зарубежной и отечественной  юридической  литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность и признаки исполнительной власти 

      Исполнительная  власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

      Исполнительная  власть самостоятельна, но только в  функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

      Исполнительная  власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.

      Главные цели исполнительной власти:

1) обеспечение  безопасности граждан, общества, государства 

2) создание  условий, способствующих благополучию  граждан, общества, государства,  развитию экономики страны;

3) создание  условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

     Исполнительная  власть сама обеспечивает безопасность страны и ее жителей, осуществляет защиту слабых, создает систему исполнительной опеки. И она же создает условия для того, чтобы механизмы саморегуляции действовали во всех сферах общественной жизни.

     Исполнительная  власть — инструмент защиты и обеспечения  интересов гражданского общества и  его отдельных членов. Общество, создавая государственную администрацию, оплачивая ее содержание, выполняя ее требования, ожидает, что деятельность этого инструмента будет эффективной, т. е. поставленные цели будут достигнуты в оптимальные сроки и с наименьшими затратами.

     Чтобы быть эффективной, государственная администрация должна действовать целесообразно, рационально используя свои полномочия и ресурсы. И в то же время она должна строго соблюдать закон. Целесообразность в рамках закона, законная целесообразность — основной принцип исполнительной деятельности. И чем последовательнее он осуществляется, тем она эффективнее. Специфика целей и принципов — одна из существенных особенностей исполнительной власти.

     Носителем исполнительной власти служит аппарат  государственного управления, который  имеет свою структуру,  о чем речь пойдет далее. Сфера же деятельности аппарата управления выходит далеко за его пределы, на основе этой деятельности складываются определенные группы отношений по управлению:

  • отношение исполнительной власти с гражданином как в отдельности, так и всеми гражданами, то есть с гражданским обществом;
  • отношения исполнительной власти с многочисленными и разнообразными объединениями граждан - с политическими партиями, общественными организациями и т.д., в которые вступают граждане с целью своего участия в политической, общественной жизни, общения с коллегами по профессии, развития различных инициатив и т.д., что составляет одно из условий упрочения и развития гражданского общества.
  • отношения исполнительной власти — в хозяйстве, социальной сфере, правоохранительной сфере, области внешних сношений и интересов. Все эти сферы так или иначе организационно оформлены и выражены — имеются органы управления государственным имуществом, государственными предприятиями и учреждениями, органы управления в социальной сфере — образованием, наукой, культурой, здравоохранением и др., а также в иных названных выше сферах — министерства и ведомства внутренних дел, иностранных дел, безопасности, обороны, внешнеэкономических сношений и др.
  • отношения исполнительной власти непосредственно с предприятиями, учреждениями и иными организациями, не имеющими таких статусов, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

    Признаки  исполнительной власти:

    1. Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

    2. Второй признак — ее организующий  характер. Она необходима для  налаживания сложной сети общественных  связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

      Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и  общественными процессами.

    3. Исполнительная деятельность — это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

    4. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.). Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

    5. Существенный признак исполнительной власти — наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

Информация о работе Сущность, признаки и функции исполнительной власти