Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5
Глава 2. Система субъектов административного права................................12
Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15
Заключение........................................................................................................21
Список использованной литературы..............................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

Дисциплина.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

 

Дисциплина: Административное право

Тема: Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика

 

 

Выполнил студент 2 курса

заочного отделения специальности ГМУ

группа

                                                                                                   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5

Глава 2. Система субъектов  административного права................................12

Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15

Заключение........................................................................................................21

Список использованной литературы..............................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

 

  Субъект права в  любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и  обязанностей, которыми он наделен  в связи с необходимостью реализации  своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым  актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

  В административном  праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными  органами и т.д., которые и являются  в этом случае субъектами административного  права, носителями конкретных прав  и обязанностей.

  Полномочия, которыми  наделены субъекты административного  права, имеют определенные особенности  по своему характеру, объему, формам  выражения.

  Полномочия субъектов  административного права могут  выражать право гражданина на  получение высшего образования  или занятия предпринимательской  деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и  организаций блюсти правила общественного  порядка, благоустройства, являться  в правоохранительные органы  по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

Это и определяет актуальность темы данной работы.

  Целью данной работы является рассмотрение субъектов административного права. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: дать понятие субъекта административного права; выделить и рассмотреть виды субъектов административного права, а также систему субъектов административного права.

 

Глава 1. Понятие субъекта административного права

  Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка.

  Традиционно субъектом  административного права считается  физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии  с установленными административным  законодательством нормами участвуют  в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной  власти.

  Субъект административного  права - это одна из сторон публичной  управленческой деятельности, участник  управленческих отношений, наделенный  законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые  отношения.1

  Таким образом, реализация  прав, установленных за субъектом  административного права, и выполнение  им определенных обязанностей  происходят в рамках "конкретного  правоотношения. Поэтому последние  являются основным каналом реализации  административно-правовых норм.

  Субъект административного  права - это конкретный участник  административно-правовых отношений, в которые он вступает либо  по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной  правовой нормой. Например, гражданин  может оспорить принятое органом  исполнительной власти постановление  в суде, если считает, что оно  нарушает принадлежащие ему права  и свободы. Вместе с тем он  может и не оспаривать данного  постановления. Должностное лицо, занимающее  в органе исполнительной власти  государственную должность государственной  службы, обязано защищать права  и свободы граждан и в необходимых  случаях принимать соответствующие  меры по их обеспечению. Прокурор  обязан при наличии достаточных  оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

  Субъекты административного  права - реальные участники административно-правовых  отношений, обладая административно-правовым  статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного  и муниципального), в самой управленческой  деятельности, а также в процессе  управления (административных процедурах).2 Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

  В качестве принципиального  положения следует отметить, что  субъекты административного права  могут реализовывать свой правовой  статус в рамках следующих  четырех крупнейших блоков возникающих  правоотношений:

  1) в организационно-управленческом  праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях  и сферах управления);

  2) в управленческом  процессе, т. е. в рамках использования  управленческих процедур, подготовки  и принятия правовых актов  управления и применения иных  административно-правовых форм и  методов;

  3) в административном  процессе, т. е. в системе отношений  по поводу обеспечения судебной  защиты прав, свобод, законных интересов  физических и юридических лиц;

  4) в административно-деликатном  праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер  административного принуждения  уполномоченными органами и должностными  лицами к субъектам, нарушающим  правовые нормы.

  В специальной литературе  различаются индивидуальные и  коллективные субъекты административного  права.

  Индивидуальными субъектами  являются граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

  Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

  К индивидуальным  субъектам административного права  относятся также государственный  служащий или должностное лицо.

  Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они -- индивидуальные субъекты права).

  Коллективные субъекты  административного права - это группы  людей, являющиеся организациями, которые  выступают во внешних отношениях  как самостоятельный субъект  права; порядок их создания и  деятельность регламентированы  нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях  коллективные субъекты права  действуют от своего имени; законы  и иные нормативные правовые  акты предоставляют им права  и возлагают на них конкретные  обязанности.

  Субъект административного  права всегда является субъектом  права. Одни и те же субъекты  права могут одновременно быть  субъектами различных отраслей  права, в том числе публичного  административного права, иными  словами, один и тот же гражданин  может быть субъектом как гражданского, так и административного или  уголовного права. Суть соответствующих  правоотношений раскрывается через  понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

  Административная правоспособность  и административная дееспособность - главные составляющие административно-правового  статуса субъектов административного  права. Иначе говоря, правоспособность  характеризует субъекта права  как лицо, которое может воспользоваться  при наличии соответствующих  условий конкретными правами, свободами  и на которое можно в действительности  наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической  ответственности.

 Все субъекты административного  права, с одной стороны, имеют  свой особый административно-правовой  статус. С другой стороны, все  субъекты административного права  обладают общими чертами, характеризующими  их административную правоспособность. Как общие, так и специфические  признаки обусловлены предметом  административного права и методом  административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной  правоспособности субъектов административного  права, как:

  1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

  2) наличие специальных  прав и обязанностей субъектов  административного права, способствующих  формированию организационных связей  и отношений в системе публичного  управления (для всех субъектов  административного права);

  3) юридическая властность  действий и распорядительность  решений, принимаемых некоторыми  субъектами административного права (для органов исполнительной власти  и должностных лиц);

  4) реализация государственно-принудительных  полномочий, мер административного  принуждения (для специальных субъектов  права, наделенных соответствующими  полномочиями);

  5) обеспечение защиты  правоотношений, участниками которых  являются граждане (для всех субъектов  административного права);

  6) юридические гарантии  рассмотрения возникшего в системе  публичного управления правового  спора в административном или  судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

  Субъекты административного  права, имеющие установленный административно-правовыми  нормами правовой статус, становятся  участниками административно-правовых  отношений тогда, когда практически  осуществляют определенную за  ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного  права наряду с административной  правоспособностью должны обладать  и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации  принадлежащих им прав в области  публичного управления. Под административной  дееспособностью физического или  юридического лица понимается  их способность своими решениями  и действиями (бездействием) приобретать  и осуществлять права, создавать  для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать  права и свободы граждан.

  У разных субъектов  административного права административная  дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения  является характер прав, обязанностей  и полномочий субъектов. Административное  законодательство закрепляет сам  факт наличия и объем дееспособности  субъектов административного права  в зависимости от различных  критериев:

Информация о работе Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика