Субъекты государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовые аспекты государственного контроля….…..............6
2. Виды государственного контроля…….......................................................11
2.1. Президентский контроль...…................................................................14
2.2. Контроль органов исполнительной власти……………………..……19
2.3. Контроль органов законодательной власти……………………….…29
2.4. Судебный контроль……………………………………………………33
Заключение.........................................................................................................40
Список литературы..............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты государственного контроля.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений предприятий.46 

Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе.47

Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер.48 Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправильной записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляет контроль за их деятельностью. По этим и другим делам судами могут выноситься решения, определения или постановления. При необходимости в них указывается, что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или изменяет их.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение, налоговые правонарушения и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).

В условиях рыночной экономики особую роль играет система Третейских судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей, акционеров.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Третейские суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в России" от 28 апреля 1995 г. и Арбитражного процессуального кодекса.49

Третейский суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений.

Порядок рассмотрения этих дел определен Арбитражным процессуальным кодексом. Содержанием контроля, осуществляемого Третейскими судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных нарушений. Суд принимает решение на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц, Третейский суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим Третейским судом. Немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов. С 1997 г. начал активно действовать институт судебных приставов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Третейские суды и мировые судьи, рассматривая ежегодно миллионы гражданских, уголовных и административных дел, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в ходе изучения темы можно сделать следующие выводы: Государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил, что также является его главной целью. Содержание государственного контроля выражается в деятельности государственных органов, как самостоятельной и активной деятельности органов государства, обусловленной его внутренними и внешними задачами, обеспечивающей предупреждение и выявление правонарушений в различных сферах общественной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных субъектов. Определены цели государственного контроля: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие. Субъектами государственного контроля являются органы государственного управления федерального или регионального значения. Органы государственного контроля созданы и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского государства, а также из законодательно установленной сферы деятельности по контролю и надзору.

Государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия государственных контролирующих органов распространяются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Контроль исполнительных органов государственной власти - этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения. Одной из важных функций судов выступает судебный контроль: судебный конституционный контроль, реализуемый Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; судебный контроль в сфере исполнительной власти; внутриведомственный судебный контроль.

Таким образом, чтобы в нашем обществе нормально существовали законность и дисциплина нужно чтобы в деятельности государства осуществлялся принцип разделения властей, в общественной жизни реально воплощалась справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, чтобы интересы субъектов права находились под надежной охраной государства. И может быть самое главное, чтобы государство отвечало перед своими гражданами за нарушение их законных интересов, а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность перед государством за совершенные правонарушения. Все эти факторы и образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений, которые так необходимы нашему обществу сегодня!

 

 

 

 

Список литературы.

 

Нормативные акты:

 

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993. 

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

 

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

 

4. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

 

5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации"

 

6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета, 23 июля 1994 г.

 

7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

 
8. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712. 
 
9. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О Счетной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 167. 
 
10. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 
 
11. Федеральным законом "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России" от 6 октября 1999 г.

 

12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 07.10.2008) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945. 
13. Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 (ред. от 12.05.2008) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 01.10.2007, N 40, ст. 4717. 

 

Учебная и научная литература:

 

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.. 1998.

 

2. Алехин А.П. Административное  право России: учеб. Для вузов  и фак. / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий; Моск. Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. Фак.; отв. Ред. А.П. Алехин. - Зеркало-М, 2005.

 

3. Бахрах Д.Н. Административное  право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006.

 

4. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. –СПб., 2007.

 

5.Великанова С. Н., Маркова А. А. Административное право. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / С. Н.Великанова, А. А. Маркова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

 

6. Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие. - М: Юрайт 2008.

 

7. Дмитриев Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1008 с. – (Российское юридическое образование).

 

8. Ефимов А.Ф. «Настольная книга  судьи по гражданским делам», М., «Проспект», 2008 г., С. 656;

 

9. Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000.

 

10. Конин Н. М., Журик В. В., Петров М. П. Административное право Российской федерации / Под ред. д. ю, н., проф. Н. М.Конина. – М.: Норма, 2005. – 480 с.

 

11. Кононова П., В. Кикотя, И. Килясханова  Административное право России - М.: Юнити-Дана, 2009.

 

12. Корельского В.Н. и проф. Перевалова  В.Д  Теория государства и права/. -М.: Инфра-М, 2000

 

13. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М, 1972

 

14. Ломакина В.Ф. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Гражданин и право, 2002, № 2.

 

15. Манохин В.М. , Адушкин Ю.С. Российское административное право, - М.: Юристъ, 2006.

 

16. Овсянко Д.М. Административное право, - М.: Юрайт, 2008.

 

17. С.И. Ожегов Толковый словарь

 

18. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Норма, Инфра-М, 1996. - 240c.

 

19. Попов Н.М., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: Проспект, 2010

 

20. Сатышев В.Е. «Административное  право», учебник для ВУЗов, М., «Юрайт», 2012 г.

 

21. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Тюмень, 2004.

 

22. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000.

 

23. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. – М, 2006.

Информация о работе Субъекты государственного контроля