Система исполнительной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Центральные органы исполнительной власти …….. 4
1.1. Президент РФ как высший орган исполнительной власти.………….. 4
1.2. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти…………. 6
Глава 2. Территориальные органы исполнительной власти …….. 12
2.1. Федеральные территориальные органы исполнительной власти ………….. 12
2.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 15
Заключение……………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

административное.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального  образования

«Поволжская академия государственной службы

имени П.А. Столыпина»

Филиал ФГОУВПО  «ПАГС» в г. Балакове

ФАКУЛЬТЕТ  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА  ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Система  исполнительной власти в РФ

предмет: Административное право

 

                                     Выполнила: студентка 2 курса,

                                                   Квочкина  О.В.

                         очной формы обучения

                             специальности: 080504.65

                                              «Государственное и муниципальное  

     управление»                                         

                                          Руководитель: кандидат юр. наук,

                                                      доцент Абушов Р.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Балаково 2011

 

     

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Центральные органы исполнительной власти …….. 4

1.1.  Президент  РФ как высший орган исполнительной  власти.………….. 4

1.2. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти…………. 6

Глава 2. Территориальные органы исполнительной власти …….. 12

2.1. Федеральные  территориальные органы исполнительной власти ………….. 12

2.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 15

Заключение……………………………………………………………….. 18

Список использованной литературы……………………………………. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России формируется  правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и  структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием. Поэтому тема данной работы представляется весьма актуальной.

 

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Объектом исследования в данной теме является исполнительная власть.

Предметом исследования - органы исполнительной власти.

Цель  данной работы-показать систему органов исполнительной власти и субъектов, объяснить ее значение для Российской Федерации.

Задачами являются:

- определить систему и структуру органов исполнительной власти в РФ

- показать значение высшего органа исполнительной власти и рассмотреть его соотношение с Президентом РФ.

- дать описание территориальным органам исполнительной власти.

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе  рассматриваются центральные органы исполнительной власти, а также влияние Президента на исполнительную власть.

 

Во второй главе  рассматриваются Федеральные территориальные  органы исполнительной власти и также органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ.

Описание этих пунктов даёт широкое  представление  о полномочиях и  значении исполнительной власти для РФ.

 

ГЛАВА 1.ЦЕНТРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    1. ПРЕЗИДЕНТ РФ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Вопрос о  том, входит ли Президент РФ в систему  органов исполнительной власти в  научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена  ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции РФ властей, противоречит закрепленному принципу разделения властей. Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти  и его можно рассматривать как главу исполнительной власти.  В соответствии с этой точкой зрения, Конституция определяет статус федерального Президента как "фактического главы исполнительной власти"1 
          Президент РФ осуществляет руководство государственной администрацией, как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. В их числе: министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, национальной политики по на логам и сборам; службы внешней разведки, железнодорожных войск, безопасности, охраны, пограничная; федеральное агентство правительственной связи и информации. Положения об этих органах утверждаются Президентом РФ.2

Президент РФ назначает  ряд должностных лиц, имеющих  пря мое отношение к функционированию исполнительной власти. Это лица высшего  командования Вооруженных Сил РФ, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства, участвовать в формировании его  Президиума, принимать решение об отставке Правительства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное  и чрезвычайное положение, руководит  Советом Безопасности РФ.3

Так же Президент  РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются многие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.  

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ (хотя формально он не относится ни к одной ветви власти), а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства.

Самостоятельность и независимость Правительства  РФ в руководстве государственной  администрацией допустима лишь в  тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

    1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Наличие широких  полномочий Президента РФ в сфере  исполнительной власти не означает, что  Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.4 определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.

Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы  сведения

о  полученных  и  являющихся  объектами  налогообложения   доходах,   ценных бумагах,  а  также  о   являющемся   объектом   налогообложения   имуществе, принадлежащем  им  на   праве   собственности.   На   членов   Правительства  распространяются   ограничения,   связанные   с   пребыванием в  составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля  1995  г.  «Об основах государственной службы   Российской   Федерации»   и   Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г.  «О  Правительстве Российской Федерации».

     

 

 

КОНСТИТУЦИЯ РФ ОПРЕДЕЛЯЕТ  КРУГ  ПОЛНОМОЧИЙ  ПРАВИТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

 

1. Разработка и предоставление Государственной  Думе  федерального  бюджета,

 обеспечение  его исполнения и отчет об  этом перед Государственной Думой;

2. Обеспечение  проведения в стране единой  финансовой, кредитной  и  денежной

 политики;

3.  Обеспечение   проведения  единой  государственной  политики   в   области

 культуры, науки,  образования,  здравоохранения,  социального  обеспечения,

 экологии;

4. Осуществление  управления федеральной собственностью;

5. Осуществление  мер по обеспечению обороны,  государственной безопасности  и

 реализации  внешней политики страны;

6. Осуществление  мер  по  обеспечению  законности,  прав  и  свобод,  охране

 собственности  и общественного порядка, борьбе  с преступностью.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА  И  ИНЫЕ  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

 

Федеральные министерства  и  иные  федеральные  органы  исполнительной

власти подчиняются  Правительству и  ответственны  перед  ним  за  выполнение порученных задач.

      В систему  федеральных   органов  исполнительной  власти  входят  кроме

Правительства   РФ   отраслевые   и   межотраслевые    федеральные   органы

исполнительной  власти. Их структурный состав  достаточно  разнообразен  и  в разное  время  включал  министерства,  государственные  комитеты,  комитеты, федеральные  службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии  и другие органы    государственного     управления, осуществляющие     полномочия исполнительной  власти.  В  настоящее  время  систему  федеральных   органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные  комитеты РФ,  федеральные  комиссии  РФ,  федеральные   службы   России,   Российские агентства, федеральные надзоры России.5

      Министерство Российской Федерации  – как и  другие  федеральные   органы исполнительной  власти  –  это  самостоятельный  орган  системы.  Он   имеет центральный  аппарат,  реализующий  функции  данного   органа   в   пределах определенной компетенции по предметной области государственного  управления, которая входит в его ведение.

      Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6  сентября 1996  г.,  -  это  «федеральный  орган  исполнительной  власти,   проводящий государственную политику и осуществляющий управление в  установленной  сфере деятельности, а также координирующий в случаях,  установленных  федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных  федеральных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство  является органом  отраслевого  управления,  по  сути,  многие  министерства   являются межотраслевыми  и  распространяют  свои  полномочия  на  все  другие  орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

      Правительство  назначает   и  освобождает  от  должности   заместителей

федеральных министров, кроме того оно  вправе  отменять  и  приостанавливать действие актов министерств.

      Государственные    комитеты    Российской    Федерации    теоретически

предназначены   для   выполнения   межведомственных   или   надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются  либо  на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно  связанную с профилем государственного комитета.

Информация о работе Система исполнительной власти в РФ