Структуры нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов – предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Содержание

1. Проблемы понимания структуры нормы права на практике и в теории.
2. Заполните таблицу:
3. Проблема компетенции правотворческих органов Российской Федерации и субъектов РФ.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

правов.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Заполните таблицу:

 

Критерии

Демократический режим

Тоталитарный режим

1. Законодательство

Разрешено все, что не запрещено  законом.

Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления

2. Полномочия главы государства

Пределы власти устанавливаются обществом  в соответствии с законами.

Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация  общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

3. Принцип разделения властей

Общество выбирает конкретных носителей  власти и контролирует власть.

Ядром тоталитарной политической системы  выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа.

4. Партии

Власть  выбирается гражданами на основе принципов  преемственности, определенных в законах.

партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе

5. Права и свободы

Права и свободы граждан гарантированы  законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Всесильная власть выступает главным  гарантом идеологического контроля над населением.

6. Оппозиция

 

Запрещается всякая политическая оппозиция  и создание без санкций властей  любых организаций.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблема  компетенции правотворческих органов  Российской Федерации и субъектов РФ.

 

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса. [2, C. 109]

Правовую основу организации и  деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную  власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным  Собранием и судами. При этом Правительство  РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

От других органов федеральных  органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство  РФ:

  1. организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;
  2. осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  3. принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и в исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам. [3, C. 202-203]

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он:

  • возглавляет Правительство, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства и организует его работу;
  • представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
  • ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства;
  • представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные  министры принимают участие в  выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений  и распоряжений Правительства и  обеспечивает их исполнение.

Заместители Председателя Правительства в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства  участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительства РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума. [2, C. 109-110]

Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля за выполнением  органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения – департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Правительство РФ руководит работой  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие  общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

  1. утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
  2. устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
  3. назначает на должность и освобождает о должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  4. в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;
  5. учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ. [3, C. 204-205]

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции  и полномочия определены предельно  кратко. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ «осуществляет  иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации». Это, прежде всего, означает, что оно – орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны. Например, оно дает заключение по определенным законопроектам и др.

Конституционные полномочия Правительства  РФ отражены в федеральном конституционном  законе о Правительстве, в котором  они конкретизированы, а также  закреплены многие другие его полномочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

  1. полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Так, Правительство руководит работой данных органов и контролирует их деятельность, а также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство утверждает положение о подчиненных ему органах исполнительной власти. Ему представлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ и др.
  2. общие полномочия. В их пределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.
  3. полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностям соответствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые  призвано осуществлять Правительство  РФ, можно назвать следующие. На него возложены:

  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
  • организация разработки и исполнения прогнозов экономического и социального развития России;
  • утверждение и обеспечение выполнение важнейших федеральных программ;
  • обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии;
  • координация работы органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализация крупных экологических программ федерального и международного значения;
  • принятие мер по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке решения о создании и ликвидации федеральных унитарных государственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федеральным органам государственной власти по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. Некоторые из них делегированы Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Федерации) – по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционерных обществах и т.д. Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно делегировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных предприятий; заключение, изменение и расторжение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение  реализации принципов приватизации государственных и муниципальных  предприятий; руководство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные  полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры:

  • по защите интересов государства, по обеспечению обороны страны государственной безопасности;
  • по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству. [2, C. 111-112]

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия, оно определяет порядок принятия своих решений: постановления и распоряжений Правительства РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Информация о работе Структуры нормы права