Субъекты государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовые аспекты государственного контроля….…..............6
2. Виды государственного контроля…….......................................................11
2.1. Президентский контроль...…................................................................14
2.2. Контроль органов исполнительной власти……………………..……19
2.3. Контроль органов законодательной власти……………………….…29
2.4. Судебный контроль……………………………………………………33
Заключение.........................................................................................................40
Список литературы..............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты государственного контроля.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

- в своем большинстве органы исполнительной власти формируются Президентом РФ, они не подотчетны и не подконтрольны законодательной власти;

- сегодня в обществе практически отсутствует действенный механизм привлечения к ответственности органов исполнительной власти за неблагоприятные последствия их деятельности (по мнению автора, это одна из основных проблем совершенствования современного административного законодательства. Решение ее видится в необходимости скорейшего принятия Закона РФ «Об административных процедурах» и в создаваемой в Российской Федерации системе административных судов).16

Элементами административно-правового статуса органа исполнительной власти являются комплекс прав и обязанностей и административная правосубъектность. Чаще всего комплекс прав и обязанностей органа исполнительной власти именуют компетенцией.

В административном праве Б. М. Лазарев определяет компетенцию как систему полномочий органа государственного управления, которая включает в себя «обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции... применительно к этим объектам»17. Иными словами, под компетенцией органа исполнительной власти следует понимать комплекс его прав и обязанностей. Таким образом, административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется его компетенцией и правосубъектностью.18

В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

По организационно-правовым формам различаются:

а) правительства; б) советы министров, в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) службы; з) главные управления, управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др.

Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

По общему правилу правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты образуются на уровне РФ, республик. Но в настоящее время правительства, министерства созданы в других субъектах Федерации (Москве, Санкт-Петербурге и др.).

Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.

На базе действующих нормативно-правовых актов по организационным формам сложно определить функциональное назначение, компетенцию и организацию работы органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным.19

Организационные формы и основы статуса федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти".20 Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями республик, уставами и другими законами субъектов Федерации и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом федерализма действующая система 
исполнительной власти состоит из следующих уровней (п. 2 ст. 77 
Конституции РФ):

— федеральные органы исполнительной власти РФ;

— органы исполнительной власти субъектов РФ.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Рассмотрим первый уровень системы органов исполнительной власти, к которому относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительством РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти РФ.

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве РФ» определяет Правительство РФ как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. В состав его входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы.

Другие члены Правительства — заместители и федеральные министры — также назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Правительство согласно Конституции РФ обладает широкими полномочиями во многих сферах жизнедеятельности государства:

— разрабатывает и представляет в Государственную думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— отчитывается перед Государственной думой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;21

— воплощает в жизнь меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.22

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется на основе Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.23

В соответствии с Регламентом работа Правительства организована на основе плана, разрабатываемого на полугодие, который утверждается Председателем Правительства.24

Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенные дни недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по решению Председателя Правительства, в его отсутствие — Заместителем Председателя Правительства по мере необходимости.

Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя может образовать Президиум Правительства РФ.25 Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Оно же обеспечивает организацию и исполнение принимаемых им актов на всей территории России. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Оно может подать в отставку и до истечения срока своих полномочий. Отставка принимается или отклоняется Президентом РФ. Правительству может быть выражено недоверие Государственной думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа ее депутатов. После выражения недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной думы.26

К организационно-правовым формам органов федеральной исполнительной власти относятся:27

— федеральные министерства;

— федеральные службы;

— федеральные агентства.

Таким образом, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 закреплено, что система федеральных органов исполнительной власти включает в себя три элемента: министерства, службы и агентства.28

Первым звеном системы федеральных органов являются министерства РФ.

Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности. Министерство образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства РФ, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно-правовые акты).29

Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы:30

— министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

— министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли).

Вторым звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы. Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств, во-вторых, одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие — находятся в ведении Правительства РФ.

К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся:

— Государственная фельдъегерская служба РФ.

— Служба внешней разведки РФ.

— Федеральная служба безопасности РФ.

— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

— Федеральная служба охраны РФ.

В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Третьим звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные агентства.

Федеральные агентства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Президент РФ определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов 
имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. И лишь два федеральных агентства — Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство — являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства РФ.

Второй уровень системы построения органов исполнительной власти представлен органами исполнительной власти субъектов Федерации. Правовую основу их деятельности образуют ст. ст. 65, 66, 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119_ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституции республик, уставы и иные нормативно-правовые акты других субъектов Федерации.

Информация о работе Субъекты государственного контроля