Система исполнительной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Центральные органы исполнительной власти …….. 4
1.1. Президент РФ как высший орган исполнительной власти.………….. 4
1.2. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти…………. 6
Глава 2. Территориальные органы исполнительной власти …….. 12
2.1. Федеральные территориальные органы исполнительной власти ………….. 12
2.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 15
Заключение……………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

административное.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

      Согласно определению к этому  виду органов относятся федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе  межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их  ведению,  а  также  функциональное регулирование в  определенной  сфере  деятельности.  Госкомитет  возглавляет председатель  государственного  комитета  Российской   Федерации.   Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов.

      Федеральные  комиссии  –   это   коллегиальные   органы,   учреждаемые

Президентом РФ.  Особенностью  функциональной  направленности  этих  органов является то, что не существует определенного критерия  для  их  образования. Предусмотрены три  комиссии:  Федеральная  энергетическая  комиссия  РФ;  по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.6

      В систему федеральных органов исполнительной  власти  входят  и  такие

органы,  как  федеральные  службы,  надзоры   и   агентства.  Это   органы

исполнительной  власти,  которые  осуществляют  специальные  (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и  др.)  функции  в  установленных сферах  ведения.

 

Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительству подчиняются федеральные министерства и иные перечисленные выше федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

2.1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти имеют единую правовую природу, общие, а также специфические  черты, определяемые особенностями  содержания деятельности создавших их федеральных органов.

Правовой основой  создания данных органов служит Конституция  РФ. Упоминание о них имеется в  ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 11), который отнес к полномочиям Правительства РФ установление порядка их создания и деятельности.

Правовая природа и статус территориальных органов в принципе предопределены ст. 78 Конституции РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать их руководителей.7

По смыслу данной статьи территориальные органы являются государственными органами: они выступают  субъектами государственно-властных полномочий, делегированных им федеральными органами исполнительной власти для выполнения их государственных по своему характеру задач и функций. Именно в качестве государственных территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами создавших их федеральных органов исполнительной власти, а также касающимися их деятельности нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.

В организационной  системе исполнительной власти территориальные органы принадлежат к федеральным государственным органам, осуществляющим в пределах подведомственной территории исполнительную деятельность. Это предопределяется их назначением, в частности, федеральным характером возложенных на них полномочий.8

На федеральном  уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы.

Рассмотрим  основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого звена.

1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110–117), Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.), Федеральным конституционным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Феде рации» от 31 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1).

Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Эти органы подчинены Правительству и ответственны перед ним.

Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата являются департаменты.

2. Федеральные министерства. Сейчас они рассматриваются в качестве ведущих звеньев субъектов исполнительной власти.

Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.9

Из этого  определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность по реализации исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена, определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а следователь но, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов.

3. Государственные комитеты Российской Федерации. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

 

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что все перечисленные органы исполнительной власти имеют огромное значения на ее деятельность в отрасли государственного управления, в которой эти органы осуществляют весь комплекс управленческих функций и полномочий.

 

 

2.2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Однако кроме названной конституционной нормы до настоящего времени не принят законодательный акт, регулирующий процесс организации и функционирования такой системы. Иначе говоря, нет закона, специально посвященного исполнительной власти. В результате и в силу того, что субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в 89 субъектах РФ сложилась оригинальная система органов исполнительной власти. Юридически такие органы не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Это, в частности, означает, что, на пример, министерство или иной орган, осуществляющий государственное управление в области образования в масштабе республики, не подчинен федеральному Министерству общего и профессионального образования. Последнее лишь координирует работу соответствующих его профилю органов исполнительной власти субъектов РФ. Управленческая вертикаль фактически отсутствует. И лишь в некоторых системах она сохранила свое прямое выражение (например, в системе управления внутренними делами, транс портными системами).10

В настоящее  время для характеристики системы государственного управления в субъектах РФ все чаще употребляется термин «региональное управление», внедренный в оборот Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от3июня 1996г.

Образовано федеральное Министерство региональной политики РФ, основные задачи которого состоят в обеспечении координации действий федеральных и региональных органов исполнитель ной власти в рамках российского федерализма. Однако одновременно создано и Министерство национальной политики РФ, действующее в том же направлении, что противоречит единству национальных и территориальных (региональных) аспектов федеративных отношений.11

При общей характеристике системы регионального управления и органов исполнительной власти субъектов РФ необходимо также учитывать, что сами эти субъекты различны: республики, входящие в состав РФ, разумеется, не тождественны краям, областям, хотя в принципе они равноправны.12 Однако Правительство РФ не вправе отменить исполнение правовых актов республиканским правительств (они могут лишь приостанавливаться), но уполномочено на отмену таких актов органов исполнительной власти иных субъектов РФ. Определенное влияние на характер взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов РФ оказывает и то, что в республиках действуют конституции, а в других субъектах РФ – уставы. Как показывает управленческая практика, это дает возможность республикам нередко занимать более радикальные позиции при решении вопросов организации собственного механизма исполни тельной власти.

Предусмотренное Конституцией РФ разграничение предметов  ведения и полномочий между органами исполнительной власти Федерации и  ее субъектов, с одной стороны, предполагает обширный круг вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; вопросы образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п. (ст. 72). С другой стороны, конкретизация объема взаимных полномочий названных органов в этих областях отсутствует. Это породило чрезвычайно широкое использование также пред усмотренного Конституцией РФ механизма передачи осуществления части полномочий органов исполнительной власти РФ таким  же органам в субъектах РФ и наоборот на основе соглашений (ст. 78). При этом, как показывает практика, при отсутствии специального закона, регламентирующего подобный механизм, соглашениями нередко нарушаются конституционные нормы, а отдельные субъекты РФ с их помощью добиваются для себя немалых льгот, уступок, преимуществ и т.п.                         

Сказанное предопределяет необходимость рассмотрения особенностей системы органов исполнительной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

 

По своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени  изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических  и политических преобразований.

 
Из курсовой работы можно сделать  вывод, что Президент РФ, как и  Правительство РФ, влияют на действия исполнительной власти, Президент осуществляет контроль за исполнением полномочий Правительством. В свою очередь Правительство  осуществляет исполнительную власть, реализует политику принятую Президентом РФ. 
Помимо Правительства и Президента немаловажное место занимают такие органы, как федеральные министерства, государственные комитеты, комиссии и прочие органы власти, призванные осуществлять координацию деятельности исполнительной власти в тех или иных сферах деятельности. Как было показано, очень часто они различаются лишь названием и предметом ведения, а президентские структуры, («Иные федеральные органы исполнительной власти»), объединяются под эгидой Администрации Президента РФ. 
То есть система федеральных органов исполнительной власти не отличается четким определенным статусом составляющих ее звеньев. 
Органами исполнительной власти в территориальных субъектах РФ являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В республиках подход к исполнительной власти индивидуален. В каждом субъекте РФ организуется и реализуется своеобразная система власти.

Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Информация о работе Система исполнительной власти в РФ