Сущность и виды социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Технология как социальный феномен………………………………………4
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность……………………………4
1.2 Классификации социальных технологий………………………………….6
2. Типы социальных технологий……………………………………………….8
2.1 Универсальные социальные технологии………………………………….8
2.1.1 Социальная диагностика………………………………………………….8
2.1.2 Социальная терапия……………………………………………………….9
2.1.3 Социальная профилактика………………………………………………11
2.1.4 Социальная реабилитация……………………………………………….13
2.1.5 Социальная адаптация……………………………………………………14
2.1.6 Социальное консультирование…………………………………………..15
2.2 Частные социальные технологии………………………………………….16
2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими……………………….16
2.2.2 Социальная работа с мигрантами……………………………………….18
2.2.3 Социальная работа с инвалидами……………………………………….21
2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми……………………………….23
2.2.5 Социальная работа с детьми……………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и виды социальных технологий..docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

-исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

-предупреждение дисфункций;

-обеспечение нормального развития субъекта;

-самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач  с необходимостью предполагает использование  различных методов, основные из которых:

Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в  обществе (законы, инструкции, положения  и т.п.).

Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии  предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические  интересы и экономическое положение  того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая  поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и  экономические санкции.

Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие  виды социальной терапии.

Индивидуальная, которая  применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное  насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в  групповой терапии.

Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении  личностных нарушений или социального  неустройства с использованием групп (при руководстве социального  работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут  формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.

Семейная терапия - работа социального работника или другого  специалиста с семьёй, которая  рассматривается как целостная  единица. Стремясь оказать необходимую  помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

 

2.1.3 Социальная профилактика

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и  других проблем и достижению желаемого  результата. [7]

социальная помощь универсальная  частная

Приведённое выше определение  понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен  этот процесс:

-выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

-предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

сохранение, поддержание  и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

-содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Реализация социальной профилактики предполагает использование  самых разнообразных приёмов  и методов деятельности. На сегодняшний  день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий  для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся  медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

Правовые - разработка и  создание соответствующей системы  правовых норм и правил поведения  и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной  и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

Педагогические - формирование у различных социальных субъектов  социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение  уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно  и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

Экономические - направлены на поддержание приемлемого и  достойного уровня жизни человека и  создание необходимых условий для  удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких  задач используются экономическое  стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая  поддержка и т.п.

Политические - создание в обществе эффективной системы  политических прав, свобод, ценностей  и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

 

2.1.4 Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или  утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально  и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс[8].

Факторы, которые обуславливают  потребность субъекта в социальнореабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е.  социально или природно обусловленные:

возрастные изменения;

-природные, техногенные или экологические катастрофы;

-тяжёлые заболевания или травмы;

-социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или  личностно обусловленные:

-изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

-девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и  им подобных факторов, человек или  группа, во-первых, оттесняются на периферию  социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и  характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой  и окружающим миром. Результатом  этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением  человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает  современное общество, можно отнести  следующие системы:

-здравоохранения;

-образования;

-профессиональной подготовки и переподготовки;

-средства массовых коммуникаций и массовой информации;

-организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

-общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.).

 

2.1.5 Социальная адаптация

В самом общем виде понятие "социальная адаптация" можно  определить следующим образом: это  процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются  требования и ожидания его участников.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что  рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

Адаптационный шок, под  которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или  системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой[9].

Мобилизация адаптационных  ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта  стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.

Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые  выбираются субъектом с учётом собственных  адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а  также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс  социальной адаптации.

Последовательная смена  основных этапов социальной адаптации  предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися  у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации  к новым условиям своей жизнедеятельности.

 

2.1.6 Социальное консультирование

В настоящее время  в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих  друг друга подхода к определению  сущности консультирования[10 с.135-136].

Функциональный, при  нём консультирование понимается как  метод, обеспечивающий клиента практическими  советами и помощью, как любая  форма оказания клиенту помощи в  отношении содержания, процесса или  структуры решаемой задачи, когда  сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт  такую ответственность. При таком  подходе консультант выступает  как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

В настоящее время  в практике социальной работы в целом  и социального консультирования в частности используются следующие  формы и способы деятельности:

-монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

-диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

-ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

-разнообразные тестирования;

-различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант  в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует  от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

 

2.2 Частные социальные технологии

2.2.1 Социальная работа с бедными  и малоимущими

Основой определения  бедности для большинства исследователей является наличие у человека или  группы возможности удовлетворить  свои потребности. При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое  экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять  даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую  её разновидность. Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения, но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Во-вторых, это относительная  бедность, представляющая собой такое  материальное и имущественное положение  субъекта, при котором имеющийся  в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей  или групп. Эта разновидность  бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком  своего материального положения. Реально  это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с  положением других восприниматься как  бедность.

Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический  характер, направленный на переоценку субъектом своего материального  положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Основными направлениями  социальной работы с бедными и  малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка - это  деятельность, направленная на активизацию  собственных сил и возможностей человека или группы по изменению  своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем  конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а  социальные работники или другие специалисты оказывают ему в  этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и  возможности и т.п.

Информация о работе Сущность и виды социальных технологий