Субъекты административного права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Так что же такое субъекты административного права? Рассмотрим поподробнее.

Содержание

Вступление………………………………………
1.Субъекты административного права: понятие и виды…………………….
2.Граждане как субъекты административного права………………………….
3.Государственные служащие как субъекты административного права…….
4.Общественные объединения как субъекты административного права………
5.Органы исполнительной власти как субъекты административного права…
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат админ право.docx

— 30.63 Кб (Скачать файл)

 

 Государственно -служебные отношения  делятся на внутренние

(внутриорганизационные ) и внешние  . Это деление является основополагающим  и позволяет проводить различие  между должностными лицами , обладающими  государственно властными полномочиями , и государственными служащими  , такими полномочиями не наделенными.

 Внутриорганизационные государственно-служебные отношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности .

 Внутриорганизационными являются также отношения , возникающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы , распределения обязанностей , поощрения и ответственности и тп.

Внешние государственно - служебные отношения , те, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами ( гражданами , государственными и не государственными организациями ) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий . Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности . Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий , который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий , могут быть участниками лишь внутренних ( внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на :

- высшие ,

- главные ,

- ведущие ,

- старшие,

- младшие.

 Должностные обязанности и  права - это установленные и  гарантированные государством меры  должного и возможного поведения  государственного служащего в  области государственно - служебных отношений.

 Особыми видами федеральной  государственной службы являются:

- военная служба ;

- государственная служба сотрудников  органов внутренних дел;

- государственная служба в федеральных  органах налоговой полиции.

 

 

 

4.Общественные объединения как субъекты административного права.

Право граждан на объединение предусмотрено  ст.30 Конституции РФ. Содержание этого  права , основные его государственные  гарантии , статус общественных объединений ,порядок их создания, деятельности , реорганизации , ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации  и другими законами об отдельных  видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах , благотворительных  и других . Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование , созданное  по инициативе граждан , объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей , указанных  в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

 Эти общественные объединения  могут регистрироваться в установленном  порядке. Членами общественного  объединения являются физические  лица и юридические лица - общественные  объединения , чья заинтересованность  в совместном решении задач  данного объединения оформляется  индивидуальными заявлениями или  документами ,позволяющими учитывать  количество членов общественного  объединения в целях обеспечения  их равноправности как его  членов. Общественные объединения  могут создаваться как общественная  организация ; общественное движение; общественный фонд; общественное  учреждение; орган общественной  самодеятельности.

 Объём административной правоспособности  общественных объединений может  быть различным.

 Деятельность общественных  объединений может быть приостановлена  на определённый срок по решению  суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

 Ликвидация общественного объединения  осуществляется либо по решению  съезда или общего собрания, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации общественного объединения ,являющегося юридическим лицом ,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

 

5.Органы  исполнительной власти как субъекты  административного права.

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая ,являясь частью государственного аппарата ,имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.

 Административная  правоспособность и дееспособность  органов исполнительной власти  возникает одновременно с их  образованием и определением  компетенции, а прекращается в  связи с их упразднением .

 Классификация органов исполнительной  власти производится по территориальному  масштабу деятельности и характеру  компетенции . С учётом территориального  масштаба деятельности органы  исполнительной власти могут быть двух уровней: Федерального и Субъектов России.

 В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят:

 Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти ( государственные  комитеты, федеральные службы, федеральные  надзоры, департамент, главное  управление и агенство); в масштабе  субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти , которые образуются самими субъектами Федерации.

 В зависимости от объёма  и характера компетенции органы  исполнительной власти подразделяются  на :

 а) органы общей компетенции , осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности

(Правительство , местные администрации  ) ;

 б) органы отраслевой компетенции , осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции , осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор , структурное подразделение администрации).

 Правовое положение органов  исполнительной власти ,как субъектов  административных правоотношений, определено соответствующими нормативными  актами.

Субъектом административного права  Президент становится на 4 года в  результате всенародных выборов  при вступлении ,в должность он приносит народу присягу. Президент  является Верховным Главнокомандующим  Вооружёнными силами России.

 Президент, по вопросам отнесённым  к его ведению, издаёт указы  и распоряжения, которые обязательны  для исполнения на всей территории  страны.

 Совет безопасности Российской  Федерации , как консультативный  орган

 Президента , дающий ему возможность  определять стратегию развития общества , действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года (Ведомости.1992 . №24.ст.1323.). Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами.

 Исполнительную власть в  масштабах всей страны осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации , правовое положение которого определено гл.6 Конституции. Согласно указу Президента от 10 января 1994 года “О структуре федеральных органов исполнительной власти “ (САПП.1994.№ 3.ст.190) исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные органы, часть из них подчинена правительству , а другая (10) непосредственно Президенту.

Правительство издаёт постановления  и распоряжения . Свои полномочия

 Правительство слагает перед  вновь избранным Президентом.  Конституция предусматривает порядок  досрочной отставки Правительства.

 Правовой статус федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти  определяется Положениями о них.

 Органы исполнительной власти  субъектов образуются самими  субъектами

 Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты  Федерации сами определяют правовое  положение своих органов исполнительной  власти .

 Наряду с системой органов  исполнительной власти в Российской  Федерации существуют различные  представительства , дополняющие  эту систему.

 Укрепление государственности  - важнейшая задача . Поэтому большое  внимание уделяется формированию  системы исполнительной власти, оптимизации её структур и  распределению компетенции между  ими. Однако соответствующая нормативная  база ещё недостаточна. В Конституции  обозначены лишь её принципиальные  положения .Не установлены права,  регулирующие взаимоотношения между  главой администрации и центром,  главой администрации и законодательным  органом края , области.

 

Заключение.

 

 Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства. В административном праве нормы реализуются гражданами , их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей. Полномочия , которыми наделены субъекты административного права , имеют определенные особенности по своему характеру , объему , формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности , например , обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка , благоустройства , являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия , состоящие из правообязанностей , например , право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования .

 

Библиографический список.

 

1).А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий Административное право России. Часть 1. Учебное пособие/- М.: Зерцало, 2009 г., 528 с.

2). Административное право: В 2 ч. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. — Ч. 2, кн. 1: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. — 621 с.

3).Учебник. Административное право, Москва, 1996 год , под редакцией

 Д.М.Овсянко .

4).Собрание актов Президента и Правительства РФ ,1994 год №4.

5).Сборник законодательств №1 1995 года, №24 1994 года, №3 1995 года.

6).Конституция РФ .1993 год

 


Информация о работе Субъекты административного права: понятие и виды