Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.
Введение………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Центральные органы исполнительной власти …….. 4
1.1. Президент РФ как высший орган исполнительной власти.………….. 4
1.2. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти…………. 6
Глава 2. Территориальные органы исполнительной власти …….. 12
2.1. Федеральные территориальные органы исполнительной власти ………….. 12
2.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 15
Заключение……………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская академия государственной службы
имени П.А. Столыпина»
Филиал ФГОУВПО «ПАГС» в г. Балакове
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Система исполнительной власти в РФ
предмет: Административное право
очной формы обучения
специальности: 080504.65
управление»
Руководитель: кандидат юр. наук,
г. Балаково 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Центральные органы исполнительной власти …….. 4
1.1. Президент
РФ как высший орган
1.2. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти…………. 6
Глава 2. Территориальные органы исполнительной власти …….. 12
2.1. Федеральные
территориальные органы
2.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………. 21
ВВЕДЕНИЕ
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием. Поэтому тема данной работы представляется весьма актуальной.
На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
Объектом исследования в данной теме является исполнительная власть.
Предметом исследования - органы исполнительной власти.
Цель данной работы-показать систему органов исполнительной власти и субъектов, объяснить ее значение для Российской Федерации.
Задачами являются:
- определить систему и структуру органов исполнительной власти в РФ
- показать значение высшего органа исполнительной власти и рассмотреть его соотношение с Президентом РФ.
- дать описание территориальным органам исполнительной власти.
Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе
рассматриваются центральные
Во второй главе
рассматриваются Федеральные
Описание этих пунктов даёт широкое представление о полномочиях и значении исполнительной власти для РФ.
ГЛАВА 1.ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.
Действительно,
Президент РФ обладает весьма обширными
полномочиями, и конституционная
модель этого института соответствует
модели сильного Президента, принятой
во многих странах мира. Однако обе точки зрения,
ставящие Президента вне обозначенных
в Конституции РФ властей, противоречит
закрепленному принципу разделения властей.
Более корректной представляется третья
точка зрения, согласно которой Президент
РФ, формально являясь главой государства,
входит в то же время в систему исполнительной
власти и его можно рассматривать как
главу исполнительной власти. В соответствии
с этой точкой зрения, Конституция определяет
статус федерального Президента как "фактического
главы исполнительной власти"1
Президент РФ осуществляет
руководство государственной администрацией,
как через правительство, так и непосредственно.
В области исполнительной власти он наделен
широкими полномочиями, которые распространяются
на всю сферу государственного управления.
Президент РФ осуществляет общее руководство
деятельностью Правительства РФ и непосредственно
руководит работой некоторых федеральных
органов исполнительной власти. В их числе:
министерства обороны, внутренних дел,
иностранных дел, по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, национальной
политики по на логам и сборам; службы
внешней разведки, железнодорожных войск,
безопасности, охраны, пограничная; федеральное
агентство правительственной связи и
информации. Положения об этих органах
утверждаются Президентом РФ.2
Президент РФ назначает
ряд должностных лиц, имеющих
пря мое отношение к
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства, участвовать в формировании его Президиума, принимать решение об отставке Правительства.
Президент РФ является
Верховным Главнокомандующим
Так же Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются многие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.
Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ (хотя формально он не относится ни к одной ветви власти), а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства.
Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.
Наличие широких полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.4 определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство
осуществляет руководство министерствами
и ведомствами действующими, прежде
всего, в экономической и социально-
Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы сведения
о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На членов Правительства распространяются ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
КОНСТИТУЦИЯ РФ ОПРЕДЕЛЯЕТ КРУГ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. Разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета,
обеспечение
его исполнения и отчет об
этом перед Государственной
2. Обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной
политики;
3. Обеспечение проведения единой государственной политики в области
культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;
4. Осуществление
управления федеральной
5. Осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности и
реализации внешней политики страны;
6. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод, охране
собственности
и общественного порядка,
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме
Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы
исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.5
Министерство Российской
Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей
федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически
предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.