Сущность, признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. Исходя из этого, можно дать определение государства: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность, признаки и функции государства:

Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. Исходя из этого, можно дать определение государства: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства: 

1.  Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2.  Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3.  Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, а также аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

4.  Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5.  Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

6.  Существование системы взимания налогов.

7.  Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1.  Принятие законов и контроль за их соблюдением.

2.  Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3.  Определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция).

4.  Осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля).

5.  Обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка).

6.  Оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция).

7.  Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1.  Осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений.

2.  Заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества.

3.  Обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет.

4.  Определение статуса государственной границы и ее защита.

2. Форма государственного устройства и форма правления:

Формы правления:

Основными формами правления являются монархия и республика:

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);

  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом)

  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

 

Формы государственного устройства:

 

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные

  • Федеративные

  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятия  и признаки функции права:

Признаки:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность  и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права  институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

 

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к  сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход  к сущности права

 

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция  права

2. Политическая функция  права

3. Воспитательная функция  права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция  права – ее назначение заключается  в охране регулятивных норм  от нарушения. Посредством этой  функции в праве закрепляются  меры ответственности.

4. Оценочная функция права  – право позволяет оценить  поведение человека.

 

 

 

4.Источники  права. Нормативно-правовой акт:

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Признание нормативно-правовой акт в качестве юридического факта до настоящего времени остается одним из дискуссионных вопросов в теории юридических фактов. Основание для признания «нормативного юридического акта» в качестве разновидности юридического факта основано на том, что такой акт расценивается как волеизъявление законодателя, имеющее общеобязательное действие.

Именно признак общеобязательности действия нормативно-правовых актов является критерием их отличия от актов индивидуального правового регулирования, предусматривающих модель поведения, предписываемую конкретному субъекту права. Представляется, что нормативно-правовой акт следует рассматривать не в качестве юридического акта (правомерного действия), а как правовое последствие деятельности законодателя, которое заключается в установлении меры и возможности определенного поведения всех субъектов права, то есть в регламентации объема прав и обязанностей, которые включаются в объем правосубъектности.  Поскольку при хищении (краже, разбое) имущество не выбывает из гражданского оборота, постольку и фискальные цели должны быть достигнуты за счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей перевозчиком. Представляется, что распространение подобного подхода и на случаи, когда имущество не просто исчезает, а именно физически уничтожается в результате действий третьих лиц в отсутствие причинноследственных взаимодействий с субъектами обязательства, уничтожение имущества должно расцениваться как юридический факт обстоятельства непреодолимой силы. По этой причине представляются неверными судебные прецеденты, которые не признают, например, уничтожение имущества в результате террористического акта в качестве обстоятельства непреодолимой силы.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

  1. естественное право;
  2. нормативный правовой акт;
  3. нормативный договор;
  4. правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  5. правовой обычай;
  6. религиозные догмы;
  7. правовая доктрина;
  8. принцип права;
  9. правосознание.

 

В настоящее время принято выделять лишь следующие источники права:

  1. нормативный правовой акт;
  2. нормативный договор;
  3. правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  4. правовой обычай;

 

 

 

5. Правовые системы современности:

В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы.

Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

1. Англосаксонская правовая система. Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

2. Романо-германская (континентальная) правовая система. В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.

3. Система мусульманского (религиозного) права. Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права. Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

Информация о работе Сущность, признаки и функции государства