Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Правительство Российской Федерации – высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. Статус Правительства Российской Федерации является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно-правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие признаки и правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки Правительства Российской Федерации
1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации
Глава 2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации
2.1 Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
2.2 Полномочия Правительства Российской Федерации
2.3 Функции Правительства Российской Федерации
2.4 Ответственность Правительства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие признаки и правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации

1.1 Понятие и признаки  Правительства Российской Федерации

1.2 Правовое регулирование  деятельности Правительства Российской  Федерации

Глава 2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации

2.1 Состав и порядок  формирования Правительства Российской  Федерации

2.2 Полномочия Правительства  Российской Федерации

2.3 Функции Правительства  Российской Федерации

2.4 Ответственность Правительства

Заключение

Литература

Введение

 

Актуальность курсовой работы. Правительство Российской Федерации – высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. Статус Правительства Российской Федерации является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно-правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России.

Научная разработанность. Вопросы деятельности, формирования, полномочий Правительства Российской Федерации стали темой для исследований различных российских ученых. Среди них: Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М. Но постоянное развитие законодательства, различные административные реформы вносят изменения в данную сферу, что натолкнуло нас выбрать именно эту тему для написанию курсовой работы.

Объектом нашей работы являются общественные отношения возникающие в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти.

Предметом нашей работы являются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как Постановление, Распоряжение, Регламенты.

Цель курсовой работы – провести комплексное исследование порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации порядок его работы.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие и раскрыть  основные признаки Правительства  Российской Федерации

- определить основы правового  регулирования деятельности Правительства  Российской Федерации;

- показать состав, определить  полномочия Правительства Российской  Федерации

- дать понятие и охарактеризовать  основные функции Правительства  Российской Федерации, и раскрыть  его ответственность.

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы

1. Правительство Российской  Федерации – высший орган исполнительной  власти, осуществляющий нормативно-правовое  регулирование на уровне подзаконных  нормативных правовых актов.

2. Содержанием деятельности  правительства является организационно-распорядительная  деятельность по исполнению и  реализации законов, принятых парламентом  Российской Федерации, указов Президента  РФ, а так же иных нормативных  правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие признаки и правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации

1.1 Понятие и  признаки Правительства Российской  Федерации

В 1704 году Петр I образовал кабинет его императорского величества. С этого момента, по сути и начинается история Правительства российского государства как органа. Для более полного представление о Правительстве Российской Федерации как о субъекте Административного права на современном этапе обратимся к его признакам:

- его создание, формирование, компетенция предусмотрены Конституцией  Российской Федерации и Федеральным  Конституционным законом;

- оно возглавляет систему  органов исполнительной власти  Российской Федерации;

- оно является органом  общей компетенции, т. е. ее полномочия  затрагивают все сферы общественной  жизни;

- оно вправе издавать  нормативные акты от своего  имени;

- это коллегиальный орган

- работой правительства  руководит глава государства (президент) или парламент.

На основе вышеперечисленных признаков мы можем дать определение Правительству Российской Федерации.

Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, возглавляющий единую систему и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. Но существует несколько иное определение.

Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Широкие полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Ст. 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Следовательно, правительство как раз наоборот является основным органом исполнительной власти, её «лицом».

Правительство осуществляет руководство министерствами службами и агентствами, действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.

Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Исполнительная власть - важнейший элемент системы разделения властей.

Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром.

В России на сегодняшний день существует, президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией Российской Федерации 1993 г., предопределила положение Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Структура исполнительной власти в России замыкается на президенте Российской Федерации, который является ключевой фигурой в государственно-политическом механизме России. Президент как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В то же время Президент наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных органах, председательствует на заседаниях Правительства, решает вопросы в области внешних сношений и военной сфере.

Делая вывод по данному вопросу, можно сказать о том, что правительство, как было уже выше сказано коллегиальный орган который за счёт этой коллегиальности и должен осуществлять распорядительные и исполнительные меры, направленные на исполнение законов и иных нормативно правовых актов.

 

1.2 Правовое регулирование  деятельности Правительства Российской  Федерации

В своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а так же принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение Правительства Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

В гл. 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и другие вопросы.

Обобщая положения Конституции РФ о Правительстве Российской Федерации, мы можем сказать, что здесь определены основы формирования состава Правительства РФ и ее место в системе органов государственной власти.

Что же касается Федерального конституционного законодательства то Федеральный конституционный закон определяет следующие положения:

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное Правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Видно, что высшей ценностью для всей нашей политической системы является Конституция, не исключение и Правительство РФ, которое так же действует в соответствии с «буквой закона».

В заключение данного параграфа мы можем сказать, что рассмотрели правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации, выяснив, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Глава 2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации

2.1 Состав и  порядок формирования Правительства  Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 05.10.2009) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации имеет следующий состав:

Председатель Правительства Российской Федерации, восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.

Порядок формирования Правительства установлен гл. 6 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ. Если Государственная Дума РФ отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент вносит новую кандидатуру в течение недели. Государственная Дума РФ рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения.

Информация о работе Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации